Специфика данного учебного курса определяется высоким динамизмом развития правовой базы деятельности правоохранительных органов, регламентирующей организацию, полномочия, взаимоотношения этих органов с другими публичными структурами государства. За последнее время произошли существенные изменения законодательного регулирования деятельности правоохранительных органов России. Создан новый правоохранительный орган – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств; претерпели изменения функции Федеральной службы безопасности; грядет реформа Министерства внутренних дел РФ; произошла ликвидация органов налоговой полиции, Пограничной службы и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, служба судебных приставов выделена из Министерства юстиции в отдельное структурное подразделение – Федеральная служба судебных приставов.
Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:
1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.
2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.
4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.
Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.
Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа. Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.
Виды правоохранительных органов:
Первая классификация
1. Органы, относящиеся к судебной власти
а) Верховный суд РФ
в) Конституционный суд РФ
г) Нижестоящие суды
2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.
а) Министерство внутренних дел
б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)
в) Министерство юстиции РФ
г) Федеральная служба охраны (ФСО)
д) другие
3. Прокуратура РФ
4. Органы юридической помощи.
Вторая классификация
Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.
Классификация правоохранительных органов РФ | Виды правоохранительной деятельности |
· Конституционный Суд РФ; · Конституционные суды республик РФ | конституционный контроль |
Суды общей юрисдикции | правосудие |
Министерство юстиции РФ | организационное обеспечение деятельности судов |
Прокуратура РФ | · прокурорский надзор; · выявление и расследование преступлений |
Органы внутренних дел | выявление и расследование преступлений |
Адвокатура | оказание юридической помощи и защита по уголовным делам |
Министерство внутренних дел РФ | непосредственное обеспечение правопорядка в стране |