Дошкольников
Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлении детей с природой оказали научные труды А.П. Усовой. Благодаря ее усилиям в 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя.
Дальнейшее развитие вопроса об отношении детей к природе намети
лось в первой половине 60-х годов XX столетия. Так, в 1962 году на основе
методических разработок А.П. Усовой появляется первый в истории дошкольного образования нашей страны программно-методический документ, отражающий систему работы воспитания с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Учеными-методистами Н.М. Аксариной,
Р.И. Жуковской, М.Ю. Кистяковской, Д.В. Менджерицкой, Л.А. Пеньевской.
Е.Н. Радиной была составлена единая "Программа воспитания в детском саду", предусматривающая формирование знаний и представлений у дошкольников о природе.
Ее отличительной особенностью стала четкая структура, определение образовательных и воспитательных целей и задач, объема знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как у педагогов-практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. Она была доработана и переиздана в 1969 года в новой редакции.
В то же время основным недостатком данной программы являлась ее ориентация только на ознакомление детей с природой, а вопросы экологического образования детей не входили в ее содержание.
Таким образом, необходимо констатировать, что до 70-х годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образования дошкольников[24].
В то же время именно в этот период впервые были предприняты попытки методического обоснования идеи гармонизации отношений Человека и Природы, прослеживающиеся в научных изысканиях Н.М. Верзилина, В.П. Горощенко, В.М. Корсунекой и др. Историческое подтверждение данному факту присутствует в антологии воспитательных программ экологического образования, где ведущим является не приобретение знаний, а формирование личности ребенка.
Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З.А. Клепинина, М.Н. Скаткин и др.). Подтверждением является оригинальная система нравственного воспитания детей средствами окружающей природы выдающегося советского педагога В.И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия.
В своих книгах он неоднократно подчеркивал уникальные возможности природы в развитии личности ребенка: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, –это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума". Далее читаем: "Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе..."[25].
Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: "Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности". Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них ("живой уголок", "птичья лечебница" и т.д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.
Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как "природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит".
Велико влияние работ В.А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических советов воспитателям: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми, поэтами"[26]. По мнению В.А. Сухомлинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствуют не только накоплению знаний, но и формируют навыки поведения в природе, пробуждают отзывчивость, восприимчивость, гуманность.
Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В.А. Сухомлинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира"[27]. Таким образом, начиная с В.А. Сухомлинского в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природосообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе "человек — природа". Впоследствии опыт творческой работы школы В.А. Сухомлинского послужит прообразом современной системы экологического воспитания.
К концу 60-х началу 70-х годов в связи с обострением экологической ситуации резко возросло внимание к вопросам охраны природы. Научно-техническая революция выдвинула новые, более острые и сложные формы зависимости человека от природы. Поэтому стремление победить природу постепенно уступило место осознанию необходимости ее беречь и использовать рационально.
В разработку принципов, методов и форм экологического образования внесли свой вклад ученые-методисты: Л.П. Салеева, А.В. Яблоков и др. С этого момента начинается движение в области экологического образования по различным направлениям. Интенсивные исследования, поиск новых форм природоохранной деятельности – в методике преподавания природоведения в начальной школе. (Н.Ф. Виноградова, Л.В. Моисеева, Н.А. Погорелова, Л.П. Симонова, А.Л. Филоненко-Алексеева и др.).
Дальнейшее развитие получила и "Теория и методика ознакомления детей с природой". Это нашло отражение в исследованиях и методических рекомендациях С.А. Веретенниковой, Е.И. Золотовой, М.В. Лучич, A.M. Маневцевой, П.Г. Саморуковой и др. Термины "экологическое воспитание" и "экологическое образование" еще не рассматривались, но появились такие компоненты, как развитие гуманного отношения к природе, формирование системы знаний о природе у дошкольников и т.д.
В 1984 году, в соответствии с новыми социальными условиями развития общества и переходом на обучение детей с шестилетнего возраста, вышла новая "Типовая программ воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Подъякова. Это было новым шагом к экологическому образованию дошкольников. В содержании был выделен специальный раздел по ознакомлению с природой, научно определен состав уголка живой природы. Дошкольники знакомились с природой по трем линиям: многообразие животного и растительного мира, рост и развитие растений и животных, зависимость жизни живых существ от факторов внешней среды[28].
Общим для периода 1950-1980 годов мы считаем вывод о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивали разнообразные знания о природе, эти знания развивали детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становились основой положительного отношения к природе (С.Н. Николаева, В.Д. Сыч, В.Г. Фокин и др.). Эти исследования в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников.
В дальнейшем на процесс создания новых программ существенное влияние оказала "Концепция дошкольного воспитания" (1988 год), разработанная В.В. Давыдовым и В.А. Петровским. Она изменила взгляды методистов не только на формы и методы работы, но и на воспитание отношения детей к природе. Важным здесь нам кажется, что были даны формулировки понятий "обучение в дошкольном возрасте" и "воспитание в дошкольном возрасте". Авторы считают, что это две стороны единого процесса. "Одна из этих сторон — освоение мира и основанное на нем развитие познавательных, эмоциональных, а затем и элементарных волевых процессов и качеств, другая сторона - формирование отношения к познаваемому, системы ценностей, составляющей предпосылку будущего мировоззрения". Исходя из этого, представлены дефиниции: "экологическое воспитание" и "экологическое обучение".
"Экологическое воспитание" – это формирование ценностного отношения к природе. Процесс воспитания организуется через знакомство с объектами природы, эксперимент и т.д. Условиями формирования являются эмоциональные переживания, любознательность ребенка.
"Экологическое обучение" – это овладение представлениями о природе. Процесс обучения организуется через игру, вовлечение ребенка в практическую деятельность и т.д.
Условиями приобретения являются сенсорные эталоны и наглядные модели, которые помогают ребенку решать познавательные задачи, испытывать радость экспериментирования с объектами живой природы, открывать новое в знакомом и знакомое в новом; вычленять простейшие закономерности...". В концепции впервые появился термин "экологическое сознание". Его формирование происходит через приобщение дошкольников к миру человеческих ценностей. Отношение к природе выступает как основа формирования будущего и позволяет ребенку приобрести познавательные ценности.
Эти ценности ведут к ценностям преобразования, "стремление бережно относиться к природной среде..." и ценностям переживания: "ребенок проникается красотой природы, близости ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира...". В результате формирования ценностных основ формируется экологическое сознание.
Реализацией этих идей в сфере экологического образования дошкольников занимались И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, С.Н. Николаева и др. Например, в работах П.Г. Саморуковой определены педагогические условия экологического воспитания: формирование системы знаний о живом; обучение навыкам ухода за растениями и животными; общение и труд в природе.
Е.И. Золотова считает, что ознакомление детей с природой может быть через: формирование представлений о животных; воспитание бережного, эмоционально-положительного к ним отношения; развитие навыков нравственного поведения в природе[29].
М.В. Лучич выделяет прогулки как основную форму ознакомления с природой, при условии, если воспитатель грамотно организует деятельность детей[30].
С.А. Веретенникова описывает процесс формирования у детей знаний о природе, считая его фактором всестороннего развития ребенка: "Это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней"[31].
В это время действовала "Программа воспитания в детском саду", в которой был раздел "Ознакомление дошкольников с природой". С предметами и явлениями природы дети знакомились "концентрически: неоднократно, но каждый раз шире и глубже". В программе просматривался сезонный принцип построения, при этом чувственное познание природы было неразрывно связано с овладением родным языком. Поэтому во всех группах материал по ознакомлению с природой был объединен с развитием речи и лишен ярко выраженной экологической направленности.
Научное определение экологическому образованию впервые было дано на Третьей Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды, прошедшей в 1990 году в Казани, в докладе Г.А. Ягодина.
"Экологическое образование – обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого человека". В решении конференции была признана необходимость в построении системы непрерывного экологического образования в соответствии с лозунгом "Мыслить глобально, действовать локально". Впервые обозначены основные позиции экологического образования дошкольников. Определен предмет, содержание и специфика построения системы, основные методы и методики работы. Общим итогом конференции стала "Программа в области окружающей среды... до 2005 года". Одним из направлений данной программы была подготовка педагогических кадров – специалистов дошкольного воспитания. Также подчеркнута необходимость новых исследований по данному вопросу.
В это время получило развитие новое методологическое направление в педагогике – экологическая педагогика, в рамках которой разрабатывались и разрабатываются общие вопросы экологического образования. Для методики изучения окружающего мира и экологического образования дошкольников представляли интерес вопросы детского восприятия природы, феномен детской антропоморфизации природных объектов и явлений и т.д. Непосредственно с экологическим образованием связан особый раздел общей психологической науки – экологическая психология, рассматривающая не только вопросы воздействия экологических факторов на психику человека, но и экологическое сознание.
Современный этап развития методики экологического воспитания дошкольников в нашей стране начинается с создания правовой базы, определяющей государственную политику в области экологического образования: Конституция, Законы Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991г.), и "Об образовании" (1992г.), где говорится о необходимости "установления системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное и т.д. образование.
В 1996 году в нашей стране состоялась конференция "Глобальные проблемы на рубеже XXI века", в ходе которой было заявлено, что именно экологическое образование наряду с наукой должно считать самым приоритетным механизмом решения глобальных проблем цивилизации и перехода к ее устойчивому развитию.
В дальнейшем постановления Правительства "О мерах по улучшению экологического образования населения" (1994 г.), Всероссийский съезд по охране природы (1995 г.) показали, что идеи экологического образования в нашей стране продолжают развиваться. В дополнение к Федеральной целевой программе "Экологическое образование населения России до 2010 г.", с учетом второго варианта Закона РФ "Об образовании" (1996г.), Указа Президента России "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996 г.) был предложен проект закона "Об экологической культуре" (2000 г.). В данном документе Статья 6 посвящена дошкольному экологическому воспитанию, где определена причина, по которой работу с ребенком по воспитанию основ экологической культуры следует начинать с раннего детства: "В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности - любовь к природе, нормы и правила поведения; начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру"[32].
Все последние годы XX века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования, шло развитие понятия "экологическая культура". В русле рассматриваемой проблемы акцентируем внимание на современном определении С.Н. Николаевой: "Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого"[33].
В концепции содержания образования (2003 г.) указывалось, что к концу дошкольного возраста "важно заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с нормами и правилами поведения в природе", "создать условия для развития бережного, ответственного отношения к окружающей природе".
Н.В. Добрецова считает, что стержнем экологического образования при таком подходе является устремленность к системе общечеловеческих ценностей, развитие гуманистического сознания. "Содержание современного экологического образования должно подвергнуться корректировке на основе принципов и идей гуманизма. Источниками формирования содержания являются основные сферы самоопределения личности: природа, человек, общество, ноосфера".
Подтверждение данной мысли находим у Л.В. Моисеевой: "Путь к гуманизации содержания экологического образования лежит через обретение ребенком целостной картины мира, понимание им жизни как величайшей ценности, осознание места человека в мире, открытость его личности всему новому, а это, в свою очередь, приведет к тяге ребенка к познанию самого себя и окружающего мира"[34].
В это время происходит активное обновление содержания и методов образования дошкольников, вызванное изменениями, происходящими в обществе. В русле нашего исследования трансформация целей образования связана с его экологизацией. Повышенное внимание, которое стало уделяться экологическому образованию и воспитанию, потребовало и трансформации содержания. В свою очередь новое содержание образования потребовало создания новой методики: методики ознакомления дошкольников с природой.
В педагогике методика рассматривается как частная дидактика, которая исследует теоретические основы изучения тех или иных частных дисциплин и связанных с ними видов деятельности.
Таким образом, методика, как и дидактика, может быть общей и частной. А.В. Миронов считает предмет общей методики – методику ознакомления с окружающим миром (методику экологического образования и воспитания)[35]. Из нее в последние годы выделилась частная методика – методика экологического образования дошкольников. Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы различных методик, например, методики преподавания биологии. Также она связана с соответствующими науками – биологией, экологией, географией и т.д. Эти связи проявляются по двум направлениям: по линии содержания и по линии методов.
Содержание знаний, которые необходимо получить дошкольникам, включает в себя элементы знаний перечисленных наук. Имеют место связи в методах изучения. Если в биологических науках основными методами являются наблюдение и эксперимент, то в методике ознакомления дошкольников с природой эти методы (приемы) широко используются при изучении природных объектов.
Следует отметить, что становление методики экологического образования дошкольников сопряжено с определенными трудностями, связанными с тем, что эта наука не имеет длительной истории. В своем развитии она нашла опору в таких науках, как педагогика и психология.
Для обобщения истории вопроса о становлении и развитии системы дошкольного экологического образования в контексте философско-культурологических, естественнонаучных и психолого-педагогических аспектов необходимо определить сущность понятия "система экологического воспитания и образования".
И.Д. Зверев дает следующее определение: "Система экологического воспитания и образования – некая ценность, охватывающая обучение экологии как научной дисциплине и экологизацию образования в целом"[36]. Соответственно, содержательной основой экологического образования Л.В. Моисеева определяет учение об экосистемах и экологических взаимодействиях[37].
В содержательный аспект экологического воспитания А.В. Миронов включает познание детьми явлений из области природопользования, различных сторон взаимодействия в системе: "человек - природа" (данная система всегда адекватна философской и экологической картинами мира)[38].
Л.Т. Зайцева выделяет следующие системы воспитания, основанные на взаимодействии человека с природным окружением:
1) Система воспитания, основывающаяся на противопоставлении человека и природы, в которой преобладает утилитарное отношение к природе, доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы, формирующая "природопользователей", "покорителей природы" (характерна для экологического кризиса, сейчас — реальность).
2) Система воспитания, основывающаяся на принижении ценности человеческой личности, ее "второсортности" по отношению к природе, в которой преобладает структура биогеохимических циклов "дикой природы" (была характерна в архаическую эпоху, сейчас - утопия).
3) Система воспитания, основывающаяся на гармонизации взаимоотношений человека и природы, преодоление человеком своего отчуждения от природы, сознание природы как непреходящей общечеловеческой ценности (была характерна в некоторые исторические периоды, сейчас — "наше общее будущее").
Подводя общие итоги анализа фактологического научного и методического материала в рамках третьего периода, можно сделать вывод.
Вопросы о роли природы в воспитании детей, о содержании знаний об окружающем мире, о формах взаимодействия детей с природой всегда находились в центре внимания педагогов. Смена парадигм в педагогике, выделение периодов сенситивности детей к предмету образования в области окружающей среды в психологии и переоценка подходов от антропоцентрического к био(эко) центрическому в естественных науках свидетельствуют о стремлении к обновлению, реконструкции образования и воспитания детей, его экологической переориентации. Обзор зарубежного педагогического опыта и опыт России по экологическому воспитанию показывают, что это в полной мере касается вопросов дошкольного экологического образования и воспитания – нового направления дошкольной педагогики.