Изучите теоретический материал. Научный стиль и его характеристика




Тема: 1.3. Научный текст как продукт исследовательской деятельности.

Краткое содержание. Общая характеристика научного текста. Основные формы научного повествования. Специфическая лексика. Понятие о терминах. Грамматические (синтаксические) особенности.

Количество часов: 1

Цель: формирование, обобщение и систематизация знаний о научном стиле речи и присущих ему признаках, сфере их использования; закрепление умения использовать научный стиль речи; воспитание культуры устного и письменного общения, культуры умственного труда.

Способ коммуникации: https://vk.com/id1184101 оперативная связь с преподавателем

Сроки выполнения: до 13 недели семестра

Теоретический блок

Актуализация имеющихся знаний.

Изучите примеры текстов в научном стиле. Назовите признаки (характерные особенности) научного стиля.

 

1. Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.

 

2. Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.

 

3. Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.

Изучите теоретический материал. Научный стиль и его характеристика

Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Он обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. Поэтому его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты, а также идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.   В нем применяются следующие языковые средства: • специализированные слова (в том числе термины и специфическая фразеология); • сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются вводные слова); • конструкции с обобщающими родовыми наименованиями. Научному стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог. Ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.), это: • предварительное обдумывание высказываний; • монологический характер; • строгий отбор языковых средств; • тяготение к нормированной речи.
Признаки научного стиля   • Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, применения терминов и специальной лексики. • Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д. • Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку. • Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор. • Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование. • Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты. Не свойственно употребление восклицательных высказываний, выразительных и эмоционально-оценочных средств, а также изложение субъективного мнения.   Подтипы научного стиля(в зависимости от конкретных задач и сферы использования): • Собственно научный: для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Академическое изложение, точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация. • Научно-информативный. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. • Научно-популярный. Сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком. Для создания лекций, статей и очерков. • Учебно-научный. Наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. • Научно-справочный. Для словарей, справочников, каталогов и энциклопедий. Определения терминов, цифровые данные, даты. • Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
  Основные способы построения научного текста Описание Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение). Рассуждение Изображает причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях. Повествование Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.   Структура научного текста Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа. • В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь. • В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы. • Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения. • В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.

 

Практический блок (с домашним заданием)

Задание 1.

Из списка выберите: общеупотребительную лексику, общенаучную лексику, специальные термины, профессионализмы. Выделите термины, известные вам, и дайте их дефиниции. Предположите, к какой сфере относятся неизвестные вам термины и профессионализмы. Проверьте по словарям и справочникам[1].

Следует помнить, что одно и то же слово, будучи многозначным, может принадлежать к разным пластам словарного состава языка, а также то, что среди терминов существует омонимия: один и тот же термин может входить в разные терминологии языка, что представляет собой межотраслевую терминологическую омонимию.

 

Атрофия, мышление, лапша (двухжильный провод), десятичная дробь, явление, скаты (колесные шины), сфера, глухой согласный, стаккато, процесс, аккомодация, кликнуть, функция, дрова, результат, воздух (место на странице, не занятое текстом и иллюстрациями), точка кипения, подвал (статья, занимающая низ газетной полосы), сангвиник, секач (молоток сварщика), железо.

 

Задание 2.

Выберите определения, сочетающиеся с основными научными понятиями[2].

 

Анализ неизменный, глубокий, детальный, доходчивый, большой, обстоятельный, реальный, проведенный, равный, сравнительный
Вопрос актуальный, огромный, великий, конкретный, общий, практический, принципиальный, целый, сложный, целый, теоретический
Задача целая, ближайшая, конкретная, готовая, намеченная, определенная особая, человеческая, первоочередная, поставленная, бывшая
Изучение внимательное, всестороннее, глубокое, дальнейшее, детальное, длительное, непосред­ственное, объективное, постоянное, систематическое, специальное, углубленное, небольшое
Исследование актуальное, всестороннее, человеческое, глубокое, научное, обширное, бывшее, основательное, подробное, среднее, полное, серьезное, красивое, углубленное
Материал богатый, добрый, достаточный, достоверный, короткий, имеющийся, использо­ванный, общественный, чистый, научный, неподходящий, разнообраз­ный, странный, системати­зированный, поздний, собранный, справочный, ста­тистический, фактический, чистый, экспериментальный
Наблюдения способные, важные, малые, свободные, нынешние, визуальные, дальнейшие, многочисленные, научные, нормальные, ближайшие, непосредственные, постоянные, проведенные, регулярные, тихие
Проблема актуальная, большая, важная, крайняя, ведущая, правильная, научная, неразрешимая, дальняя, острая, традиционная, фундаментальная
Цель важная, главная, конкретная, неожиданная, эффективная, научная, основная, характерная, поставленная, удобная, практи­ческая, указанная
Эксперимент случайный, аналогичный, положительный, окружающий, важный, задуманный, интересный, намеченный, опытный, новый, обязанный, подобный, проведенный, проверочный, уникальный, успешный, талантливый

 

Задание 3.

Перед вами дефиниции (определения) терминов, сформулированные некорректно. Прочитайте их. Укажите, какого рода ошибки допущены, внесите в таблицу; если возможно, сформулируйте дефиницию правильно. Если исправления большие по объёму, просто укажите на необходимость исправления. Результаты оформите в виде таблицы.

 

Термин – это слово или словосочетание, называющее определенной понятие какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Термин служит специализирующим, точным обозначением характерных для этой сферы предметов, явлений, взаимодействий. Они однозначны и не несут эмоциональной окраски.

Определение, точнее, определение понятия, или дефиниция — логическая операция установления смысла термина. Определение раскрывает содержание понятия, позволяет отличать предмет, отражаемый понятием, от сходных с ним предметов, устанавливать значение того или иного термина, перечислить его существенные признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов.

Примеры ошибок в определениях:

1. Широкое определение «Лошадь — позвоночное млекопитающее животное».

2. Узкое определение «Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за совершённые поступки».

3. И широкое и узкое одновременно «Бочка — это сосуд для хранения жидкостей».

4. Круг в определении (дефиниция определяется через определяемое слово: «Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям»).

5. Недостаток чёткости и ясности — определения не должны быть двусмысленными, не допускаются метафоры и сравнения: «Лев — царь зверей».

6. Отрицательная формулировка: «Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам».

7. Предвзятость в определении: «Хип-хоп-музыка – жанр популярной стилизованной ритмичной музыки, сопровождаемой рифмованной речью, которую исполнители, зачастую не обладая представлением о музыкальном и поэтическом искусстве, произносят нараспев».

8. Смешение других действий, не раскрывающих суть понятия:

- описание — перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных.

- характеристика — перечисление самых важных признаков.

- сравнение — фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами.

- демонстрация — ознакомление с понятием выяснением его рода или класса.

9. Непрозрачность определения: запутанная, сложная, неясная формулировка.

 

Дефиниция термина Ошибки Исправления
1. Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), отрасль педагогики, теория образования и обучения школьников.    
2. Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом [Джон Локк].    
3. Методика учебного предмета – частная дидактика, методика обучения учебному предмету.    
4. Под словосочетанием понимается соединение двух или более знаменательных слов (вместе с относящимся к ним служебными словами или без них).    
5. Согласный звук – звук, образующийся в результате прохождения воздушной струи через преграду во рту.    
6. Подросток – мальчик или девочка в подростковом возрасте.    
7. Сурдопедагогика – один из разделов коррекционной педагогики.    
8. Подросток – это уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность.    
9. Колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.    
10. Логика – наука о законах и формах правильного мышления современного человека.    
11. Классификация наук – многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания (например, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки, биологические науки).    
12. Творческое мышление – это мышление, которое обеспечивает решение творческих задач.    

 

 

Задание 4.

Оцените фрагмент текста с позиции соответствия стилю научного произведения. Скорректируйте текст, если необходимо.

 

На практике, по нашим наблюдениям, обучению письму как самостоятельному виду речевой деятельности в учебном процессе отводится самое скромное место. Возможно, объяснение этому факту следует искать в недооценке потенциала, которым обладает письменная речь для развития говорения и чтения. Соответственно, игнорируется принцип взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности. В результате происходит смещение акцента в сторону обучения устной речи, устной форме общения. Кроме того, нередко преподаватели иностранного языка, выпускники языковых или педагогических вузов, не получив достаточной практической и теоретической подготовки в области обучения письменной речи, избегают этого вида работы, опасаясь того, что они могут выглядеть непрофессионально. Обучение письму предусматривается в программах по иностранным языкам для всех типов учебных заведений и ступеней образования. Под обучением письму подразумевается не только обучение графике и орфографии, но прежде всего обучение письменной речевой деятельности, т.е. процессу формулирования и выражения мыслей, конечным результатом которого являются фиксированные тексты различных коммуникативно-речевых жанров и типов речи.  

[1] Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.

Особенности научного стиля [Электронный ресурс] // Портал «Стиль документа» [сайт]: <https://doc-style.ru/NTT/?id=1.10> (19.05.14).

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1985. – 400 с.

[2] Словарь сочетаемости Денисов П.Н., Морковкин В.В. Словарь сочетаемости слов русского языка / Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина; Под ред. Г. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – 2-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1983. – 688 с. https://vassilenkoanatole.narod.ru/slovar-sochet_slov.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: