Домашняя работа. Практическое занятие № 31. Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»




16.04

Домашняя работа

Практическое занятие № 31

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

 

 

Цель занятия: выполнить анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч» и определить, в чём поучительное значение этого рассказа.

Задачи:

- раскрыть трагизм повседневно-будничного существования обывателей города С.;

- показать разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей;

- развивать умение анализировать художественный текст.

образованных мужчин – добровольно отказались от полноценной, насыщенной событиями жизни, пр«определить

Система вопросов и заданий

Письменно ответить на вопрос:

· Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем?

Устно (самоконтроль)

1. Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. (На первых порах земский врач много работает, не имея ни минуты свободного времени.)

2. Как к нему относятся в городе?

3. Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приемы использует автор для изображения этой семьи?

4. Основные этапы жизни Старцева. Как изменяется его внешность, поведение, речь?

5. Как относится он к Екатерине Ивановне? Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны? Кто виноват?

6. Что явилось причиной превращения Дмитрия Старцева в Ионыча?

7. Какие художественные приемы (описание природы, портрет, образы-вещи) помогают Чехову показать эволюцию героя?

8. В чем идейный смысл рассказа?

9. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь).

10. Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

11. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

12. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось».

13. Почему на рубеже 1880-1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Особенность творческого метода Антона Павловича Чехова в том, что он «избегает общих мест». Слова «народ», «интеллигенция» давно уже истрепали идеологи и ораторы всех мастей до полной потери значения. Для Чехова важно то, что «интеллигенция» и «народ» ‒ это не безликая масса, а множество отдельных личностей, которые и создают общность своими делами, мыслями, поступками.

В одном из писем Антона Павловича Чехова 1899 года можно найти такие слова о юных интеллигентах: «Пока еще это студенты и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».

Как происходит, что талантливые юноши с горящими глазами превращаются в «несытых чиновников» и «ворующих инженеров»? Ответ на этот вопрос писатель ищет в рассказе «Ионыч».

Замысел рассказа «Ионыч» возник у Антона Павловича Чехова в 1898 году во время лечения на юге Франции. В записных книжках писателя есть образы семьи Туркиных их короткая, но яркая характеристика. В процессе создания рассказа авторский замысел менялся, но облик этих героев ничуть не изменился. В первоначальной версии рассказа повествование велось от первого лица, то есть рассказывал участник событий.

Опубликовали рассказ в 1898 году в 9 номере «Ежемесячных литературных приложений» к журналу «Нива». Отзывы критиков были противоречивыми. Одни находили рассказ очень жизненным и точным, наводящим на мысль о том, «сколько ещё таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины». Других искренне возмущало то, что доктор Старцев не борется против пагубного влияния среды, а значит, не достоин быть героем рассказа.

Проблематика рассказа. В рассказе можно выделить несколько важных проблем: духовная деградация личности, человек и повседневность, личность и среда, мечта и действительность. В центре внимания автора – конфликт между «казалось» и «оказалось»: между планами, надежами и тихим убожеством повседневности.

Проблемные вопросы:

· Можно ли с течением времени сохранять свежесть восприятия?

· Под силу ли выжить в глухом провинциальном уголке, не потеряв внутренней силы и жажды поиска?

· Традиционно считается, что Ионыч – человек пошлый, скучный, погрязший в обывательской провинциальной среде. Но так ли это?

Композиция. В рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» довольно своеобразная композиция. В этом произведении нет непрерывного действия, привычного для формы рассказа. Писатель выделяет 5 глав, 5 эпизодов жизни своего героя. Каждая глава показывает, как изменился герой. Но длительного процесса изменений мы не видим, потому что события глав разделены неравными промежутками времени.

Завязкой можно считать приезд Старцева в губернский город С. и знакомство с семьёй Туркиных. Кульминацией становится эпизод на кладбище – эпизод несостоявшегося свидания с Котиком, наивысшая точка напряжения, внезапно нахлынувшее непонятное чувство, овладевшее героем, проверка героя, некий рубеж. Развязкой служит решение Ионыча не общаться больше с Туркиными, а повествование о дальнейшей жизни персонажей играет роль эпилога. Как мы видим, композиция рассказа (и даже наличие мини-эпилога) напоминает роман в миниатюре.

Кроме того, рассказ о докторе Старцеве начинается не с него. И в последних строках рассказа нет его главного героя. Начинается и заканчивается рассказ «Ионыч» описанием самой лучшей и интеллигентной семьи губернского города С. – Туркиных. То есть, композиция рассказа кольцевая.

Жанр. Перед нами рассказ романного типа: в тексте малого объёма описывается жизнь персонажа, его душевные взлёты и падения. Важнейшая задача романа – отобразить душевную деградацию героя, и именно такие перемены в жизни Ионыча показывает Чехов.

Сюжет. Перед нами проносится около 10 лет жизни Дмитрия Ионыча, за которые происходят кардинальные перемены в его существовании. Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в губернский город С. и знакомится с Туркиными. Они славятся своими талантами: остроумный Иван Петрович ставит любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет романы, а дочь Екатерина Ивановна (Котик) играет на рояле. Семья производит на Старцева благоприятное впечатление.

Через год Дмитрий Старцев возобновляет знакомство и влюбляется в Котика. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание ночью на кладбище. Он почти уверен в том, что это шутка.
«Было ясно: Котик дурачилась. Кому, в самом деле, придет серьезно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище.»

На следующий день Старцев делает предложение и получает отказ. Котик говорит ему: «сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки».

Старцев не ожидал отказа, его самолюбие уязвлено. Однако, узнав, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, Старцев успокаивается. Его жизнь возвращается в привычную колею.

Проходит еще четыре года. У Старцева большая практика. Он располнел, ездит на тройке с бубенчиками. За все это время он навестил Туркиных не более двух раз, однако не завел и новых знакомств, так как обыватели раздражают его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом.

Однажды Старцев получает от Веры Иосифовны и Котика письмо и едет к Туркиным. Вера Иосифовна читает вслух свой роман, а Екатерина Ивановна шумно и долго играет на рояле. Старцев чувствует одно лишь раздражение. В саду, куда Котик приглашает его, девушка говорит, с каким волнением ожидала этой встречи, и Старцеву становится жаль прошлого. Он рассказывает о своей однообразной жизни. Котик возражает, что у Старцева есть благородная цель — его работа земского врача. Она признается, что разуверилась в своем таланте пианистки, и что Старцев, служащий народу, представляется ей идеальным человеком. Однако у Старцева такая оценка не вызывает душевного подъема. Он чувствует облегчение от того, что не женился в свое время на Екатерине Ивановне, и думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он оставляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приезжает к Туркиным.

С течением времени Старцев богатеет, покупает недвижимость, имеет громадную практику, но не бросает земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живется Старцеву скучно, он одинок. «Было у него ещё одно развлечение… по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». А Котик, любовь к которой была его единственной радостью, постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле.

Смысл названия. Автор назвал свое произведение по конечной, итоговой ситуации. Такое название придает некую неотменимость, предопределенность именно такой (а не иной) эволюции образа. Автор показывает, как уважаемый человек в городе, хороший врач, постепенно погряз в мещанстве, и превратился в обыкновенного обывателя. В конце концов Ионыч становится среди обывателей своим: таким же обывателем, как и другие (еще и во много раз хуже), а потому и называют его просто, по-свойски — Ионыч. Но название выражает и авторское отношение (это он дал название произведению): оно звучит как своего рода название-упрек, название-обвинение главному герою рассказа, герою-деятелю, ответственному за свои поступки и свой выбор.

Художественные приёмы. Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор. Ощущение многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже», «каждый день», «каждую осень». В рассказе воспроизводятся (лишь с небольшими вариациями) одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев. Дважды Вера Иосифовна читает гостям свои романы, а лакей Пава принимает заученную трагическую позу. Многократно повторяет Иван Петрович свои анекдоты, шутки. Пять раз говорится об игре Екатерины Ивановны. Практически симметрично повторяется ситуация безответного объяснения (сначала равнодушна Екатерина Ивановна, потом – Ионыч).

Кольцевая композиция (упоминание дома Туркиных) усиливает ощущение замкнутости мира вокруг героя и жизненного тупика.

Общий тон повествования в рассказе «Ионыч» сдержанный и ровный, без крутых поворотов сюжета, напряжённых диалогов, острых эмоциональных сцен и неожиданных развязок. Выразительности Чехов добивается, усиливая акцент на той или иной художественной детали. Деталь важна как для раскрытия образа героя, так и для выражения авторской позиции.

Персонажи. Главный герой – врач Дмитрий Ионович Старцев. Говорящей является фамилия персонажа – Старцев, которая заключает в себе перспективу преждевременного старения души Ионыча.

Каким мы видим доктора Старцева в начале рассказа? Он образован, молод, энергичен, погружен в работу, стремится к каким-то идеалам, полон желания помогать людям. Все свои силы он отдаёт медицине. Доктор Старцев интересуется искусством и литературой, много читает. «…вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех...» – так характеризует его Екатерина Ивановна.

А ещё он достаточно умён и проницателен, чтобы сразу увидеть, насколько фальшивы и жалки таланты семейства Туркиных.

Обратите внимание на то, как точно и тонко Антон Павлович Чехов раскрывает своих героев, передаёт их настроение при помощи художественных деталей в тексте.

Иван Петрович слывет в городе шутником, но шутки его банальны, отнюдь не интеллигентны. Основа шуток — коверканье слов, использование самостоятельно придуманных неологизмов, типа «цыпка», «большинский», «недурственно». Все шутки Ивана Петровича однообразны и постоянно повторяются, и смешат, в первую очередь, его самого. Его излюбленная забава — заставлять лакея Павлушу кривляться, принимать трагические позы с трагическим произнесением фразы: «Умри, несчастная!» Юмор Туркина не искрометен и сиюминутен (что является совершенно неотъемлемой характеристикой настоящего остроумия), он является результатом «долгих упражнений», что само по себе нелепо и абсурдно.

Вера Иосифовна читает роман «о том, чего никогда не бывает в жизни». А в народной песне «Лучинушка», которая доносится из сада «передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». «Лучинушку» исполнял городской оркестр и хор песенников. И эта песня была по-настоящему прекрасной, настоящей и живой, с головой выдавая деланый парад талантов семьи Туркиных.

Интересно и отношение к искусству Веры Иосифовны. Женщина считает, что романы стоит печатать в журналах только ради денег: «Для чего печатать? <…> Ведь мы имеем средства». То есть отношение к искусству у неё сугубо практическое, утилитарное. Она подаёт свои романы как ещё одно блюдо к ужину. Эта мысль подчеркивается тем, что чтение романа проходит под стук ножей из кухни, а гости слышат запах жареного лука.

Описание музицирования Екатерины Ивановны дает читателю понимание, что играет она плохо: многократно говорится, что она не нажимает на клавиши, а ударяет по ним («ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту»), «казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля», «гостиная наполнилась громом» — именно так описывает автор игру Котика. Подчеркивают плохую игру и возникающие у Старцева ассоциации во время прослушивания этого исполнения: «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться». Возможно ли такое описание прекрасной игры, изысканного звучания мелодий? Безусловно, нет.

Немаловажной деталью в создании образа семьи Туркиных является и постоянное упоминание о еде, раздающихся в доме запахах (стук ножей, запах жареного лука, длинные чаепития, чай со сладким пирогом). Это соседство искусства как пищи духовной и разного рода угощений как пищи материальной снижает все ту интеллигентность и высококультурность Туркиных, которую они стремятся демонстрировать обществу. Кроме того, оно подчеркивает то, что Туркины недалеко ушли от с-ких обывателей, для которых разговоры о несъедобном столь трудны и раздражительны, что «остается только рукой махнуть и отойти».

Использует писатель и повторы. Например, программа вечера у Туркиных повторяется точь-в-точь. Спустя годы Иван Петрович всё так же повторяет смешные словечки и выражения: «большинский», «недурственно», «покорчило вас благодарю». Вера Иосифовна читает романы после десерта. А Екатерина Ивановна всё так же шумно и долго играет на рояле.

Пошлость и бездарность домашнего представления Туркиных видна уже в первой сцене. Но у молодого Старцева вечер вызывает умиление и ощущение комфорта после тяжёлых дней в больнице. Вкусная еда, мягкие кресла, общество образованных, воспитанных людей убаюкивает его.

А через несколько лет Старцев видит, что в доме Туркиных ничего не изменилось, кроме возраста его обитателей. Те же шутки, то же чтение романов, та же долгая и шумная игра на рояле Екатерины Ивановны, за которую всё так же благодарят и восхищаются ею. Даже повзрослевший усатый Пава всё так же изображает своё «умри, несчастная» каждый вечер. Всё это уже не убаюкивает, а раздражает и ужасает.

Перемены в докторе Старцеве, его превращение в Ионыча, тоже показаны через художественные детали. В начале рассказа молодой Старцев весел, он поёт и легко проходит пешком девять вёрст. Потом у него появляется своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Старцев начинает полнеть, ему уже трудновато подолгу ходить пешком.

Ещё через четыре года Старцев ездит уже на тройке с бубенчиками. Примечательно, что кучер Пантелеймон полнеет вместе с ним. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».

В эпилоге передвижение Старцева описывается так: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», — то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». В этом описании нет иронии, это сарказм, бичующий полное уничтожение человеческого в человеке.

Проблемные вопросы

· Почему произошла такая метаморфоза с доктором?

· Где начало падения человеческого в человеке?

· Почему за короткое время произошли столь глубокие перемены?

· Так кто же виноват в гибели души доктора Старцева?

· Может быть, в равнодушного обывателя доктора Старцева превратила среда?

· Может быть, вина в деградации доктора Старцева лежит на Екатерине Ивановне Туркиной, которая отказалась выйти за него замуж?

· Любовная трагедия и разочарование в женщинах стали причиной гибели души Ионыча?

· Могла ли спасти героя любовь?

· Вообще, можно ли сказать, что чувства доктора Старцева были сильными и глубокими?

Он слишком долго находился в обществе малообразованных, посредственных и бездуховных людей. Вспомним, что Туркины при всей своей бездарности и ограниченности считались самой лучшей, самой талантливой семьей в городе. Старцев поначалу пытался говорить с людьми о будущем, о свободе, о необходимости труда, но всякий раз встречал непонимание и агрессию.

Старцев говорит: «Любовь моя безгранична...» Но он скорее не влюблён, а очарован свежестью, юностью и наивностью Екатерины Ивановны. Приехав делать ей предложение, Старцев рассеянно думает о размере приданого: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему. А получив отказ, он страдает только три дня, в основном из-за раненого самолюбия.

И обратим внимание на яркую деталь в описании его эмоций. Чехов пишет: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона». Потрясающий контраст между патетическими высказываниями о силе любви и желанием ударить кучера, выместив обиду.

Екатерина Ивановна отказала Старцеву, потому что мечтала о славе, успехе, свободе. Она считала, что человек должен служить высшей цели, и мечтала посвятить себя музыке. Замужество связало бы её. Екатерина Ивановна совсем не знала жизни, ей даже не пришлось учиться в гимназии. Учителей приглашали на дом, чтобы не выпускать дочь из-под материнского влияния.

Столкновение с жизнью развеяло иллюзии Котика. Она стала понимать, насколько глупа и абстрактна была её мечта о славе. Изменившись, Екатерина Ивановна увидела, что настоящее счастье – это тяжёлая работа на благо людей. Поэтому доктор Старцев кажется ей теперь лучшим из людей.

А что же сам Старцев? Ему уже всё скучно и всё раздражает. Единственное занятие, которое доставляет ему удовольствие – это пересчитывание денег - бумажек, пахнущих «духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью». Деньги он кладёт на счёт. Счёт растёт, пухнет, также пухнет от жира сам Ионыч вместе с раздражительностью, чёрствостью, недовольством жизнью.

О его замкнутости и нелюдимости мы судим по глупой кличке, которую ему дали в городе – «поляк надутый», хотя, как замечает автор, Старцев «никогда поляком не был».

Чехов поднимает тему душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.

И снова яркая деталь в тексте. Разговор с повзрослевшей и изменившейся Екатериной Ивановной едва не возрождает в Ионыче прежнего доктора Старцева. Пробуждаются воспоминания, вместе с ними в душе начинает теплиться огонёк. Но в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас». Эта предметная деталь — «бумажки, добытые практикой… от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью», — вызывает в памяти и с вожделением любующегося в подвалах на своё золото Скупого рыцаря А.С. Пушкина, и незабвенного гоголевского Чичикова, перебирающего содержимое шкатулки с двойным дном.

Ионыч стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал.

«У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть… У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там… Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом:

—Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!»

Это уже Ионыч, которого волнуют прозаические проблемы (важно, что меняется даже именование героя).

Он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

«Деревянные руки» кучера Пантелеймона как бы находят своё продолжение в детали, характеризующей Ионыча: в руках у него всегда палка, которой он, приходя в очередной дом, «назначенный к торгам», «тычет во все двери», или, «принимая больных», «нетерпеливо стучит… о пол». Зеркальное отражение хозяина в слуге мы видим в «Обломове» (Обломов — Захар), в «Отцах и детях» (Павел Петрович — Прокофьич). Отражение в слугах манеры поведения, портретных характеристик хозяев делает последних более уязвимыми, является своеобразной пародией на них, и таким образом автор достигает поставленной перед собой цели.

Рассказом «Ионыч» Антон Павлович Чехов по сути говорит молодым людям то, что однажды сказал Николай Васильевич Гоголь: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Писатель Максим Горький говорил о Чехове: «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и изображал бесстрастным пером, умел найти плесень пошлости даже там, где, с первого взгляда, казалось устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском. Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью. Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».

Основные выводы.

ü Доктор Старцев сам виноват в своей деградации. Жажда сытости, покоя и страсть к накопительству оказались в нём сильнее всех остальных чувств и стремлений. В конце концов, он сам избегал культурных развлечений, таких как спектакли и концерты.

ü Культурная жизнь в губернском городе С. была. Но Старцев предпочитал играть в карты с обывателями, которых презирал. В первый же вечер у Туркиных видна слабость Старцева – его стремление к комфорту, ради которого он готов смириться с пошлостью. И эта слабость позволяет болоту обывательщины поглотить его, убить в нём человека, оставив только разжиревшего «языческого божка».

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: