Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию
Ребенка раннего возраста всемье
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».
По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
Ходите с ребенком в музеи, театры
Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.
В период2-3 летнего возраста для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
· Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
· Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
· Различные движущиеся игрушки;
· Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
· Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
· Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
- перевернутые детские формочки, ведра,
- свистки и дудочки из глины и дерева.
· Конструкторы и мозаика;
· Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
· Игрушки контрастных размеров,
· Игрушки различной формы (круглые, кубические),
· Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
· Книги с большими предметными картинками,
· Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2,5 – 3 лет.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
· Разрезные картинки, кубики с картинками;
· Парные картинки;
· Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
· Несколько видов мозаики;
· Разнообразные некомплектные конструкторы;
· Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
· Банки разного размера;
· Шнуровки, застегивающиеся коврики.
· Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
· Игрушечные животные;
· Тканевые мячики;
· Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.