Самоанализ лекционного занятия
Воронежский Государственный Университет
Исторический факультет, специальность социология, 4 курс
Социология маркетинга
Свиридовой Екатерины Сергеевны
«Маркетинг как научно-практическая дисциплина»
В ходе педагогической практики мною были проведены следующие лекционные занятия:
1. «Маркетинг как научно-практическая дисциплина» - 5 сентября.
2. «Экономический и социологический подход к изучению маркетинга» - 12 сентября.
3. «Маркетинг и общество» - 19 сентября.
4. «Социальный маркетинг в структуре современного социологического знания» - 26 сентября.
5. «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» - 3 октября.
Самоанализ будет проводиться по лекции «Маркетинг как научно-практическая дисциплина».
Мною были поставлены следующие цель и задачи.
Цель – сформировать представление о дисциплине «социология маркетинга», сферах ее применения и необходимости изучения данной науки для социолога.
Задачи:
1) образовательная – дать представление о науке «социология маркетинга»; объяснить, в чем заключается специфика данной науки; сравнить методическую базу маркетинга и социологии.
2) воспитательная – обратить внимание на всестороннее развитие знаний у студентов по данной дисциплине.
3) развивающая – на основе предоставленной информации по дисциплине «социология маркетинга» продолжить формировать у студентов умение ориентироваться в смежных науках, при этом извлекая из этого необходимую выгоду как для широкопрофильного специалиста.
2. Тип лекции – вводная.
3. В ходе лекции были рассмотрены следующие вопросы:
1. Определение понятия «маркетинг».
2. Возникновение маркетинга.
3. Становление и развитие маркетинга в России.
4. Тенденции и проблемы развития современного маркетинга.
В данной лекции я постаралась наиболее полно представить все существующие определения маркетинга и объяснить причину их многообразия. Также я представила краткую историю возникновения маркетинга, его сущность и цели. Особое внимание мною было уделено вопросу развитие маркетинга в России, поскольку, на мой взгляд, студенты должны знать специфические особенности развития данной дисциплины в нашей стране. Последний вопрос заключал в себе сущность тенденций развития маркетинга. Данная проблематика также была раскрыта довольно широко.
К каждому вопросу лекции я старалась подобрать конкретный пример, пояснение. Мне много пришлось работать с дополнительной литературой и социологическими и экономическими словарями, так как в лекции встречается большое количество новой терминологии.
Для того чтобы лучше понять лекцию студенты должны были обладать базовыми знаниями по методам социологии. Надо сказать, что со студентами 4 курса проблем с пониманием не возникло, они действительно ориентируются в терминологии и методах социологии.
4. В данной лекции я старалась задействовать все приемы публичного выступления, поскольку мне было необходимо установить контакт с аудиторией (даже несмотря на то, что она не была для меня новой). Мне хотелось заинтересовать студентов изучаемым предметом, потому что мне этот предмет очень нравится, а также в связи с практической пользой данной дисциплиной для социолога.
Из технических средств в моем распоряжении была доска, на которой еще перед началом занятия были записаны: название и основные вопросы лекции и основная литература. А уже по ходу лекции я записывала новые термины и фамилии ученых.
В течение всей лекции я постоянно обращалась в аудиторию сразу по нескольким причинам:
· чтобы выяснить, слушают ли студенты то, что я говорю
· чтобы отвлечь их внимание для небольшого перерыва
· чтобы задействовать их логическое мышление, помимо простой записи основного содержания излагаемой мною информации
Безусловно, темп чтения лекции варьировался в зависимости от того, насколько студенты успевали записывать информацию.
Структура занятия:
Ход лекции | Время | Примечания |
Организационные моменты | 5.00 | • Представление студентам. • Проверка присутствующих на занятии. • Оглашение темы лекции. |
Основной этап | 5.00 | • Предоставление литературы. • Краткое изложение содержания вопросов лекции. |
Раскрытие содержания первого и второго вопросов лекции: 1. Определение понятия «маркетинг». 2. Возникновение маркетинга. | 35.00 | • Запись основных вопросов и тезисов, вопросы в аудиторию. Объяснение непонятого материала. Использование доски для написания новых терминов и понятий. |
Перерыв | 5.00 | |
Раскрытие содержания третьего и четвертого вопросов: 3.Становление и развитие маркетинга в России. 4.Тенденции и проблемы развития современного маркетинга. | 30.00 | • Запись основных вопросов и тезисов, вопросы в аудиторию. Объяснение непонятого материала. |
Проведение контрольного тестирования по вопросам лекции. | 10.00 | • Небольшой тест по только что прочитанной лекции. |
Подведение итогов | 5.00 | • Общие выводы по лекции. • Выражение благодарности студентам за внимательность и активность. |
5. Я уже была знакома с аудиторией, и ребята знали, по каким принципам будет строиться наша работа. Я изначально постаралась установить дружеские отношения со студентами. Дала им понять, что не надо стесняться задавать вопросы, в случае необходимости я могу помочь с поиском литературы и т.п. В ответ я попросила соблюдать дисциплину и поддерживать контакт со мной, когда я задаю вопросы. Я объяснила это тем, что так им будет проще самим понять материал.
6. Выводы: безусловно, я могу отметить как то, что мне удалось, так и то, что не получилось на первой лекции. Что касается «успехов», то я бы отметила:
· полное изложение материала
· объяснение большого количества моментов дополнительно
· сложившийся благоприятный психологический климат в аудитории
· активная работа студентов на лекции
Что касается неудач, то я бы выделила:
· привлечь внимание 100 % аудитории не удалось (на задних партах хоть и было тихо, но явной заинтересованности в лекции не наблюдалось)
· работа преимущественно одних и тех же студентов (опять же, сделать так, чтобы работали все студенты без исключения, не вышло).