Современный российский хоррор. Почему в России не умеют снимать фильмы ужасов




Коротко пробежимся по картинам 90-х:

· «Прикосновение» (1992) режиссёра Альберта С. Мкртчяна, пожалуй, самая жуткая вещь, созданная на основе холодных, гнетущих постсоветских бытовых реалий.

· Коллаборация Польши, Эстонии и России на основе новелл С. Фридманна, П. Питеры и Я. Северского «Слеза Князя тьмы» (1992).

· Ещё одна совместная картина, на сей раз России, Италии и Великобритании, – «Темные воды» (1994) — мрачное, религиозное, мистическое детище итальянского кинорежиссёра Мариано Байно.

· Проект казахстанского режиссёра Бахыта Килибаева, снявшего фильм «Игла» с Виктором Цоем, — «Гонгофер».

· Совместная работа России, Великобритании и Германии «Немой свидетель» (1995).

· Малоизвестный ответ «Детским играм» — «Хаги-Траггер» (1994), фильм об ожившей кукле.

· Неоднозначный хоррор-боевик «Упырь» (1997) с Алексеем Серебряковым в главной роли.

 

Если в 1990-х ещё были уникальные ленты, то всё, что выходило в период 2000-х, нельзя назвать иначе, чем «гибриды», которые брали за основу иностранные сюжеты:

· Фильмы, имитирующие американские слэшеры: «Путевой обходчик» (2007), «С.С.Д.» (2008), «Фобос. Клуб страха» (2010).

· Zombie-movie: «Шопинг-тур» (2012), «Зима мертвецов» (2012), «Zомби каникулы» (2013), «Кутис» (2014), «Атака советских зомби» (2016), «Республика Z» (2018).

· Мистические ужасы: «Ведьма» (2006), «Мертвые дочери» (2007), «Юленька» (2008), «Владение 18» (2013).

 

Так почему же в России не умеют снимать ужасы?

Некоторые в качестве причины называют тот факт, что на фильмы ужасов выделяют недостаточно средств. Однако это мнение ошибочно. Фонд кино действительно выделяет на хоррор меньше средств, чем на другие жанры, но ужасы и не требуют большого финансирования – это один из самых простых и низкобюджетных жанров.

Бюджет российского фильма ужасов в среднем диапазоне составляет от 20 до 40 миллионов рублей. Кроме того, некоторые недавно вышедшие фильмы, например, «Диггеры» (2016) Тихона Корнева, «Конверт» (2017) Марии Маненковой, «Невеста» (2017) Святослава Подгаевского уже были выпущены на государственные деньги.

И, когда отечественные режиссёры заявляют, что вся проблема в финансирование, они почему-то игнорируют тот факт, что многие культовые зарубежные картины были сняты даже на меньшие суммы.

Бюджет фильма «Пиковая дама: Черный обряд» (2015) составляет 45 миллионов рублей, «Невесты» — 70 миллионов рублей. В то же время «Хэллоуин» (1978) был снят за 325 000 долларов (22 миллионов рублей), «Паранормальное явление» (2007) за 15 000 долларов (997 000 рублей), «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) за 22 000 долларов (1,5 миллиона рублей), «Пятница 13» (1980) за 700 000 долларов (47 миллионов рублей), «Техасская резня бензопилой» (1974) за 83 000 долларов (5,55 миллиона рублей). Примеров достаточно для того, чтобы раз и навсегда рассеять этот миф.

 

Студия «10/09» на сегодняшний день является самой продуктивной и выпускает по несколько фильмов ужасов в год.

Режиссёр Святослав Подгаевский вместе с продюсером Владиславом Северцевым стремительно заполняют российские пробелы в ужасах недобросовестными картинами: «Владение 18» (2013), «Пиковая дама: Черный обряд» (2015), «Невеста» (2017), «Русалка. Озеро мертвых» (2018) и т.д.

Каждый из этих фильмов, увы, выглядит, как дешевая пародия на трендовые зарубежные хорроры: «Астрал» (2010), «Заклятие» (2013), «Окулус» (2013).

 

Основной проблемой современных российских ужасов, бесспорно, является плагиат.

Невозможно взять американский сюжет, созданный на основе их культурного кода, поместить его в российскую реальность и надеяться на то, что это сработает.

У нас абсолютно разный менталитет, разное восприятие реальности и понятие страха. Оттого новые российские ужасы кажутся скорее смешными, нежели страшными.

 

Для того, чтобы снять хороший российский фильм ужасов необходимо вернуться к истокам и проанализировать картины, которые пугали нас столько лет: фильмы «Вий» (1967) и «Прикосновение» (1992). Пересмотрев их, мы заметим, что формула страха проста. Она основана на нашем культурном коде, на том, чего боится простой русский человек: местных легенд, примет, поверий, сказов, мифических персонажей, деревенских баек и т.д.

Вырисовывая на экране вместо дорогих вилл, оформленных на западный лад, привычное для нашего зрителя место обитания и дополняя его мистической составляющей, мы получим то, чего ещё не было в современной киноиндустрии, - качественный российский фильм ужасов.

Базируя сюжет на всемирно известной структуре, поместим героя нашего фильма ужасов в простую квартиру, в которой живут большинство из нас. Вспомним первую приходящую на ум примету – бабушка говорила не оставлять ночью нож на столе. Возникает логичный вопрос: «Почему? Что случится, если всё-таки оставить этот нож? Кто или что его возьмёт?» Жутко? Ещё бы! Таких концепций, учитывая богатый бэкграунд нашей страны, можно придумать тысячи. Было бы желание и, самое главное, любовь к жанру.

Русский фильм ужасов как жанр подобен кинематографическому недоношенному ребёнку, который задыхался, боролся за жизнь, выжил и теперь пытается расти и развиваться.

Государству необходимо обращать внимание на хоррор. От него зависит культура нашей страны, в не меньшей степени, чем от других направлений. Финансирование фильмов и подготовка сильных специалистов: режиссёров, сценаристов, гримеров, художников по спецэффектам поможет выпускать качественный продукт, который можно распространить не только на территории нашей страны, но и за рубежом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: