Современное состояние методики экологического образования




Дошкольников

 

Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлении детей с природой оказали научные труды А.П. Усовой. Благодаря ее усилиям в 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя.

Дальнейшее развитие вопроса об отношении детей к природе намети­
лось в первой половине 60-х годов XX столетия. Так, в 1962 году на основе
методических разработок А.П. Усовой появляется первый в истории дошкольного образования нашей страны программно-методический документ, от­ражающий систему работы воспитания с детьми на протяжении всего до­школьного детства. Учеными-методистами Н.М. Аксариной,
Р.И. Жуковской, М.Ю. Кистяковской, Д.В. Менджерицкой, Л.А. Пеньевской.
Е.Н. Радиной была составлена единая "Программа воспитания в детском саду", предусматривающая формирование знаний и представлений у дошколь­ников о природе.

Ее отличительной особенностью стала четкая структура, определение образовательных и воспитательных целей и задач, объема знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как у педагогов-практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. Она была доработана и переиздана в 1969 года в новой редакции.

В то же время основным недостатком данной программы являлась ее ориентация только на ознакомление детей с природой, а вопросы экологиче­ского образования детей не входили в ее содержание.

Таким образом, необходимо констатировать, что до 70-х годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологиче­ское образования дошкольников[24].

В то же время именно в этот период впервые были предприняты попытки методического обоснования идеи гармонизации отношений Человека и Природы, прослеживающиеся в научных изысканиях Н.М. Верзилина, В.П. Горощенко, В.М. Корсунекой и др. Историческое подтверждение дан­ному факту присутствует в антологии воспитательных программ экологиче­ского образования, где ведущим является не приобретение знаний, а форми­рование личности ребенка.

Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З.А. Клепинина, М.Н. Скаткин и др.). Подтверждением является оригиналь­ная система нравственного воспитания детей средствами окружающей при­роды выдающегося советского педагога В.И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия.

В своих книгах он неоднократно подчеркивал уникальные возможно­сти природы в развитии личности ребенка: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, –это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неис­черпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума". Далее читаем: "Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе..."[25].

Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: "Любование красо­той – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, пре­вращать в активное стремление к деятельности". Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них ("живой уголок", "птичья лечебница" и т.д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.

Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окруже­ния, так как "природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кор­мит".

Велико влияние работ В.А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических сове­тов воспитателям: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми, поэтами"[26]. По мнению В.А. Сухомлинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствуют не только накоплению знаний, но и формируют навыки пове­дения в природе, пробуждают отзывчивость, восприимчивость, гуманность.

Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В.А. Сухомлинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: "Опыт показы­вает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а чело­вечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира"[27]. Таким образом, начиная с В.А. Сухомлинского в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природосообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоот­ношений в системе "человек — природа". Впоследствии опыт творческой ра­боты школы В.А. Сухомлинского послужит прообразом современной систе­мы экологического воспитания.

К концу 60-х началу 70-х годов в связи с обострением экологической ситуации резко возросло внимание к вопросам охраны природы. Научно-техническая революция выдвинула новые, более острые и сложные формы зависимости человека от природы. Поэтому стремление победить природу постепенно уступило место осознанию необходимости ее беречь и использовать рационально.

В разработку принципов, методов и форм экологического образования внесли свой вклад ученые-методисты: Л.П. Салеева, А.В. Яблоков и др. С этого момента начинается движение в области экологического образования по различным направлениям. Интенсивные исследования, поиск новых форм природоохранной деятельности – в методике преподавания природоведения в начальной школе. (Н.Ф. Виноградова, Л.В. Моисеева, Н.А. Погорелова, Л.П. Симонова, А.Л. Филоненко-Алексеева и др.).

Дальнейшее развитие получила и "Теория и методика ознакомления детей с природой". Это нашло отражение в исследованиях и методических рекомендациях С.А. Веретенниковой, Е.И. Золотовой, М.В. Лучич, A.M. Маневцевой, П.Г. Саморуковой и др. Термины "экологическое воспи­тание" и "экологическое образование" еще не рассматривались, но появи­лись такие компоненты, как развитие гуманного отношения к природе, фор­мирование системы знаний о природе у дошкольников и т.д.

В 1984 году, в соответствии с новыми социальными условиями разви­тия общества и переходом на обучение детей с шестилетнего возраста, вы­шла новая "Типовая программ воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Подъякова. Это было новым шагом к экологическому образованию дошкольников. В содержании был выделен специ­альный раздел по ознакомлению с природой, научно определен состав угол­ка живой природы. Дошкольники знакомились с природой по трем линиям: многообразие животного и растительного мира, рост и развитие растений и животных, зависимость жизни живых существ от факторов внешней среды[28].

Общим для периода 1950-1980 годов мы считаем вывод о том, что де­ти дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогиче­ского процесса с успехом усваивали разнообразные знания о природе, эти знания развивали детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становились основой положительного отношения к природе (С.Н. Николаева, В.Д. Сыч, В.Г. Фокин и др.). Эти исследования в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического вос­питания дошкольников.

В дальнейшем на процесс создания новых программ существенное влияние оказала "Концепция дошкольного воспитания" (1988 год), разработанная В.В. Давыдовым и В.А. Петровским. Она изменила взгляды методи­стов не только на формы и методы работы, но и на воспитание отношения детей к природе. Важным здесь нам кажется, что были даны формулировки понятий "обучение в дошкольном возрасте" и "воспитание в дошкольном возрасте". Авторы считают, что это две стороны единого процесса. "Одна из этих сторон — освоение мира и основанное на нем развитие познавательных, эмоциональных, а затем и элементарных волевых процессов и качеств, дру­гая сторона - формирование отношения к познаваемому, системы ценностей, составляющей предпосылку будущего мировоззрения". Исходя из этого, представлены дефиниции: "экологическое воспитание" и "экологическое обучение".

"Экологическое воспитание" – это формирование ценностного отношения к природе. Процесс воспитания организуется через знакомство с объ­ектами природы, эксперимент и т.д. Условиями формирования являются эмоциональные переживания, любознательность ребенка.

"Экологическое обучение" – это овладение представлениями о приро­де. Процесс обучения организуется через игру, вовлечение ребенка в практическую деятельность и т.д.

Условиями приобретения являются сенсорные эталоны и наглядные модели, которые помогают ребенку решать познавательные задачи, испытывать радость экспериментирования с объектами живой природы, открывать новое в знакомом и знакомое в новом; вычленять простейшие закономерно­сти...". В концепции впервые появился термин "экологическое сознание". Его формирование происходит через приобщение дошкольников к миру че­ловеческих ценностей. Отношение к природе выступает как основа формиро­вания будущего и позволяет ребенку приобрести познавательные ценности.

Эти ценности ведут к ценностям преобразования, "стремление бережно относиться к природной среде..." и ценностям переживания: "ребенок проникается красотой природы, близости ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира...". В результате формирования ценностных основ формируется экологическое сознание.

Реализацией этих идей в сфере экологического образования дошкольников занимались И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, С.Н. Николаева и др. Например, в работах П.Г. Саморуковой определены педагогические условия экологического воспитания: формирование системы знаний о живом; обуче­ние навыкам ухода за растениями и животными; общение и труд в природе.

Е.И. Золотова считает, что ознакомление детей с природой может быть через: формирование представлений о животных; воспитание бережного, эмоционально-положительного к ним отношения; развитие навыков нравст­венного поведения в природе[29].

М.В. Лучич выделяет прогулки как основную форму ознакомления с природой, при условии, если воспитатель грамотно организует деятельность детей[30].

С.А. Веретенникова описывает процесс формирования у детей знаний о природе, считая его фактором всестороннего развития ребенка: "Это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней"[31].

В это время действовала "Программа воспитания в детском саду", в которой был раздел "Ознакомление дошкольников с природой". С предметами и явлениями природы дети знакомились "концентрически: неоднократно, но каждый раз шире и глубже". В программе просматривался сезонный принцип построения, при этом чувственное познание природы было нераз­рывно связано с овладением родным языком. Поэтому во всех группах мате­риал по ознакомлению с природой был объединен с развитием речи и лишен ярко выраженной экологической направленности.

Научное определение экологическому образованию впервые было дано на Третьей Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды, прошедшей в 1990 году в Казани, в докладе Г.А. Ягодина.

"Экологическое образование – обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого человека". В решении конференции была признана необходи­мость в построении системы непрерывного экологического образования в соответствии с лозунгом "Мыслить глобально, действовать локально". Впервые обозначены основные позиции экологического образования дошкольни­ков. Определен предмет, содержание и специфика построения системы, ос­новные методы и методики работы. Общим итогом конференции стала "Про­грамма в области окружающей среды... до 2005 года". Одним из направле­ний данной программы была подготовка педагогических кадров – специали­стов дошкольного воспитания. Также подчеркнута необходимость новых ис­следований по данному вопросу.

В это время получило развитие новое методологическое направление в педагогике – экологическая педагогика, в рамках которой разрабатывались и разрабатываются общие вопросы экологического образования. Для методики изучения окружающего мира и экологического образования дошкольников представляли интерес вопросы детского восприятия природы, феномен дет­ской антропоморфизации природных объектов и явлений и т.д. Непосредст­венно с экологическим образованием связан особый раздел общей психологической науки – экологическая психология, рассматривающая не только во­просы воздействия экологических факторов на психику человека, но и эколо­гическое сознание.

Современный этап развития методики экологического воспитания дошкольников в нашей стране начинается с создания правовой базы, определяющей государственную политику в области экологического образования: Конституция, Законы Российской Федерации "Об охране окружающей при­родной среды" (1991г.), и "Об образовании" (1992г.), где говорится о необ­ходимости "установления системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное и т.д. образование.

В 1996 году в нашей стране состоялась конференция "Глобальные проблемы на рубеже XXI века", в ходе которой было заявлено, что именно эко­логическое образование наряду с наукой должно считать самым приоритет­ным механизмом решения глобальных проблем цивилизации и перехода к ее устойчивому развитию.

В дальнейшем постановления Правительства "О мерах по улучшению экологического образования населения" (1994 г.), Всероссийский съезд по охране природы (1995 г.) показали, что идеи экологического образования в нашей стране продолжают развиваться. В дополнение к Федеральной целе­вой программе "Экологическое образование населения России до 2010 г.", с учетом второго варианта Закона РФ "Об образовании" (1996г.), Указа Прези­дента России "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996 г.) был предложен проект закона "Об экологической куль­туре" (2000 г.). В данном документе Статья 6 посвящена дошкольному эко­логическому воспитанию, где определена причина, по которой работу с ре­бенком по воспитанию основ экологической культуры следует начинать с раннего детства: "В период дошкольного детства закладываются основы ду­ховного развития личности - любовь к природе, нормы и правила поведения; начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отно­шения к окружающему миру"[32].

Все последние годы XX века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования, шло развитие понятия "экологическая культура". В русле рассматриваемой проблемы акцентируем внимание на современном определении С.Н. Николаевой: "Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого"[33].

В концепции содержания образования (2003 г.) указывалось, что к кон­цу дошкольного возраста "важно заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с нормами и правилами поведения в природе", "создать условия для развития бережного, ответственного отношения к окружающей приро­де".

Н.В. Добрецова считает, что стержнем экологического образования при таком подходе является устремленность к системе общечеловеческих ценностей, развитие гуманистического сознания. "Содержание современного эко­логического образования должно подвергнуться корректировке на основе принципов и идей гуманизма. Источниками формирования содержания являются основные сферы самоопределения личности: природа, человек, обще­ство, ноосфера".

Подтверждение данной мысли находим у Л.В. Моисеевой: "Путь к гуманизации содержания экологического образования лежит через обретение ребенком целостной картины мира, понимание им жизни как величайшей ценности, осознание места человека в мире, открытость его личности всему новому, а это, в свою очередь, приведет к тяге ребенка к познанию самого себя и окружающего мира"[34].

В это время происходит активное обновление содержания и методов образования дошкольников, вызванное изменениями, происходящими в об­ществе. В русле нашего исследования трансформация целей образования свя­зана с его экологизацией. Повышенное внимание, которое стало уделяться экологическому образованию и воспитанию, потребовало и трансформации содержания. В свою очередь новое содержание образования потребовало создания новой методики: методики ознакомления дошкольников с приро­дой.

В педагогике методика рассматривается как частная дидактика, кото­рая исследует теоретические основы изучения тех или иных частных дисци­плин и связанных с ними видов деятельности.

Таким образом, методика, как и дидактика, может быть общей и част­ной. А.В. Миронов считает предмет общей методики – методику ознакомления с окружающим миром (методику экологического образования и воспита­ния)[35]. Из нее в последние годы выделилась частная методика – методика экологического образования дошкольников. Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы раз­личных методик, например, методики преподавания биологии. Также она связана с соответствующими науками – биологией, экологией, географией и т.д. Эти связи проявляются по двум направлениям: по линии содержания и по линии методов.

Содержание знаний, которые необходимо получить дошкольникам, включает в себя элементы знаний перечисленных наук. Имеют место связи в методах изучения. Если в биологических науках основными методами являются наблюдение и эксперимент, то в методике ознакомления дошкольников с природой эти методы (приемы) широко используются при изучении при­родных объектов.

Следует отметить, что становление методики экологического образования дошкольников сопряжено с определенными трудностями, связанными с тем, что эта наука не имеет длительной истории. В своем развитии она на­шла опору в таких науках, как педагогика и психология.

Для обобщения истории вопроса о становлении и развитии системы дошкольного экологического образования в контексте философско-культурологических, естественнонаучных и психолого-педагогических ас­пектов необходимо определить сущность понятия "система экологического воспитания и образования".

И.Д. Зверев дает следующее определение: "Система экологического воспитания и образования – некая ценность, охватывающая обучение экологии как научной дисциплине и экологизацию образования в целом"[36]. Со­ответственно, содержательной основой экологического образования Л.В. Моисеева определяет учение об экосистемах и экологических взаимо­действиях[37].

В содержательный аспект экологического воспитания А.В. Миронов включает познание детьми явлений из области природопользования, различ­ных сторон взаимодействия в системе: "человек - природа" (данная система всегда адекватна философской и экологической картинами мира)[38].

Л.Т. Зайцева выделяет следующие системы воспитания, основанные на взаимодействии человека с природным окружением:

1) Система воспитания, основывающаяся на противопоставлении чело­века и природы, в которой преобладает утилитарное отношение к природе, доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы, формирующая "природопользователей", "покорителей природы" (характер­на для экологического кризиса, сейчас — реальность).

2) Система воспитания, основывающаяся на принижении ценности че­ловеческой личности, ее "второсортности" по отношению к природе, в кото­рой преобладает структура биогеохимических циклов "дикой природы" (бы­ла характерна в архаическую эпоху, сейчас - утопия).

3) Система воспитания, основывающаяся на гармонизации взаимоот­ношений человека и природы, преодоление человеком своего отчуждения от природы, сознание природы как непреходящей общечеловеческой ценности (была характерна в некоторые исторические периоды, сейчас — "наше общее будущее").

Подводя общие итоги анализа фактологического научного и методиче­ского материала в рамках третьего периода, можно сделать вывод.

Вопросы о роли природы в воспитании детей, о содержании знаний об окружающем мире, о формах взаимодействия детей с природой всегда нахо­дились в центре внимания педагогов. Смена парадигм в педагогике, выделе­ние периодов сенситивности детей к предмету образования в области окру­жающей среды в психологии и переоценка подходов от антропоцентрическо­го к био(эко) центрическому в естественных науках свидетельствуют о стремлении к обновлению, реконструкции образования и воспитания детей, его экологической переориентации. Обзор зарубежного педагогического опыта и опыт России по экологическому воспитанию показывают, что это в полной мере касается вопросов дошкольного экологического образования и воспитания – нового направления дошкольной педагогики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: