Композиция в рисунке натюрморта




Рисование куба

Куб является одним из самых простых по построению геометрических тел. он является своего рода базовой формой в понимании построения различных простых геометрических тел комбинированных сложных форм. На основе обучения рисованию куба строится методика изображения гранных форм и тел вращения.

Для рисования куба выберите ракурс, при котором убедительно читается объёмная форма. Это

угловое положение и точка зрения сверху

1. Выполните компоновку (выбор места и величины) изображения с учётом ракурса, пропорций

и перспективы. Определяется протяжённость объекта по вертикали и горизонтали. Это ограничение

пространства двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

2. Начните перспективное построение куба с проведения вертикальной линии, соответствующей

ближнему ребру. Положение этой вертикальной линии устанавливается с учётом изменённых в пер-

спективе пропорций левой и правой плоскостей куба по горизонтали. Затем обозначьте на вертикаль-

ной линии величину этого ближнего ребра двумя засечками. Далее передайте в рисунке углы наклона

уходящих в глубину пространства параллельных между собой рёбер.

Когда рисуют с опорой на натурный объект, то максимально точно определяют угол отклонения

от горизонтали уходящего в глубину пространства ребра предмета. С этой целью приставляют на вы-

тянутую руку карандаш к основанию ближнего вертикального ребра куба и определяют углы откло-

нения уходящих вглубь горизонтальных рёбер слева и справа от горизонтали. Горизонталью в дан-

ном случае является карандаш. Следует помнить, что чем больше угол, тем сильнее и сокращение

размеров горизонтальных рёбер, а при небольшом угле их отклонения и сокращение величины мень-

ше.

3. Определите угол отклонения от горизонтали рёбер верхнего основания. Через верхнюю за-

сечку этого же ближнего вертикального ребра куба проведите линии, соответствующие горизонталь-

ным рёбрам верхнего основания. Они в линейной перспективе направляются в те же точки схода, что

и линии соответствующие нижним рёбрам. Напоминаем, что точки схода воображаемые и всегда

принадлежат линии горизонта, находящейся на уровне зрения рисующего. Ограничьте форму слева и

справа вертикальными линиями, соответствующими вертикальным рёбрам удаленных участков куба.

Используя принцип линейной перспективы, достройте весь объект, представляя его в виде прозрач-

ной формы. Куб в целом построен. В рисунке он представлен «прозрачным».

4. Для того чтобы передать конструкцию, выполните сечения. Их должно быть не менее трёх: два вертикальных и одно горизонтальное. Эти сечения проходят через середину куба. Определите в рисунке объекта центры всех его плоскостей. Для этого проведите диагонали в каждой плоскости куба. Через точки пересечения диагоналей проведите линии, параллельно вертикальным ребрам куба. Эти центральные линии, пересекаясь с линиями рёбер куба, делят их на равные части. Соединив последовательно эти точки, получаются плоскости внутри куба. В результате построения образовались две вертикальные и одна гори-

зонтальная плоскости, проходящие через середину куба. Данные сечения «наполняют» форму.

На основе построения в линейном рисунке передано не только очертание трёхмерной формы, а и

убедительно раскрыта конструкция. После завершения построения, усильте линии видимого контура

и ближние участки куба

Тоном в рисунке называют степень светлоты того или иного пятна в изображении.

5. Дальнейшее изучение объёма предмета осуществляйте через тональный рисунок. Необходи-

мо, прежде всего, определить самые светлые и самые тёмные места в натуре. Исходя из разницы све-

тотональных контрастов, от самого светлого до самого тёмного и их промежуточных тонов, следует

проследить за направлением световых лучей, падающих на поверхность куба. Тон прокладывайте

постепенно, начиная с тёмных мест – собственной и падающей теней. Затем переходите к полутонам,

образуемыми скользящими по поверхности лучами света. Работая тоном, необходимо помнить, что

самое главное – умение работать отношениями. В противном случае вся работа сведётся к поверхно-

стному срисовыванию видимых тональных пятен. Накладывая полутона, усильте тон в теневых уча-

стках: собственные и падающие тени.

Для того чтобы форма кубы была выявлена более объёмно, необходимо обозначить контраст

света и тени путём усиления тона в участках преломления формы (рёберные участки куба). При этом

следует внимательно следить за полутоном на освещённой и теневой поверхностях. Работая над реф-

лексом, помните о том, что по силе тона он всегда темнее полутонов. Не забывайте, наиболее тёмны-

ми тонами являются границы собственной и падающей теней. Причём падающая тень темнее собст-

венной. Выявляя форму куба светотенью, штрихи следует класть по направлению, соответствующе-

му характеру формы предмета.

Моделируя форму, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, сопоставляя силу

тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения мо-

жет быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полу-

тонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка.

Рефлекс – в рисунке – отражение света от поверхности одного предмета в затемненной части другого.

Рисование призм

Четырехгранная призма в построении очень близка к рисунку куба. Разница будет только в про-

порциях сторон. Используйте в данном случае навыки работы над кубом.

Шестигранная призма (рис. 2) строится на основе четырёхгранной.

1. Нарисуйте четырёхгранную призму и выполните в ней сечения: два вертикальных и одно го-

ризонтальное. При этом стороны квадратов оснований тоже будут поделены на равные части. Через

центры квадратов проходят линии, делящие стороны квадрата соответственно на два равных отрезка.

2. Две противоположные стороны квадрата ещё раз разделите влево и вправо от середины попо-

лам. Получаем шесть точек, являющихся вершинами шестигранной плоскости. Соедините получен-

ные точки последовательно между собой. Проверьте правильность построения. Верное построение

должно дать изображение шестигранной плоскости с равными сторонами. Таких по форме плоско-

стей должно быть в рисунке две, так как у шестигранной призмы два основания.

3. Соедините противолежащие углы двух оснований призмы линиями. Эти линии будут соот-

ветствовать шести недостающим для завершения построения формы ребрам.

Помимо выполненных сечений в базовом построении призмы можно дополнить построение ещё

сечениями. Они улучшат пространственную характеристику формы.

4. Продолжите работу над передачей пространственной характеристики формы тоном.

Рисование тел вращения

Тела вращения образуются путём поворота плоскости вокруг оси. Прямоугольная плоскость соз-

даёт цилиндр, треугольная – конус, при повороте круга – шар. В перспективном построении тел вра-

щения сложность представляет изображение оснований, имеющих форму круга.

Рисование шара

Шар воспринимается нашим глазом с любых точек зрения одинаково. В линейном рисунке его

очертание предстаёт в виде окружности. Придать ему объём позволяет использование сечений и тона

(рис. 5). Существует множество подходов к изучению изображения шара. В методике линейно-

конструктивного рисунка предлагается построение шара на основе куба.

Рис. 5. Рисование шара на основе куба

1. Выполните по воображению рисунок куба. Убедительно он выглядит в угловом положении,

так как видны три его плоскости. Куб рассеките тремя взаимно перпендикулярными плоскостями,

проходящими через его центр. Сечения представляют собой квадраты в перспективе.

2. В данных сечениях изобразите горизонтальный и два вертикальных эллипса (принцип их по-

строения рассматривался в задании по рисованию куба с вписанными в его плоскости окружностя-

ми).

3. Полученные эллипсы являются сечениями шара. По большим осям точки эллипсов равноуда-

лены от центра. Соединив их линией между собой, получите очертание в форме окружности. Сохра-

ните линии построения. Особенно это касается большой и перпендикулярной ей малой оси. В линей-

ном рисунке усильте линии ближних участков сечений – эллипсов и очертания шара.

 

композиция в рисунке натюрморта

Натюрморт - это композиция из нескольких объектов. Композиция это такое соединение элементов которое дает ощущение единого целого. Обратите особое внимание на размещение объекта внутри рисунка с самого начала. Это первый этап в рисовании натюрморта. Следующей важной частью являются пропорции объектов. Пропорции являются взаимосвязью между двумя или более величинами. Обратите внимание на взаимосвязь между размерами и формами. Уделите время для определения взаимосвязи между объектами. Всегда работайте параллельно, изображения должны "проявляться"

Отбирая предметы для натюрморта, всегда учитывают их размеры, форму, материал, цвет, чтобы составить определенную группу. Когда предметы будущего натюрморта отобраны, приступают к поиску композиционного решения. Находят место для каждого предмета, выделяют наиболее значительный из них по величине или наиболее яркий по цвету, помещая его в центре композиции. Размещение остальных предметов подчиняется главной мысли композиции.

Предметы перемещают в пространстве до тех пор, пока не будет найден нужный вариант в решении характера освещения, пространства, цветовой гармонии всей группы, выражающий главную мысль постановки, выявляющий живописные качества предметов, красоту и своеобразие их форм, материала и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: