Перспектива лингвистики: внимание к человеку в языке.




Л. 1. Понятие науки о языке (3 фев 22)

 

Лингвистика (лат. «язык») = языкознание. Рассматривает в разных аспектах то, что происходит в языке и с ним. По определению Бодуэна де Куртенэ, занимается «исследованием языка, или человеческой речи, во всём её разнообразии».

Объект: язык во всём объёме его свойств и функций, строение, функционирование и историческое развитие языка.

Предмет: всё, что нас интересует в языке.

 

Лингвистика – научное исследование языка, которое предполагает использование объективных и поддающихся эмпирической проверке методов, в основе которых лежит некоторая общая теория структуры языка.

Внимание направлено на основные принципы рассмотрения языковой системы. Рассматривается и в статике, и в динамике.

 

Синтетические дисциплины: психолингвистика (теория речевой деятельности), этнолингвистика, социолингвистика...

! Язык – только при наличии сознания.

 

Проблемы языкознания:

· Философская проблема языкознания: -//- происхождения языка (решить невозможно), его отличий от других средств коммуникации и выражения мысли (музыка, живопись, скульптура).

· Является ли язык человека чем-то исключительным или у животных тоже есть язык? Ответ: Павлов – учение о второй сигнальной системе. Язык только у человека, т.к. у него есть сознание (ЦНС). Язык для развития сознания (см. примеры у Реформатского – две девочки). Но знаковые системы (НЕ язык) у животных есть благодаря инстинктам.

· Проблема происхождения человеческого языка – основой является теория Дарвина (возникновение языка: неандертальцы -> homo sapiens), но проблему не решили.

· Возникновение и развитие письма. Первые памятники письменности – 4 тыс. до н.э. – коптское письмо (египетских христиан). Русь – IX в. н.э.

 

Универсалии – аксиомы для лингвистики, выведенные в результате наблюдений. Бывают: а) абсолютные и статистические; б) типологические и генеалогические.

 

Языкознание (в зависимости от объекта исследования):

1) Общее я-е – исследует язык вообще, как средство коммуникации.

2) Частное я-е – проблема конретного языка.

- славистика

- полонистика

- германистика...

Я-е как наука возникает в XIX-XX вв.

Интерес к языку возник »4 тыс. до н.э. вместе с появлением письменности («тетрадки» - египетские дощечки со склонениями и спряжениями слов). Сведения носили несистемный характер.

¾ при обучении грамоте;

¾ также обращают внимание на язык, когда возникают трудности в его использовании («как лучше сказать?»);

¾ при общении с иностранцами.

 

Развитие человека = развитие в его мышлении языка и сознания. Думаем, принимаем решения, выполняем творческие задачи.! Память, воображение, внимание.

 

· Проблема: нет языка – нет народа.

 

Функции языка:

¾ Коммуникативная функция («Мысль изречённая есть ложь»)

¾ Формирование и выражение мысли человека.

¾ Когнитивная функция (связана с познавательной деятельностью человека).

¾ Категоризация действительности: называя предмет, человек относит его к определённой категории, напр.: ценностный порядок – умница; стол, стул – вычленение предмета из действительности ->

· Проблема картины мира.

Психолог Леонтьев: язык – призма.

На основании языка функционируют воображение, память, внимание.

 

Формирование лингвистики

Через фонетику: только в звуке материально реализуется язык. Письменность – параллельная знаковая система. XIX в. – появляется осциллограф, начинаются исследования речевого аппарата (далее РА).

XIX в. – младограмматизм, сравнительно-историческое я-е (А.Х.Востоков).

Кон. XIX в. – не собир. изучать речь, «отклоняющуюся от образца».

Составили письменность для бесписьменных языков. Составляя азбуку -//-, столкнулись с парадоксом: в речи звуков больше, чем в языке (дикция, артикуляция, скорость речи). Звуков бесконечное количество в языке. Напр.:

[ц] - [дз]*, [ч] - [д’ж:’]* - *в рус.яз. нет, а в речи русскоязычных есть; в польском языке есть.

Услар – кавказовед, предложил термины «звукокачество» и «звукоколичество».

 

Кон. XIX в. И.А.Бодуэн де Куртенэ (по идее де Соссюра) – теория фонемы, вместе пришли к выводу, что __

Начали разделять язык и речь (де Соссюр).

Нач. XXв. (в России в 70-80-х гг) - структурализм – исследуются все языки, начинается их инвентаризация. Продолжалась полвека.

70-е гг – конверсационный анализ.

80-е гг XXв – функциональная лингвистика.

Кон. XXв – переключение на дискурс («текст погружённый в жизнь», Арутюнова). Т.е. внимание к человеку, к субъекту языковой коммуникации.

 

Перспектива лингвистики: внимание к человеку в языке.

· Прагматика (прикладн.).

Объект прагматики: коммуникативное поведение носителя языка.

Осн. вопрос: почему, с какой целью данный индивид использует данные ЯЕ, языковые структуры?

· лингвистика текста

· теория речевых актов (амер. лингвисты Остин, Сёрл), т.е. теория диалога / конверсационный анализ

· социолингвистика

· этнолингвистика / антропологическая лингвистика

· психо- и нейролингвистика

· компьютерная, математическая лингвистика

· когнитивная лингвистика (одно из ос. понятий – фрейм).

· онтолингвистика – исследование детской речи (в логопедии, работа с детьми- и взрослыми-аутистами,...)


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: