Понятие риска и его виды




РИСКИ В АУДИТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

План

1. Понятие риска и его виды.

2. Процедуры оценки рисков при проведении контрольного мероприятия.

3. Процедуры снижения рисков.

Основной источник: Рябухин С.Н. Аудит эффективности: учебник – М.: Издательский дом «АТИСО»; ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 602 с.

Рекомендуемая литература

Федеральное правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 863).

 

В настоящее время возросла роль оценки рисков неэффективности контроля за результатами использования государственных средств.

Анализ практики проведения контрольных мероприятий по контролю за использованием государственных средств выявил наличие тенденции, связанной со снижением критерия оценок неэффективности контроля в зависимости от объекта контроля. Как правило, применительно к крупным объектам (экономическим субъектам, направлениям расходов) наблюдается снижение в выявлении отдельных неэффективных решений и направлений использования ресурсов. В целях повышения значимости проведения мероприятий по определению аудиторских рисков и повышения качества проверок Счетной палатой Российской Федерации разработаны методические рекомендации по оценке существенности и рисков при проведении контрольного мероприятия1.

Особое внимание при аудите эффективности использования государственных средств уделяется качеству управленческих решений, принимаемых для обеспечения результативности правительственных программ (реформа энергетики, доступность образования, расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, качество здравоохранения). Именно аудит эффективности призван выявить и свести к минимуму возникновение рисков (например, получение искаженной информации, принятие ошибочной оценки финансовой деятельности объекта контроля и т.д.).

 

Понятие риска и его виды

В научной литературе встречаются весьма различные трактовки термина «риск», и его содержание напрямую связано со сферой применения понятия. Например, риск в терминологии страхования используется для обозначения предмета страхования, страхового случая, страховой суммы. В психологическом словаре риск трактуется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементами опасности, угрозой потери, неуспеха. Экономисты понимают риск как возможность наступления последствий, которые проявятся в определенный момент в будущем.

Современный экономический словарь дает следующее определение риска: это случайности или опасности, которые носят возможный, а не неизбежный характер и могут являться причинами убытков; риск измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь2.

СПРАВОЧНО.Природа экономического риска носит объективный характер и в широком смысле определяется вероятностными характеристиками следующих переменных: глубинной сущностью социально-экономической системы, тенденцией и динамикой (качественно-количественной, временной) ее развития, внутренней и внешней определенностью или условиями глобализированной мировой экономики, информационно-стратегическим обеспечением предпринимательской деятельности, в рамках которых осуществляется предпринимательская или иная нацеленная на доход деятельность. В общем смысле риски отражают возможные объективные изменения экономической ситуации в мировой экономике, стране в целом и на рынке капитала. Категорию «риск» при использовании в тех или иных целях государственных средств и собственности можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери конкурентоспособности, потери ресурсов, недостижения цели или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на использование ресурсов в традиционном режиме при отсутствии серьезных угроз со стороны внешней среды. Таким образом, с точки зрения бюджетного процесса и государственного финансового контроля риск - это угроза того, что получатель бюджетных средств не достигнет поставленной цели, понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже уровня, прогнозируемого на основе расчета, экспертных оценок или накопленного опыта, и потеряет конкурентоспособность (востребованность услуги). См.: Рябухин С.Н. Аудит эффективности государственного сектора экономики: Курс лекций – М.: Триада Лтд, 2006.

В законодательстве Российской Федерации об аудиторской деятельности закреплено понятие аудиторского риска.

Аудиторский риск - риск того, что аудитор выразит ненадлежащее аудиторское мнение при наличии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности3.

Вместе с тем в методических рекомендациях по оценке существенности и рисков при проведении контрольного мероприятия под риском понимается вероятность ошибочной оценки финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, сделанной в отчете о результатах контрольного мероприятия, в случаях, когда в деятельности данного объекта имеются существенные нарушения и недостатки.

Классификация рисков является одним из этапов анализа рисков, позволяющего в дальнейшем проводить идентификацию и оценку риска, а также разрабатывать методы управления ими. Классификация заключается в распределении рисков по группам на основе классификационных критериев (это знакомо, не правда ли?). В зависимости от целей исследования используются различные классификации. Встречаются классификации, основанные на различиях видов деятельности: финансовые риски, производственные риски, риски материально-технического снабжения и т. д. Часто риски классифицируют по областям их проявления (политические риски, социальные риски, природные риски и т.д.).

СПРАВОЧНО.В качестве примера подхода к макрориску можно привести высказывание Хелены Хессел - кредитного аналитика международного рейтингового агентства Standart & Poor's: «Политизированная и непредсказуемая бизнес-среда и действия регуляторов душат внутренние и прямые иностранные инвестиции, которые необходимы для поддержания роста. Мотивированная политическими соображениями реструктуризация естественных монополий продвигается медленно. В целом так называемые страновые риски, включающие административные барьеры, отсутствие независимой судебной власти, коррупция и многие другие проблемы бизнеса в России увеличиваются, хотя кредитоспособность страны улучшается» (КоммерсантЪ. 2005. 1 февраля № 16).  

Классификатор аудиторских рисков включает внешние и внутренние риски, а также риски финансового и нефинансового характера. К внешним рискам относятся те, которые вызваны влиянием политических, экономических, социальных и иных факторов, не зависящих от проверяемой организации и воздействующих на ее деятельность извне (конфликт интересов, несогласованность действий правительства, стихийные бедствия). Внутренние риски связаны с деятельностью самой проверяемой организации (ошибки в управлении, недостаточные ресурсы, отсутствие внутреннего контроля, несоответствия законодательства, отсутствие безопасности).

К рискам финансового характера относятся нецелевое и незаконное использование государственных средств, недофинансирование

программы, отсутствие в организации системы внутреннего контроля и т.д. Рисками нефинансового характера являются, например, отсутствие четкого распределения функций и обязанностей между исполнителями на каждом уровне реализации программы, изменения в механизме управления программой в ходе ее исполнения. В качестве рисков нефинансового характера следует рассматривать также наличие в средствах массовой информации противоречивых дискуссий о сфере деятельности или работе объекта проверки или недоброжелательное отношение руководства проверяемого министерства, ведомства или организации к критической оценке их деятельности в средствах массовой информации.

Необходимо отметить, что правило (стандарт) аудиторской дея­тельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» вменяет в обязанность проверяющему лицу оценивать в ходе планирования аудиторский риск и его компоненты - риск средств контроля, риск существенного искажения информации.

Степень риска (степень угрозы и ее возможные воздействия) имеет большое значение при выборе темы и объекта аудита. На этой стадии необходимо оценивать риск того, что управление в проверяемой сфере недостаточно с точки зрения экономичности, продуктивности и результативности.

На данном этапе устанавливают:

· вероятность негативного воздействия в данной сфере или на деятельность объекта каких-либо факторов (действий или событий), то есть само наличие рисков;

· возможную степень такого воздействия, то есть какие могут быть отклонения в функционировании данной сферы или в работе объекта в результате такого воздействия;

· возможность свести выявленные риски к минимуму.

На основе собранной информации нужно определить области риска, способные повлиять на выполнение проверяемыми организациями поставленных целей.

Примерами возможных областей риска являются:

· недоброжелательное отношение руководства министерства, ведомства или организации к критической оценке их деятельности в средствах массовой информации;

· бездеятельность администрации в отношении недостатков, выявленных контролирующими органами;

· частые структурные изменения и смена руководителей, высокая;

· текучесть кадров;

· высокая сложность и неопределенность системы управления;

· противоречивые дискуссии в средствах массовой информации по выбранным темам или о деятельности проверяемых объектов.

Области риска, внешние и внутренние воздействия, описанные выше, представляют собой базу для последующего анализа, которая в сочетании с достоверной информацией даст возможность определить список приоритетных тем и объектов аудита эффективности.

СПРАВОЧНО. Области риска- это события (обстоятельства или угрозы) в определенных сферах деятельности, способные повлиять на выполнение поставленных целей. Риски могут возникать в случаях действия (бездействия) как проверяемых объектов, так и проверяющих, а также в случаях их взаимодействия, что требует в ходе проведения аудита эффективности декомпозиции рисков.  

 

Следует отметить, что риски, препятствующие успешному проведению аудита эффективности, могут увеличиться при определенных обстоятельствах, например, в случаях, когда:

· впервые применяются новые методы проведения аудита;

· тема аудита является противоречивой в силу своего характера;

· возникла напряженность в отношениях с проверяемой организацией;

· аудит охватывает несколько организаций или представляет интерес для большого числа сторон;

· график проведения аудита изменен и тот же объем работы необходимо проделать в более сжатые сроки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: