Л. 1. Понятие науки о языке (3 фев 22)
Лингвистика (лат. «язык») = языкознание. Рассматривает в разных аспектах то, что происходит в языке и с ним. По определению Бодуэна де Куртенэ, занимается «исследованием языка, или человеческой речи, во всём её разнообразии».
Объект: язык во всём объёме его свойств и функций, строение, функционирование и историческое развитие языка.
Предмет: всё, что нас интересует в языке.
Лингвистика – научное исследование языка, которое предполагает использование объективных и поддающихся эмпирической проверке методов, в основе которых лежит некоторая общая теория структуры языка.
Внимание направлено на основные принципы рассмотрения языковой системы. Рассматривается и в статике, и в динамике.
Синтетические дисциплины: психолингвистика (теория речевой деятельности), этнолингвистика, социолингвистика...
! Язык – только при наличии сознания.
Проблемы языкознания:
· Философская проблема языкознания: -//- происхождения языка (решить невозможно), его отличий от других средств коммуникации и выражения мысли (музыка, живопись, скульптура).
· Является ли язык человека чем-то исключительным или у животных тоже есть язык? Ответ: Павлов – учение о второй сигнальной системе. Язык только у человека, т.к. у него есть сознание (ЦНС). Язык для развития сознания (см. примеры у Реформатского – две девочки). Но знаковые системы (НЕ язык) у животных есть благодаря инстинктам.
· Проблема происхождения человеческого языка – основой является теория Дарвина (возникновение языка: неандертальцы -> homo sapiens), но проблему не решили.
· Возникновение и развитие письма. Первые памятники письменности – 4 тыс. до н.э. – коптское письмо (египетских христиан). Русь – IX в. н.э.
Универсалии – аксиомы для лингвистики, выведенные в результате наблюдений. Бывают: а) абсолютные и статистические; б) типологические и генеалогические.
Языкознание (в зависимости от объекта исследования):
1) Общее я-е – исследует язык вообще, как средство коммуникации.
2) Частное я-е – проблема конретного языка.
- славистика
- полонистика
- германистика...
Я-е как наука возникает в XIX-XX вв.
Интерес к языку возник »4 тыс. до н.э. вместе с появлением письменности («тетрадки» - египетские дощечки со склонениями и спряжениями слов). Сведения носили несистемный характер.
¾ при обучении грамоте;
¾ также обращают внимание на язык, когда возникают трудности в его использовании («как лучше сказать?»);
¾ при общении с иностранцами.
Развитие человека = развитие в его мышлении языка и сознания. Думаем, принимаем решения, выполняем творческие задачи.! Память, воображение, внимание.
· Проблема: нет языка – нет народа.
Функции языка:
¾ Коммуникативная функция («Мысль изречённая есть ложь»)
¾ Формирование и выражение мысли человека.
¾ Когнитивная функция (связана с познавательной деятельностью человека).
¾ Категоризация действительности: называя предмет, человек относит его к определённой категории, напр.: ценностный порядок – умница; стол, стул – вычленение предмета из действительности ->
· Проблема картины мира.
Психолог Леонтьев: язык – призма.
На основании языка функционируют воображение, память, внимание.
Формирование лингвистики
Через фонетику: только в звуке материально реализуется язык. Письменность – параллельная знаковая система. XIX в. – появляется осциллограф, начинаются исследования речевого аппарата (далее РА).
XIX в. – младограмматизм, сравнительно-историческое я-е (А.Х.Востоков).
Кон. XIX в. – не собир. изучать речь, «отклоняющуюся от образца».
Составили письменность для бесписьменных языков. Составляя азбуку -//-, столкнулись с парадоксом: в речи звуков больше, чем в языке (дикция, артикуляция, скорость речи). Звуков бесконечное количество в языке. Напр.:
[ц] - [дз]*, [ч] - [д’ж:’]* - *в рус.яз. нет, а в речи русскоязычных есть; в польском языке есть.
Услар – кавказовед, предложил термины «звукокачество» и «звукоколичество».
Кон. XIX в. И.А.Бодуэн де Куртенэ (по идее де Соссюра) – теория фонемы, вместе пришли к выводу, что __
Начали разделять язык и речь (де Соссюр).
Нач. XXв. (в России в 70-80-х гг) - структурализм – исследуются все языки, начинается их инвентаризация. Продолжалась полвека.
70-е гг – конверсационный анализ.
80-е гг XXв – функциональная лингвистика.
Кон. XXв – переключение на дискурс («текст погружённый в жизнь», Арутюнова). Т.е. внимание к человеку, к субъекту языковой коммуникации.
Перспектива лингвистики: внимание к человеку в языке.
· Прагматика (прикладн.).
Объект прагматики: коммуникативное поведение носителя языка.
Осн. вопрос: почему, с какой целью данный индивид использует данные ЯЕ, языковые структуры?
· лингвистика текста
· теория речевых актов (амер. лингвисты Остин, Сёрл), т.е. теория диалога / конверсационный анализ
· социолингвистика
· этнолингвистика / антропологическая лингвистика
· психо- и нейролингвистика
· компьютерная, математическая лингвистика
· когнитивная лингвистика (одно из ос. понятий – фрейм).
· онтолингвистика – исследование детской речи (в логопедии, работа с детьми- и взрослыми-аутистами,...)