Метод северо-западного угла




Транспортная задача

Лекция 5-6

Постановка транспортной задачи

Имеется поставщиков , у которых сосредоточены запасы однородного груза в количестве единиц соответственно. Этот груз нужно доставить потребителям , заказавшим единиц этого груза. Также известны тарифы на перевозку груза (стоимость доставки единицы продукции) от -го поставщика к -му потребителю. Необходимо составить план перевозок, при котором запасы всех поставщиков реализованы, спрос потребителей удовлетворен, а общая стоимость перевозок минимальна.

Условие транспортной задачи удобно записать в виде таблицы.

 

Таблица 3.1. Транспортная таблица

Поставщики Потребители Запасы
Потребности  

Неизвестные переменные транспортной задачи – объемы перевозок от -го поставщика -му потребителю, . Эти переменные записываются в виде матрицы перевозок:

.

Математическая постановка транспортной задачи:

, (3.1) , (3.2)
, (3.3) . (3.4)

Опорный план – всякое неотрицательное решение системы (3.2)-(3.4), определяемое матрицей .

Оптимальный план – план , при котором целевая функция принимает свое минимальное значение.

Необходимое и достаточное условие разрешимости транспортной задачи

. (3.5)

Если условие (3.5) выполняется, задача называется сбалансированной, модель – закрытой. Если условие (3.5) не выполняется, то задача – несбалансированная, модель – открытая.

Если задача является открытой, то необходимо свести ее к закрытому типу. Если , добавляется фиктивный поставщик с запасом груза . Если , то добавляется фиктивный потребитель с потребностью . Соответствующие фиктивным объектам тарифы перевозок полагаем равными нулю, чтобы суммарная стоимость перевозок не изменялась.

Цель решения транспортной задачи – определение переменных , при которых выполняются ограничения (3.2)-(3.4), и целевая функция (3.1) принимает минимальное значение.

Алгоритм решения транспортной задачи:

1. Построение первоначального плана перевозок (метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости);

2. Оптимизация плана (метод потенциалов).

Метод северо-западного угла

Составление плана перевозок начинается с распределения запасов товара поставщика . Будем за счет его запасов удовлетворять заказы потребителя , затем и т.д. Таким образом, будем заполнять таблицу, начиная с клетки (1, 1), и двигаться вправо по строке до тех пор, пока остаток запасов поставщика не окажется меньше заказа очередного потребителя. Далее аналогичным образом распределим запасы поставщика , затем и т.д.

Пример 1. Предположим, что имеются поставщики , и ресурса, потребителями которого являются предприятия , , и .

В условии задачи известны количества ресурсов , необходимые предприятиям; возможности поставщиков , а также тариф на доставку единицы ресурса от поставщика к потребителю . Начальные данные приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2 – Транспортная таблица с исходными данными

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

 

Необходимо построить первоначальный план снабжения методом северо-западного угла.

Решение.

Из табл. 3.2 видно, что транспортная задача сбалансированая.

Шаг № 1. Северо-западный угол табл. 3.2 – клетка (1, 1). У поставщика есть 160, а потребителю нужно 100 единиц товара. Находим минимум из этих двух чисел: min (160, 100) = 100. Клетка (1, 1) перечеркивается по диагонали сплошной чертой (––––), в правом нижнем углу пишется найденный минимум. Это означает, что поставщик должен отправить потребителю 100 единиц товара. Такие клетки в дальнейшем будем называть отмеченными.

Так как потребность потребителя полностью удовлетворена, то данный потребитель исключается из рассмотрения. Поэтому все остальные клетки 1-го столбца закрашиваются. Они называются пустыми и в дальнейшем исключаются из рассмотрения.

 

Таблица. 3.3 – Транспортная таблица, полученная на шаге № 1

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

 

Первый столбец в дальнейшем не рассматривается.

Шаг № 2. Северо-западный угол табл. 3.3 – клетка (1, 2). Поэтому рассмотрим 1-го поставщика и 2-го потребителя. Оставшаяся мощность (объем запаса) поставщика равна 60. Спрос потребителя – 40. Находим минимум min (60, 40) = 40. Клетка (1, 2) становится отмеченной.

Таблица 3.4 – Транспортная таблица, полученная на шаге № 2

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

Шаг № 3. Северо-западный угол табл. 3.4 – клетка (1, 3): min (20, 80) = 20.

 

Таблица 3.5 – Транспортная таблица, полученная на шаге № 3

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

 

Шаг № 4. Северо-западный угол табл. 3.5 – клетка (2, 3): min (30, 60) = 30.

 

Таблица 3.6 – Транспортная таблица, полученная на шаге № 4

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

Шаг № 5. Северо-западный угол табл. 3.6 – клетка (3, 3): min (90, 30) = 30.

 

Таблица 3.7 – Транспортная таблица, полученная на шаге № 5

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

Шаг № 6. В табл. 3.7 осталась незаполненная клетка (3, 4): min (90‑30, 60)=60.

 

Таблица 3.8 – Транспортная таблица, полученная на шаге № 6

Поставщики Потребители Запасы
         
         
         
Потребности          

 

Общая стоимость всех перевозок по полученному опорному плану:

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: