ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. О ЧЕМ ПИСАТЬ?




13.04

Домашняя работа

Поэзия Н. Рубцова. Художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова

Цель занятия:

· формировать представление о поэтическом мире Н. Рубцова как представителя «тихой лирики» с помощью анализа его стихотворений, осветить роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века.

Задачи:

· познакомиться с биографией Н.Рубцова, выделить этапы его творчества,

· выделить ключевые образы и мотивы поэзии Н. Рубцова;

· определить характерные черты поэзии Н.Рубцова;

· совершенствовать навыки анализа поэтического произведения на примере стихотворений Рубцова.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

« Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровал читающий мир поэзией – не придуманной, гармонической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также – истин… Время от времени… звучали голоса яркие, неповторимые. И все же хотелось Рубцова. Кислородное голодание без его стихов – наблюдалось… Долгожданный поэт. И в то же время неожиданный».

Г. Горбовский

Детские годы

 

Появился на свет будущий поэт в 1936 году, третьего января, на самом Севере Советской России, в селе Емецке. Совсем недалеко располагались Холмогоры, где когда-то родился Михаил Ломоносов. В семье было шесть детей, но в годы войны две сестры и мама Николая Александра Михайловна умерли. Отец ушёл на фронт, оставшиеся дети попали в детский дом. Спустя годы станет ясно, что из-за неразберихи с документами он, вернувшись с фронта, не смог найти своих детей. Тогда же отца посчитали пропавшим без вести или убитым, а дети до четырнадцати лет жили в селе Никольском в детском доме. Встретится Николай Рубцов с отцом только в пятидесятых годах.

В автобиографической справке Николая Рубцова, написанной им в начале 60-х годов в качестве предисловия к сборнику стихотворений «Волны и скалы» и названной «Коротко о себе», указано:

«Родился в 1936 г. в Архангельской области. Но трех лет меня увезли оттуда. Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все, что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад.

Родителей лишился в начале войны. После детского дома, так сказать, дом всегда был там, где я работал или учился. До сих пор так.

Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте. Все это в равной мере отозвалось в стихах».

«Старинная русская самобытность» — это сохранение в народе веры — вопреки советским законам — через соблюдение религиозных обрядов, через почитание великих христианских праздников. Это и сохранение преданий, легенд о «древних временах» («древний» — один из любимых эпитетов Рубцова), это и повседневное общение людей на живом, народном языке.

Тихая моя родина!
Ивы, река, Соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост?
Вы не видели?
Сам я найти не могу.
-Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Первые строки

Первое стихотворение, как следует из автобиографии поэта, было написано Рубцовым ещё в детском доме:

«Стихи пытался писать еще в детстве.

Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

После возвращения с флота Николай уезжает в Ленинград и работает на Кировском заводе. Тогда же он начинается активно участвовать в литературной жизни «Северной столицы». В 1962 году, летом, на машинке была напечатана и размножена первая книга поэта. Называлась она «Волны и скалы». Большую помощь оказал друг Николая — ленинградский поэт и литератор Борис Тайгин.

Рубцов был убежден в том, что книга — единый смысловой организм. Особую роль он отводил композиции сборника, в процессе работы над ним многократно менял порядок стихотворений, отдельные строфы и строки. Стихотворения, включенные в сборник, отличаются исключительной достоверностью в изображении трудностей и радостей армейской службы. Особенно удачны морские пейзажные зарисовки. Запоминается, например, оригинальное сопоставление волн и мускулов. Очевидно, поэт считал его яркой находкой, так как настойчиво разрабатывал на протяжении всего цикла («В океане», «В дозоре»). Примечательно, что труд в лирике Рубцова выступает не только как социальная, но и как философская категория, «святое дело», которому нужно посвятить жизнь. Море в классической литературе символизирует жизнь. Молодой поэт стремился писать «свободно и легко», но в своем романтическом отношении к морю не избежал излишней, порой даже слащавой красивости.

Стихотворения, помещенные в сборнике, отличают разнообразные поиски в области формы. Стихотворения порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль. Многие произведения этого времени имеют подражательный характер.

В последующих книгах поэтические образы Рубцова станут более традиционными и органичными, юношеская страсть ко всевозможным резкостями излишней красивости уступит место сознательному и глубокому поиску гармоничного сочетания символов.

В том же 1962 году Рубцов заканчивает экстерном среднюю школу.

Публикации, критика современников

1962 год, связанный с поступлением в Литературный институт им.Горького, который находится в Москве, считается этапным в жизни Рубцова. С него начинается московский период творчества, который характеризуется прежде всего, созданием собственного поэтического стиля на фоне углубления приверженности к классической традиции. Именно в это время к Рубцову приходит глубинное знание и понимание русской поэзии. В Москве он сразу же входит в поэтический кружок, к которому принадлежали С. Куняев, А. Передреев, В. Соколов и ряд других авторов.

В журнале «Октябрь» в 1964 году появляется подборка стихотворений молодого поэта Николая Рубцова. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника «Звезда полей» (1967). В книгу вошли лучшие произведения поэта: «Видение на холме», «Русский огонек», «Журавли» и другие. Именно с этого момента можно сказать, что литературная общественность Советского союза узнала новое имя: Николай Рубцов.

Далее появился сборник «Душа хранит» (1969) — это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви, обращение к которой так характерно для русской поэзии.

Личная биография и творчество очень тесно переплетались в стихотворениях молодого лирика. Любовь к России по силе была сопоставима с любовью к матери. Своей по-есенински жгучей тоской, задушевностью поэт обратил на себя внимание критиков. Особенно он выделялся на фоне поэтов, гремевших тогда с эстрады: Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной.

В 1967 году Николай Рубцов окончательно уезжает в Вологду и поселяется там, лишь изредка наведываясь в Москву или Ленинград.

Личная жизнь

Помимо того, что в 1962 году Рубцов поступает в Литературный институт, он ещё и знакомится с Генриеттой Меньшиковой. Она заведовала клубом в том детском доме, где воспитывался Рубцов в детстве. Иногда Рубцов навещал детский дом и в один из таких приездов познакомился с будущей женой. Свадьбу сыграли спустя год, в 1963 году, но в ЗАГСе не регистрировались. Весной появилась дочка, которую назвали Леной. Жена с дочерью оставались в селе Никольском, Рубцов же продолжал обучение в Москве. В том же году произошло ещё одно событие: Николай познакомился с молодой поэтессой Людмилой Дербиной, но тогда это знакомство ни к чему не привело. Лишь спустя несколько лет, когда в 1967 году Людмиле попадает в руки сборник стихотворений Рубцова, она влюбляется — сначала в его поэзию, а потом и в него самого.

Людмила уже была один раз замужем и имела от неудачного брака дочку Ингу. Несмотря на это, Николай Рубцов увез их в Вологду, где в 1971 году они планировали пожениться (на этот раз Рубцов настаивал на официальном браке и регистрации в ЗАГСе). Отношения пары были сложными: Николай пил, иногда неделями. Запои сменялись периодами абсолютного равнодушия к алкоголю. Они то ссорились и расходились, то мирились. На 19 февраля была назначена регистрация в ЗАГСе, чтобы узаконить отношения.

Трагическая гибель

Есть у Рубцова такие слова: "...я умру в Крещенские морозы...". Так вот, они оказались не просто строками стихотворения, но страшным пророчеством. Ровно за месяц до назначенной регистрации в ЗАГСе, по общеизвестной версии, Николай был убит (умышленно или случайно, до сих пор непонятно) у себя на квартире своей невестой Людмилой Дербиной. Причиной смерти стало удушение. Людмила сама вызвала милицию, сама проводила сотрудников на квартиру, где произошла трагедия. По словам женщины, во время ссоры у Рубцова случился инфаркт и он упал в кучу белья, где и задохнулся. Правда это или нет, уже никто никогда не выяснит, но свою вину Людмила не признала. Её осудили на восемь лет, выпустив по амнистии через шесть. Похоронен поэт Николай Рубцов на Пошехонском кладбище в Вологде, собственно, как он и завещал когда-то друзьям. Именно так прервался жизненный путь Николая Рубцова. Но осталась память и наследие в виде поэзии.

 

Основные мотивы творчества, лирика Рубцова

В лирике Николая Рубцова творчество и биография не только его как личности, но и биография всего многострадального народа России, сплетается в одно целое, создавая целый набор интересных образов, метафор. Например, свои впечатления от посещения Алтая он изложил в стихотворении, которое заканчивается такими строфами:

«Молчат цветы, безмолвствуют могилы,

и только слышно, как шумит Катунь...».

Также есть у него стихотворение, которое называется «Весна на берегу Бии», тоже посвященное Алтаю. Вообще, биография и творчество Николая Рубцова насыщены местами и событиями. В основе поэтического стиля Рубцова лежит песня — именно русские песенные традиции. Недаром все же на его стихи поют песни и Градский, и Зыков, и многие другие певцы.

Среди образов преобладают, конечно, символы религиозные. Сам Рубцов был человек набожный, и дома у него всегда висели иконы. Образ России у поэта — это всегда идеал. Идеал святости, целостности, вечности. Также один из самых частых образов — это природные явления или пейзажи. С помощью природы поэт, как исконно ведется в русской поэзии, показывает внутренний мир лирического героя. Стихотворения на тему России у Рубцова иногда целиком и полностью состоят из переплетающихся между собой образов природного мира. Отношение «не к физическому» — к душе — у поэта, опять же, очень религиозное. В душе Рубцов видит часть человека, которая способна устанавливать связь с Богом. Лирический герой Рубцова доверяет душе и готов следовать за ней безотлагательно. Есть у поэта такие строчки:

«Но я пойду! Я знаю наперед,

что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

кто все пройдет, когда душа ведет,

и выше счастья в жизни не бывает!»

Рубцов — оригинальный поэт, и суть его оригинальности в том, что традиционные мотивы русского народа и его земли он воспел новым языком.

Все же нередко очень трагичны в России судьбы поэтов: трагизмом наполнены и биографии, и творчество. Николай Рубцов, стихи которого полны отчаяния и боли, не стал исключением.Много строк из наследия поэта стали крылатыми фразами, вошли в обиход, стали использоваться повсеместно. Это неудивительно — в стихах Рубцова живёт, дышит, рождается и умирает весь русский народ, и люди это не могут не чувствовать.

В поэзии Рубцова присутствует образ матери. Тема женщины является характерной чертой лирики Рубцова. Ведь именно в стихотворениях возможна встреча сына и матери. В пример можно привести стихотворение «В горнице».

Тема Родины - один из основных мотивов его поэзии. Одна из граней Родины - тишина. В стихотворениях Рубцова Родина очень тихая, а в пейзаже нет экзотичности. Во многих стихотворениях можно заметить тему покоя.

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это – «тихая родина», царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «У размытой дороги». Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

Образ «малой родины», с сопричастности к судьбе которой в душе каждого человека начинается высокое патриотическое чувство – любовь к Отчизне, создан в произведениях Н. Рубцова. Писатель воспевает землю детства, край, где человек родился и вырос, где впервые познавал мир и радовался одухотворенной красоте родной природы, учился умению трудиться и жить среди людей.

Образ «тихой», «светлой» родины с ее неброской красотой, великой и полной драматизма тысячелетней историей возникает в стихах поэта. Своим неразрывным единством с миром природы и судьбой России, глубоким лиризмом и напряженностью чувств, особенностями образности и построением стиха Н. Рубцов близок есенинской традиции. В его творчестве слышны также отзвуки философских мотивов Ф. Тютчева, А.Блока и других крупнейших русских художников, духовное родство с которыми чувствовал поэт. Самобытные стихи Н. Рубцова выражают существо народной нравственности. Афоризмами стали слова поэта:

§ «пусть душа останется чиста»;

§ «за все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»;

§ «но моя родимая землица надо мной удерживает власть»;

§ «хлеб, родимый, сам себя несет»;

§ «близких всех душа не позабудет»;

§ «от раздора пользы не прибудет».

Поэзия Н. Рубцова гражданственна, полна размышлений о судьбе родной стороны, о потерях и обретениях на трудном историческом пути («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «О Московском Кремле»). Самые «рубцовские» стихи философичны, они выражают органическую слитность человека и мира, порыв к гармонии, идеалу, тревогу за настоящее и будущее. Не случайно в произведениях поэта широко используется характерная для философской лирики лексика (душа, красота, увяданье, страданье, забытость – например, «Журавли»), эпитеты (грустно, странно, таинственная сила, тайны сна, высокий полет), образы (ночь, тишина, ветер и др.).

Любовь к родной деревне, ее природе и людям была одним из основных мотивов зрелого творчества Рубцова, хотя он не выпускал из виду всего многообразия современности:

В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
Виднее над полем при звездном салюте,
На чем подымалась великая Русь.

Метафора «звездный салют» на первый взгляд может показаться не очень удачной, объединяющей слишком далекие понятия: с салютом сравнимо небо лишь в пору звездопада где-то в середине августа, о чем в стихотворении не упоминается.

Но строки эти исполнены глубочайшего смысла! Короткому свечению городского праздничного салюта Рубцов противопоставляет вечные звезды над полем, при свете которых поэту виднее источник силы и величия Руси, – оно, это самое поле, и человек на нем.

Целостность художественного мира поэзии Рубцова обнаруживается и в системе ее жанров, которая обусловлена проблемно-тематическим и образно-эмоциональным содержанием его лирических переживаний. Исследователи не раз писали об элегическом характере творчества поэта. Однако это никак не сводится к выявлению лишь одной его черты и тональности, что обедняло бы представление о направленности, путях и результатах художнического поиска, реализованного во многих разновидностях лирических жанров и форм.

Следует подчеркнуть жанровое многообразие лирики Рубцова, в которой, помимо произведений преобладающей элегической тональности (а в трех стихотворениях это обозначение вынесено автором в само название: «Дорожная элегия» и др.), мы встречаем, к примеру, целый ряд стихотворений, отнесенных им к песенному жанру («Зимняя песня», «Прощальная песня», «Осенняя песня» и др.), а также поименованные как «Осенние этюды», «Вологодский пейзаж», «Письмо», «Посвящение другу». Встречаются произведения балладного («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»), одического («О Московском Кремле»), медитативно-философического («Философские стихи») характера, своеобразные мини-циклы, состоящие из двух-трех и более стихотворений, стихотворные миниатюры для детей («Ворона», «Ласточка», «Воробей», «Медведь»).

В целом жанровый диапазон рубцовской лирики весьма широк — от грустно-иронического цикла «Из восьмистиший», включающего семь лирических миниатюр, до написанной им, по свидетельству В. Оботурова, осенью 1968 годов, поэмы-сказки балладного характера «Разбойник Ляля».

В стихах Рубцова развиваются традиционные для элегической поэзии мотивы: одиночество, разочарование, страдание, скорбь, чувство боли и горечи от понесенных утрат. Но в атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Здесь господствует не тоска, с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.

И все же для Рубцова, как и для Есенина, на первом плане чаще оказывались мотивы осеннего увядания, угасания и мрака (закат, сумерки, ночь), образы дремоты и сна, мотивы прощания с жизнью и связанных с ним похорон, кладбища, могилы... Все это можно подтвердить множеством примеров из его стихотворений.

В творчестве поэта налицо углубление классической традиции русской поэзии. Одновременно он продолжает широко использовать фольклорные символы: образ птицы как символ времени, судьбы и души, образ звезды как символ судьбы, счастья и духовной чистоты, образ храма как символ святости и т. д. Примечательно, что многие стихотворения с некоторыми изменениями и доработками переходят из сборника в сборник (например, «Видения на холме», «Ось» («Желание»). Очевидно, они для Рубцова являются программными.

Николай Рубцов является представителем «тихой лирики», для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях.

Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее – к русской старине. Очень редко поэт находит ее в городе («О Московском Кремле»), почти всегда – в селе и открытом природном пространстве.

Исходной точкой рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни – колхозной, вымирающей, разрушающейся, деградирующей. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь – вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие его образ современной деревни ужасом. При всем при этом, рисуя эту гибнущую деревню, автор чувствует, что в ней есть нечто такое ценное и достойное, чего нет в модернизированном мире. Это ощущение некоего покоя, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова. А центром покоя становится деревенская изба.

Николай Рубцов в своем творчестве создает такие образы, которые способны вызывать мистическое чувство покоя, блаженства, умиления. Он считал, что поэта делает поэтом чувство родины.

Ключевые образы: образ матери, душа, свет, звезда, лодка, море.

Основной мотив: мотив Дома.

Художественные особенности: стих напевный, пауза «говорящая».

Около трех десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.Лобзов, который в стихах почувствовал «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». «Сколько обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт до сих пор потрясает «глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».

Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли… И чем полнее открывается перед нами поэтический мир поэта, тем острее с годами становится чувство утраты. Замечательные песни напеваем мы: «Букет» А.Барыкина, «Облетели листья с тополей» В.Салтыкова, «Молитва», «В горнице» А.Морозова и многие другие

 

Анализ стихотворений Рубцова

БЕРЁЗЫ

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

 

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

 

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

 

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

 

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких.

В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания. В частности, поэт Николай Рубцов в своем стихотворении, написанном в 1957 году, признается, что шорох падающих березовых листьев вызывает у него слезы на глазах. «Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви», – отмечает автор.

В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями. Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля ».

В тот момент, когда создавалось это произведение, Николая Рубцов уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить.

В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.

В лирике Рубцова 60-х годов выразился обострившийся в то время интерес к многовековой истории России, к развитию ее самобытности, ее духовных богатств. Русь древняя и Россия сегодняшняя в изображении поэта предстают связанными тысячами нитей в своем главном. Внимание поэта привлечено к нравственным истокам и устоям народного бытия, к поэзии и красоте деревенской жизни, беспощадно разрушаемой в условиях стремительных и необратимых перемен, наступления города на село. В стихотворении «Грани» (1966) Рубцов писал:

Я вырос в хорошей деревне,
Красивым — под скрип телег!
Одной деревенской царевне
Я нравился как человек.

Мужал я под грохот МАЗов,
На твердой рабочей земле...
Но хочется как-то сразу
Жить в городе и в селе.

В конце 50-х годов, незадолго до демобилизации, Рубцов пишет стихотворение «Поэзия» (1959), выдержанное в духе его тогдашних представлений о жизни и о себе, о своем настоящем и будущем, в котором, несомненно, стихи займут достойное место. Таким он и видит себя по окончании морской службы:

Всю жизнь не забудется флот,
И вы, корабельные кубрики,
И море, где служба идет
Под флагом Советской Республики...

В попытках представить себе будущую жизнь немало наивного, идущего от юношеских фантазий:

Продолжится юность моя

В аллеях с цветами и танцами,

а также упрощенное понимание счастья:

В труде и средь каменных груд,

В столовых, где цены уменьшены.

И все же, несмотря на некий примитивный утопизм, этим стихам не откажешь в искренней вере в свое призвание, в преданности поэзии, уходящей корнями в жизнь:

Все в явь золотую войдет,
Чем ночи матросские грезили...
Корабль моей жизни плывет
По морю любви и поэзии.

Через десять лет Рубцов напишет стихи под тем же программным и обязывающим названием. Но насколько теперь изменились его взгляды и представления о поэтическом искусстве. Подобно природе сама поэзия в стихотворении 1969 года предстает живым, одушевленным существом, неотрывным от человеческой жизни и труда на земле, всемогущей, но и бессильной перед неумолимым вторжением цивилизации:

ПОЭЗИЯ

Теперь она, как в дымке, островками
Глядит на нас, покорная судьбе, —
Мелькнет порой лугами, ветряками —
И вновь закрыта дымными веками…
Но тем сильней влечет она к себе!

Мелькнет покоя сельского страница,
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится,
Как будто вновь поет на поле жница,
И дни рекой зеркальной потекли…

Снега, снега… За линией железной
Укромный, чистый вижу уголок.
Пусть век простит мне ропот бесполезный,
Но я молю, чтоб этот вид безвестный
Хотя б вокзальный дым не заволок!

Пусть шепчет бор, серебряно-янтарный,
Что это здесь при звоне бубенцов
Расцвел душою Пушкин легендарный,
И снова мир дивился благодарный:
Пришел отсюда сказочный Кольцов!

Железный путь зовет меня гудками,
И я бегу… Но мне не по себе,
Когда она за дымными веками
Избой в снегах, лугами, ветряками
Мелькнет порой, покорная судьбе…

Размышляя о земных истоках своего поэтического мироощущения, всем своим существом понимая, что прежде всего именно эта — «покоя сельского страница», «вместе с чувством древности земли» — способна дать его душе чистую радость, необходимую для творчества, Рубцов восклицает:

Но я молю, чтоб этот вид безвестный

Хотя б вокзальный дым не заволок!

Железные пути и стремительные скорости XX века, по мысли поэта, вряд ли могут способствовать рождению истинных талантов и даже гениев, какими была столь богата русская литература в прошлом:

Пусть шепчет бор, серебряно-янтарный,
Что это здесь при звоне бубенцов
Расцвел душою Пушкин легендарный,
И снова мир дивился благодарный:
Пришел отсюда сказочный Кольцов!

Именно к середине 60-х годов относятся особенно напряженные раздумья Рубцова о самой природе поэтического творчества, о том, как рождаются стихи и какова при этом роль пишущего их, наконец, о судьбах крупнейших поэтов XIX и XX веков. «О чем писать? На то не наша воля!» — заметил он в одном из стихотворений той поры.

О ЧЕМ ПИСАТЬ?

О чем писать?
На то не наша воля!
Тобой одним
Не будет мир воспет!
Ты тему моря взял
И тему поля,
А тему гор
Другой возьмет поэт!
Но если нет
Ни радости, ни горя,
Тогда не мни,
Что звонко запоешь,
Любая тема -
Поля или моря,
И тема гор -
Все это будет ложь
!

В стихотворении Н. Рубцова поднимается вопрос о творчестве поэта и о значимости этого творчества в процессе порождения смысла. Тема стихотворения выражена в самом названии – вопрос касается того – о чем пишется стихотворение, о те тематических деталях, которые подберутся как основа произведения.

Совершенно не важно, о чем будет писать художник слова. Объять необъятное нельзя. Лучше, если поэт постарается прочувствовать тему. Передать ее максимально близко своему пониманию.

И здесь мы вплотную подходим к идее произведения – речь идет о том, что нельзя писать то, чего не прочувствовал лично. Такие стихи не смогут убедить, затронуть потаенные струнки души человека. Стихи должны рождаться не для стихов, а как стремление выразить эмоцию.

Но если нет

Ни радости, ни горя,

Тогда не мни,

Что звонко запоёшь,

Только тогда, когда стихотворение прочувствовано, когда поэт убежден в том, о чем он пишет, можно говорить о настоящем творчестве, так как, если поэт сам не верит в написанное, он говорит ложь. Это особенно важно в те периоды, когда поэзия становится средством заработка.

И прав Н. Рубцов, отмечая в своем стихотворении, что писать можно о многом, но необходимо разобраться, какие эмоции у оратора вызывает тема, испытывает ли он сам что-то, формируя мысль.

Тема творческой свободы художника и его зависимости от призвания нашла наиболее полное художественное выражение в программном произведении 1965 года:

Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!
Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?

Здесь изначально утверждается суверенность, независимость и всемогущество поэзии, которая в противовес цивилизации с ее бесспорными достижениями в сфере быта и домашнего комфорта («отопленье паровое», «электричество и газ») приравнивается к природным, внебытовым, нередко стихийным силам («Как будто вьюга воет, воет...»), которая, как всякая стихия, неуправляема, не подвластна никому, не зависит от воли и желания человека. Эта образная параллель развивается и в последующих строфах, где поэтический процесс, рождение, появление на свет стиха сопоставляется с восходом и закатом солнца, завершаясь в финале афористической концовкой, прозвучавшей в то время определенным вызовом по отношению к общепринятым, установившимся в сознании большинства представлениям о поэзии:

А утром солнышко взойдет, —
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?
Вот так поэзия, она
Звенит — ее не остановишь!
А замолчит — напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.
Прославит нас или унизит,
Но все равно возьмет свое!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от нее...

В середине и второй половине 60-х годов Рубцов пишет ряд стихотворений, посвященных судьбам русских поэтов: «О Пушкине», «Дуэль» (о Лермонтове), «Приезд Тютчева», «Сергей Есенин», «Последняя ночь» (о Д. Кедрине), «Последний пароход. Памяти А. Яшина». В каждом из них приоткрывается какая-то грань человеческого облика и судьбы классика или современника и передана воплотившаяся в его творчестве самая суть представлений об истинной поэзии. Таково стихотворение «О Пушкине» (1965):

Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее...

Эти афористические строки несут в себе большое обобщение. Думается, речь в них идет не только о Пушкине и других классиках русской поэзии. Здесь сказалось и нечто, имеющее более широкий смысл, быть может, даже провидческое и пророческое относительно собственного предназначения и судьбы, да и трагических судеб других поэтов XX века.

В ином, не столь трагическом, а скорее чрезмерно высветленном, лишенном внутренней конфликтности и драматизма, сложности и противоречивости, отражающей трагизм бытия, предстает в стихотворении «Приезд Тютчева» (1965) далеко не простое в своей глубинной сути творчество этого поэта, показанного здесь Рубцовым, можно сказать, в роли какого-то заезжего путешественника:

А он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет за холмом!
И сны Венеции прекрасной,
И грустной родины привет —
Все отражалось в слове ясном
И поражало высший свет.

Два стихотворения о Есенине, напротив, глубоко передают самую суть его судьбы и творчества. Они пронизаны острым ощущением одиночества, оторванности от родных полей, трагических предчувствий («Последняя осень», 1968). И хотя в них есть некоторые банальности и общие места, не раз встречавшиеся в стихах о поэте, однако есть и другое — предельно искренние, прочувствованные строки, свидетельствующие о том, какое значение имело есенинское творчество для определения собственного пути и признания Рубцова:

Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.

(«Сергей Есенин», 1962)

«Левитан» (1960). Образы России, природы, символы веры звучат в унисон в стихотворении «Левитан» (по мотивам картины Левитана «Вечерний звон»). Это единство подчеркивается аллитерациями и ассонансами:
ЛЕВИТАН

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, —
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов
твоей Руси...

Только предполагая неотвратимый жизненный итог, чувствуя скоротечность времени, человек стремится запечатлеть движения своей души, оставить память о себе, выразить любовь и благодарность за то, что был на земле. Читая стихи Рубцова, удивляешься вместе с ним каждой травинке, каждому живому существу и в то же время вместе с ним думаешь о вечном.


Влияние, наследие

После своего трагического ухода Николай Рубцов оставил очень много рукописей, которые были внимательно собраны, просмотрены, а потом многие – опубликованы. Если считать вместе с теми стихотворными сборниками, что были выпущены еще при жизни поэта, то на сегодняшний день мы получаем вот такой список. При жизни:

1962 – «Волны и скалы».

1965 – «Лирика».

1967 – «Звезда полей».

1969 – «Душа хранит».

1970 – «Сосен шум».

И после смерти Николая Рубцова:

1977 – «Стихотворения. 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: