Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость»




Итоговое сочинение по литературе Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра — два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.www.ctege.info А.И. Солженицын «Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом. М. Горький «На дне» В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны). В. Железников «Чучело» В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, www.ctege.info а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других. Отношение к своему профессиональному долгу. В. Г. Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна www.ctege.info находит удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё – «сеятеля доброго и вечного» – увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов. А.П. Чехов «В аптеке» Другое отношение к своему долгу мы видим в рассказе Чехова «В аптеке». Безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и равнодушный к просьбе больного провизор, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки, отказывает больному в лекарстве, так как тому не хватает шести копеек. Обратившийся за помощью учитель Свойкин пытается завести разговор с провизором и найти понимание, обещает вернуть долг, но его не слышат, не хотят слышать. Строгий человек за прилавком равнодушно наблюдает за тем, как остро нуждающийся в помощи уходит ни с чем. Отзывчивость – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям мы становимся ничем. Автор оставляет повествование о судьбе учителя незавершенным. Такой открытый финал дает читателю возможность самому предположить, что в итоге случилось с больным. Умер он или утром сходил в аптеку? Этот вопрос www.ctege.info автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и равнодушия. Отношение к близким людям. Л. Н. Толстой «Война и мир» На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых – это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых – любовь к друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители. Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика. К.Г. Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого. Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду. Отношение власти к простому человеку.www.ctege.info Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев представлено достаточно широко в русской литературе: «Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» Основной темой творчества Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Писатель уделяет внимание равнодушному отношению властьимущих к судьбам простых людей, являющихся лишь винтиком в огромной машине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» в центре повествования – Шухов, попавший в лагерь по обвинению в предательстве, хотя вся его вина состояла в том, что он несколько дней был в плену. Однако власть это расценила как предательство, и такие факты в истории нашего государства далеко не единичны. Глухо и слепо оказалось государство к судьбе простого человека. И отбывает свой срок Иван Денисович в лагере, стараясь сохранить в себе человека. Эта же тема затрагивается и в «Матренином дворе», где изображается нелегкая судьба Матрены Васильевны – женщины-праведницы. Несправедливое отношение власти к героине проявляется в вопросе попыток получения ею заслуженной пенсии. Немало было отдано поклонов чиновничьей власти (сама героиня жалуется герою-рассказчику: «– Притесняют меня, Игнитич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я»), при том что труд Матрены в конечном итоге так и не был оценен по достоинству. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так и поднимается в www.ctege.info повести вопрос равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа. Отношение к миру, к жизни в целом. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, — Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.

Список произведений, на которые можно опираться (и обязательно нужно прочитать) при написании итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость".

  • А.Н. Островский «Гроза»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»
  • Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»
  • М.А.Шолохов «Судьба человека»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма»
  • А.В. Вампилов «Старший сын»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
  • М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
  • В. Гюго «Отверженные»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • В. Г. Короленко «Дети подземелья»
  • В. Закруткин «Матерь человеческая»
  • Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
  • Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Ф.М. Достоевский «Идиот»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»
  • М. Гелприн «Свеча горела столе»
  • А.П. Платонов «Юшка»
  • Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
  • В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • А.И. Куприн «Изумруд»


Список цитат, на которые можно опираться при написании итогового сочинения по литературе по направлению "Равнодушие и отзывчивость".

  • Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
  • Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
  • Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
  • Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)
  • Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.
  • Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)
  • Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)
  • Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)
  • Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
  • Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
  • Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
  • Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)
  • Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя)
  • Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)
  • Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)
  • Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)
  • Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне)
    Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)
  • Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)
  • Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)
  • Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)
  • Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.
    Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
    Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
  • Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
  • Спокойствие — сильней эмоций.
  • Молчание — громче крика.
  • Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)
  • В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. (пословица)
  • Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Э. Золя)
  • Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)
  • Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)
  • Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)
  • Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим. (Ф. А. Искандер)
  • Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
    Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)
  • Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие — есть редкость и счастье — и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)
  • Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)
  • Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд)
  • Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)
    Чрезмерное сочувствие часто становится преградой.
  • Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)
  • Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)
  • Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание — это что-то стоящее. (Ошо)
  • Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)

 

"Верность и измена"

Понятия и определения по темам "Верность и измена"

Что такое "Верность"

  • Верность – это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга (по словарю С.И.Ожегова)
  • Верность – это качество личности, суть которого заключается в том, что человек, определив для себя что-то в жизни, будет неуклонно этому следовать, как бы порой это ни было сложно.
  • Верность тесно связана с выбором. Именно выбрав для себя путь в жизни, программу действий, эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Верность – это линия поведения человека в соответствии с его выбором.
  • Верность – это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни. Верность делает человека сильнее, смелее, отважнее, настойчивее.
  • Верность – это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить.
  • Верность – это постоянство. Верный человек всегда точно знает, чего он хочет, к чему стремится, поэтому достигает высоких результатов, осуществляет задуманное.
  • Верность это постоянство чувств к кому-либо. Человек может быть верен в дружбе, любви.
  • Такой человек не предаст, не бросит, он надёжен. Без верности не может быть настоящей любви и дружбы.
  • Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен.
  • В основе верности людей всегда доверие друг другу.
  • Верность – это основа патриотизма. Человек, верный своему народу, Родине, никогда не станет предателем.
  • Верность – это тот стержень, на котором держатся стойкость, смелость, мужество, непреклонность и многие другие качества личности, делающие её патриотом, гражданином своей страны.

Синонимы к слову «верность»

  1. постоянство
  2. преданность
  3. надёжность
  4. безошибочность
  5. несомненность

Что такое "Измена"

  • Измена – это качество личности, суть которого заключается в том, что человек нарушил взятые на себя обязательства, предал идеалы, людей, родину, народ.
  • Измена это неспособность человека быть верным своему выбору, чего бы он ни касался в жизни: профессионального пути, целей, идеалов, нравственных ориентиров. Изменивший им человек не смог остаться им преданным до конца.
  • Измена в любви это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство по отношению ко всему тому, что было так дорого обоим, ценно. Измена соседствует с ложью, делает человека чёрствым, порой даже жестоким по отношению к другому.
  • Измена идеалам – это отход человека от тех принципов, ориентиров, которые он выбрал когда-то для себя. Это может лишить его жизненной опоры, сделать несчастным.
  • Измена родине, народу это стремление выбрать для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в трудный для страны период, предать всё, что составляет основу жизни человека.
  • Измена- это одно из отрицательных нравственных качеств человека, которое всегда было презираемо в обществе.

Синонимы к слову «измена»

  1. коварство
  2. предательство
  3. неверность
  4. отступничество
  5. вероломство

 

Примерный список тем.

Какое предательство самое страшное?

Согласны ли вы с утверждением: «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?

Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Может ли быть неверным благородное сердце?

Подтвердите или опровергните слова Ф.Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

Как, по-вашему, связаны верность и дружба?

Чем опасна измена?

Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».

Можно ли простить предательство?

В чем причины измен и предательств?

Как вы понимаете слово «верность»?

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Важно ли быть верным слову?

Что толкает человека на измену?

Может ли быть неверным благородное сердце?

Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»??(К. Мелихан)

Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?

Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?

Можно ли назвать собаку самым верным другом?

Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?

Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?

Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)

Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?

Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».

Нужно ли быть верным самому себе?

Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?

Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)

Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?

Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным, значит быть верным самому себе»? (Ошо)

Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?

Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?

Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?.

Может ли верность принести человеку разочарование?

 

«Верность и измена» - аргументы для итогового сочинения

Верность-измена как категории, определяющие систему ценностей героя Верность заповедям Христовым, Закону Божию становится нерушимой категорией нравственной оценки человека еще в древнерусской литературе. Немыслима победа героя, предавшего свою веру. Таков нравственный канон. В «Житии Александра Невского» создан образ князя, чьи прославленные победы являются плодом убежденной веры. «Не в силе Бог, но в правде», – говорит он дружине перед началом битвы с иноземными захватчиками. И помощь в борьбе за правое дело оказывают ему и «сродники» – великомученики Борис и Глеб, и небесное воинство. Для русской литературы измена, предательство христианской веры есть прямой путь к гибели – нравственной и физической. Отступничество и ересь приводят к возмездию и Божьему суду. В стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» читаем: Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Обличение несправедливого судейства, отступничество от Божьих заповедей, по мнению лирического героя, грозит возмездием: И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Тема измены Божьим законам звучит и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскол в душе главного героя, еретическая теория, созданная им, ведут на край гибели. Любовь как основу мира Раскольников пытается изменить, заменить на силу: "Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же..." Однако путь в никуда еще не пройден, покуда есть та, кто снова дарит веру: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».www.ctege.info Верность Богу немыслима без любви к человеку. Убить человека – значит совершить великую измену, подобно Каину. ВЕРНуться (стать верным вновь) можно через покаяние. Верность – измена Отчизне, родному краю Проблема верности Родине в трудные годы испытаний или в мирное время не остается без внимания русской классики. «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Клятва в верности братьям по оружию для героев «Бородино» М.Ю. Лермонтова – это и клятва своей Отчизне. Быть верным родной земле – значит, по мысли ветерана той битвы, быть готовым сложить за нее голову. Поэтому поколение новобранцев, живущих «под бременем познанья и сомненья», вызывает горькую усмешку. Способны ли они на тот же подвиг или изменят в трудную минуту, ибо вовсе не богатыри?.. Лермонтов оставляет читателя наедине с этой мыслью, дает возможность рефлексирующим современникам определиться с отношением к России – родине и государству… Верность своей стране, готовность служить ей до последнего вздоха является главной мыслью и в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Словно подхватывая и развивая мысль поэта- предшественника, он создает новую формулу верности: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Знаменитый рефрен не оставляет сомнений: ведь земля – она та самая, родная! Измена ей – это измена семье, детям, любимым, всему, что дорого и свято. Эта мысль становится лейтмотивом всей литературы периода Великой Отечественной войны. Свидетели событий: поэты, писатели, военные корреспонденты – донесли до потомков идею верности и готовности к самопожертвованию как залога грядущей победы. Причины отступничества, измены интересовали классиков литературы не меньше героических этапов истории страны. На страницах книг мы знакомимся www.ctege.info не только с образами патриотов. Персонажи изменников, созданные в литературе, помогают нам определиться с собственной нравственной позицией. А.С. Пушкин «Полтава»: в 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне – шведского короля Карла XII. За измену и предательство его наградили орденом Иуды. В поэме Александр Сергеевич показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого ("не ведает святыни", "не помнит благостыни"). Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: младший сын Тараса Бульбы – «мазунчик» Андрий – жил не по законам Запорожской Сечи, а по зову сердца. Из-за любви казак предает свою Отчизну. "А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя – ты!" – говорит он возлюбленной. Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», – Андрий не кто иной, как предатель. Казалось бы, неразрешимую дилемму – простить сына-изменника или покарать неверного – Тарас Бульба разрубает как гордиев узел. Ведь атаман не мыслит себя вне Сечи и предательство Андрия он простить не может. Но не только на войне чтят верность. Не только на войне возможна измена. Иногда тихий подвиг Левши (Н.С. Лесков «Левша») звучнее и действенней батального грома. «Мы к своей родине привержены», – говорит Левша, отказываясь остаться в Лондоне. Его образ, как и образ генерала Платова, по-казачьи прямодушного и грубого, противопоставлен образу императора Александра Павловича. Восхищение царя всем иностранным сказитель воспринимает с обидой. А вслед за ним и читатель задумывается о том, что чувствует Александр по отношению к стране, в которой поставлен быть царем... По-своему тема верности родной земле, своим корням развивается в «Прощании с Матерой» В.Г. Распутина. Пронзительной болью в душе читателя отдаются слезы старухи Дарьи: «Могилки, значитца, так и оставим? Могилки наши, и родные. Под воду?» Разоренные могилы, сожженные дома, затопленная деревня, погибший «царственный листвень» – трагедия разыгрывается на фоне равнодушия и молчаливой измены. Андрей, Соня, Павел пока не осознают, как страшно может откликнуться предательство. Изменения необратимы: «Если мы с тобой кинули, нас с тобой не задумаются кинуть. О-ох, нелюди мы, боле никто...». С чего же начинается путь к измене? Как и любое зло, измена начинается с маленькой лжи, с минутного сомнения в том, в чем сомневаться нельзя. А.И. Солженицын свою Нобелевскую речь закончил русской пословицей: «Одно www.ctege.info слово правды весь мир перетянет». А самым простым, доступным ключом праведной жизни писатель считал личное неучастие во лжи: «…пусть ложь всем владеет, но в малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Верность – измена в отношениях между людьми Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы. Обратимся к трагедии В. Шекспира «Гамлет». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства. Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена. Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: