Саульский Юрий Сергеевич




Музыка: Ю. Саульского

Слова: М. Танича

 

Подготовила студентка отделения «Хоровое дирижирование» II- курса
Каркарина Валерия

Педагог по дирижированию: Петухова Н.В.

 

2020г.

Саульский Юрий Сергеевич

­­­

Юрий Саульский родился 23 октября 1928 года. Еще в детстве мальчик увлекся музыкой: мать-хористка брала сына на спектакли, а отец любил играть дома на пианино. Самого Саульского больше привлекала не классика, а джаз. Он любил слушать импровизации ансамбля Александра Цфасмана и биг-бэнда Александра Варламова, выступления Леонида Утесова и оркестра под управлением Рея Нобла. Сфера его интересов мальчика была предопределена — и это была музыка.

 

В 1938 году Юрий Саульский поступил в школу Гнесиных по классу фортепиано. Перспективы юного пианиста были прекрасны. Однако произошел несчастный случай: он порезал палец, началось заражение крови. Руку врачам удалось спасти, но палец так и не сгибался. О карьере пианиста пришлось забыть, Саульского перевели в класс виолончели. Окончить школу Гнесиных юноша не успел: началась война.

 

Вместе с семьей он эвакуировался в Сибирь. Здесь Юрий Саульский поступил в военно-музыкальное училище по классу валторны. Во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года он уже играл в сводном оркестре Московского военного округа.

 

В Москве Саульский поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории по классу валторны. Инструмент так нравился молодому музыканту, что он также изучал искусство концертного исполнительства на валторне. Проучившись несколько лет по этой специальности, Саульский перешел на теоретико-композиторский факультет. По вечерам с друзьями-джазменами он выступал на самой популярной площадке того времени — в «Коктейль-холле», а утром спешил на занятия.

 

После войны джаз стал для молодого поколения символом мира и свободы. Однако официальное отношение к джазовой музыке в то время определяла статья Максима Горького: «Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому. И послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных. Они сошли с ума на сексуальной почве».

 

В 1946 году в Советском Союзе запретили многие музыкальные инструменты, из лексики убрали слово «джаз», а джазовые оркестры переименовали в «эстрадные». Этот период вошел в историю под названием «Эпоха разгибания саксофонов».

 

В 1966 году Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр — «ВИО-66». Это было совершенно новое воплощение джазового коллектива: он состоял не только из биг-бенда, но и из вокальной группы. В его составе были лучшие джазмены той эпохи: Валентина Толкунова, Алексей Козлов, Игорь Бриль. Вскоре начались гастроли, и после первых выступлений артисты столкнулись с финансовыми трудностями. Поэтому композитору пришлось составить вторую песенную программу. В 1968 году для спектакля «Глазами клоуна» в Театре Моссовета Саульский сочинил музыку на стихи Григория Поженяна — «Вальс клоуна», «Молитва клоуна» и «Мари». Фонограмму к спектаклю записала группа «ВИО-66» под управлением самого композитора.

 

К концу 1960-х годов официальное отношение к джазу снова резко ухудшилось. Это время совпало с творческим кризисом Саульского — он не мог больше совмещать дирижерство и композиторство. К тому моменту он создал множество джазовых композиций и несколько известных эстрадных песен, музыку для кино и театра. В оркестре Саульский все больше занимался не творчеством, а был, скорее, администратором. В 1970 году он покинул коллектив, чтобы писать музыку.

 

В это время в СССР стали появляться контрабандные пластинки с записями зарубежных рок-звезд. К 1970-м годам рок стал новой проблемой советской идеологии, а Юрий Саульский увлекся новым революционным направлением: он слушал отечественные группы «Машина времени», «Славяне», «Аквариум». Во многом благодаря Саульскому музыка вышла из подполья: в 1980 году композитор стал одним из организаторов и председателем жюри на первом рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси. Многие рок-музыканты впервые попали на официальную сцену.

 

К началу 1980-х Юрий Саульский был известным композитором. Он написал музыку на стихи Евгения Евтушенко, Игоря Шаферана, Михаила Танича, Наума Олева и Леонида Завальнюка. Среди известных песен композитора — «Песня о дельфинах», «Осенняя мелодия», «Татьянин день». Также Саульский продолжал сотрудничать с театральными и кинорежиссерами. В его фильмографии к тому моменту было 14 картин, среди них — «Опровержение», «Стакан воды», «Безответная любовь», «В последнюю очередь». Однако композитор мечтал сочинить мюзикл. Случай представился в 1987 году: вместе с другими авторами он написал музыку к картине «Остров погибших кораблей».

 

К началу 1990-х без Юрия Саульского не обходилось ни одно светское мероприятие. Он был президентом Международного джазового ангажемента и проводил джаз-фестивали в Москве, Сочи, Оренбурге, Минске. Новых песен в этот период композитор уже почти не писал, зато сочинял новые джазовые композиции, выступал на концертах и фестивалях, работал художественным руководителем в Государственном музыкальном училище эстрады и джаза.

 

В 2002 году Юрий Саульский, уже тяжело больной, провел авторский концерт, посвященный закладке именной звезды на «Площади звезд». Здесь прозвучали его эстрадные песни, музыка из кинофильмов и джазовые композиции.

 

Юрий Саульский умер 28 августа 2003 года. Похоронили композитора на Ваганьковском кладбище.

 

Танич Михаил Исаевич

 

Михаил Исаевич Танич – советский и российский поэт-песенник, художественный руководитель музыкальной группы «Лесоповал». Песни, написанные на стихи Танича, попадали в репертуар эстрадных исполнителей, звучали в кинофильмах.

Михаил родился в сентябре 1923 года в Таганроге. Танич – это творческий псевдоним поэта, а настоящая фамилия Танхилевич.

В 4 года Михаил Танич научился читать. Рифмовать начал несколько позже. Как и у многих ребят, для Михаила самым большим увлечением был футбол. Первый мяч мальчику папа подарил в 5 лет. Родители радовались одаренности сына, который писал стихи и увлекался рисованием.

Счастливое детство окончилось для Михаила Танича в один миг. Когда юноше исполнилось 14, отца – начальника управления коммунальным хозяйством Таганрога – арестовали по обвинению в расхищении социалистической собственности. Вскоре Исаак Танхилевич был расстрелян. Забрали и мать Михаила. Юноше пришлось перебраться к деду, маминому отцу в Ростов-на-Дону. Здесь в 1941 году Миша получил школьный аттестат.

Творческая биография Михаила Танича развивалась успешно. Вскоре после знакомства с редакцией «Литературной газеты» молодой человек уже вовсю сотрудничал с разными изданиями. Спустя год после переезда в Подмосковье вышел дебютный сборник стихов.

Однажды в издательстве «Московский комсомолец» Танич встретился с Яном Френкелем. Это знакомство оказалось судьбоносным. Первым плодом совместного творчества оказалась песня «Текстильный городок». После выхода в эфир шлягер одобрили слушатели. А первой исполнительницей стала сама Майя Кристалинская.

Михаил Танич продолжил плодотворное сотрудничество с Френкелем, а затем нашел других поэтов и композиторов, близких по духу. Никита Богословский, Владимир Шаинский, Эдуард Колмановский и Оскар Фельцман – это самые знаменитые из тех, с кем работал в тандеме Танич.

 

Первым всенародно любимым хитом Танича, написанным вместе с Шаинским, стала песня «Черный кот». Потом последовала другая, под названием «Робот», которую спела Алла Пугачева. Начинающей певице на тот момент исполнилось всего 15 лет. Ранние хиты Игоря Николаева и Владимира Кузьмина тоже написаны Михаилом Исаевичем.

Многие звезды эстрады гордились сотрудничеством с известным поэтом-песенником. Песни на стихи Танича пели Игорь Саруханов, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Эдита Пьеха и Алена Апина, которую поэт называл «своей». Но «любимым ребенком» оказалась группа «Лесоповал». Михаил Танич организовал музыкальный коллектив и впоследствии написал для него больше 300 песен, в число которых вошли «Я куплю тебе дом» («А белый лебедь на пруду»), «Неточка Незванова», «Не убивай — не убивал», «Три татуировочки», «Вагон столыпинский». С этим коллективом поэт-песенник работал до самой кончины. «Лесоповал» выпустил 16 своих альбомов, последний из которых вышел уже после смерти руководителя.

 

Но бывало, что исполнители с сомнением относились к видимой простоте текстов Танича. Так было с песней «Мы выбираем, нас выбирают», которая стала визитной карточкой фильма «Большая перемена», но первоначально вызывала сомнение у режиссера картины Алексея Коренева. То же самое произошло с хитом «Спасите разбитое сердце мое», к которому певец Тынис Мяги отнесся с недоверием, а также со шлягером «Комарово», сделавшим Игоря Скляра за один вечер звездой.

Неприятной для Михаила Танича стала критика Владимира Высоцкого хита «Белый свет». В интервью знаменитый бард раскритиковал строчки припева, в написании которого участвовали два поэта-песенника – Игорь Шаферан и Танич. Позднее Высоцкий раскаивался в горячности собственных слов.

 

«Самый первый чемпион»

Музыка: Ю. Саульского

Слова: М. Танича

 

 

В произведении «Самый первый чемпион» поется о соревнованиях зверей, в которых победил Мишка.

Сто картинок
Состязались,
А на них –
И Волк, и Заяц,
Бегемот и Крокодил,
А Мишка взял –
И победил!

Припев:
Познакомьтесь:
Это – Мишка.
Полюбуйтесь:
Это он,
Самый первый,
Самый скромный
Олимпийский чемпион!
Самый первый,
Самый добрый
Олимпийский чемпион!

Рады-рады
Все мультяшки,
От Слона до Чебурашки,
Рад и Гена крокодил,
Что Мишка всех
Опередил!

Припев:
Познакомьтесь:
Это – Мишка.
Полюбуйтесь:
Это он,
Самый первый,
Самый скромный
Олимпийский чемпион!
Самый первый,
Самый добрый
Олимпийский чемпион!

Хоровое произведение «Самый первый чемпион» написано композитором для 3-х голосного однородного детского или женского хора (альты и сопрано). Может быть исполнено детским хором, профессиональным хором, хором при училище, академическим хором.

Жанр- произведение с сопровождением.

Форма произведения - одночастная, квадратного периода, 24 т.

В произведении «Самый первый чемпион» используется куплетная форма квадратного периода. В произведении 2 куплета и 1 припев с повторением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: