Сам концепт при таком понимании – элемент картины мира.




Из чего складываются концепты?

Концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, а точнее,складываются из:

а) непосредственного чувственного опыта человека – восприятия мира органами чувств;

б) предметной деятельности человека;

в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами;

г) из языкового знания (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);

д) путем сознательного познания языковых единиц.

Любой концепт вбирает в себя обобщенное содержание множества форм выражения в естественном языке, а также в тех сферах человеческой жизни, которые предопределены языком и немыслимы без него, это результат соединения словарного значения слова с личным и этническим опытом человека. Концепты, по мнению Д.С.Лихачева, возникают в сознании как отклик на языковой опыт в целом. Совокупность потенций (возможности домысливания, «дофантазирования») в словарном запасе как отдельного человека, так и языка в целом Д.С.Лихачев определяет как концептосферу.

Концепты как результаты мыслительной деятельности должны быть вербализованы. Но полностью они не могут быть описаны, т.к., по словам Ю.С.Степанова, «во всех духовных концептах мы можем довести свое описание лишь до определенной черты, за которой лежит некая духовная реальность, которая не описывается, а лишь переживается».

 

Вопрос о количестве концептов

Если А.Вежбицкая фундаментальными для русской культуры считает всего три концепта («Судьба», «Тоска» и «Воля»), то Ю.С.Степанов полагает, что их число достигает четырех-пяти десятков. Это «Вечность», «Закон», «Беззаконие», «Слово», «Любовь», «Вера» и др. Концептуальная система опирается на существование этих первичных концептов, из которых развиваются все остальные. Духовная культура народа также складывается из операций с этими концептами. Наблюдения показывают, что число концептов превышает несколько сот, а определение точного круга национальных концептов – задача неразрешимая.

Национальный концепт может быть определен как самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая идея «предмета» в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью.

Пантеон национальных «героев» и «негероев» (Обломов, Дядя Степа, Баба-Яга), воплощенных в национальных концептах, задают определенную ценностную парадигму и те модели поведения, которым рекомендуется или запрещается следовать. Каждый такой герой – ядро фрейма-структуры.

Следовательно, язык связывает людей в нацию/этнос через концепты.

 

Классификация концептов

1) С т.з. тематики:

- эмоциональная,

- образовательная,

- текстовая и др. концептосферы.

2) По своим носителям:

- индивидуальные,

- микрогрупповые,

- макрогрупповые,

- национальные,

- цивилизационные,

- общечеловеческие концептосферы.

3) Функционирующие в том или ином виде дискурса:

- педагогическом,

- религиозном,

- политическом,

- медицинском и др.

Сам дискурс может рассматриваться одновременно как совокупность апелляций к концептам и как концепт, существующий в сознании носителей языка.

 

Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концепта обеспечивает язык. Различные подходы к выделению простейших концептов:

1) в качестве простейших следует рассматривать концепты, представленные одним словом, а в качестве более сложных – те, которые представлены в словосочетаниях и предложениях.

2) простейшие концепты - в семантических признаках, обнаруженных в ходе компонентного анализа лексики.

3) анализ лексических систем языков может привести к обнаружению небольшого числа «примитивов» (типа некто, нечто, вещь, место в исследования А.Вежбицкой), комбинацией которых можно описать далее весь словарный состав языка.

4) Компромиссная точка зрения: часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа – образами, картинками, схемами.

 

Для образования концептуальной системы необходимо предположить существование некоторых исходных, т.е. первичных, концептов, из которых затем развиваются все остальные. Концепты как интерпретаторы смыслов все время поддаются дальнейшему уточнению и модификациям. Они представляют собой реализуемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Например, такой признак, как «красный», с одной стороны, интерпретируется как признак цвета, а с другой стороны, дробится путем указания на его интенсивность (алый, пурпурный, багряный, транспарантный, темно-красный…) и обогащается другими характеристиками. Кроме того, сама возможность интерпретировать разные концепты в разных отношениях свидетельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих концептов беспрестанно подвергаются изменениям. «Так как люди постоянно познают новые вещи в этом мире и поскольку мир постоянно меняется, человеческое знание должно иметь форму, быстро приспосабливаемую к этим изменениям» (Л.В.Барсалоу). Поэтому основная единица передачи и хранения такого знания должна быть тоже достаточно гибкой и подвижной.

Т.о., концепт – это «понятие, погруженное в культуру» (по Н.Д.Арутюновой и В.Н.Телия). Он обладает эмотивностью, коннотациями, аксиологичен по своей природе, имеет «имя»/»имена» в языке. Предметом поисков в когнитивной лингвистике являются наиболее существенные для построения всей концептуальной системы концепты – те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. К таким концептам относятся ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ЧЕСЛО, ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, СВОБОДА, ВОЛЯ, ИСТИНА, ЗНАНИЯ и под.


 

Л. 13. Грамматика (17 мар 22)

Термин грамматика обозначает и науку (раздел языкознания), и объект науки (грамматический строй, существующий в каждом языке).

Грамматический строй понимается в широком смысле как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры. Либо в узком смысле – совокупность правил построения:

1) лексических единиц (слов и их форм) из морфем,

2) связанных высказываний и их частей из ЛЕ, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли.

Все эти правила построения всякий раз прямо или косвенно соотнесены с какими-либо чертами передаваемого содержания. Например, в рус.яз. употребление / неупотребление возвратной частицы отчётливо отражает различия в значении глагола: МЫТЬ – МЫТЬСЯ; выбор согласованного определения при существительном свидетельствует, какого пола субъект: УМНАЯ/ЫЙ САША. В общем грамматические правила входят в общую систему соответствия между планом содержания и планом выражения языка, т.е. между значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых ЯЕ. Поэтому правила построения высказываний являются одновременно и планом понимания выражаемых смыслов.

Одна из главных особенностей грамматики – её отвлечённость, или абстрактность (проще объяснить лексическое значение, чем грамматическое значение). Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическим значением (ГЗ).

 

А.А.Потебня, «Из записок по русской грамматике»:

«Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне с содержаниями многих других».

Т.о., ГЗ (данного слова или его отдельной формы) – это заключённое в знаменательном слове указание на те или иные «общие разряды», т.е. на определённые грамматические категории. Напр., в рус.яз. слово «тёплая»: ГЗ – указание на ж.р., ед.ч., И.п. В любой словоформе - ГЗ признака, которое характерно для имени прилагательного. Т.о., грамматика занимается грамматическими значениями.

 

А.А.Потебня:

Лексическое значение (ЛЗ) – это заключённое в слове указание на «известное содержание, свойственное только ему одному», т.е. только данному слову, в отличие от всех других слов.

Как правило, ЛЗ остаётся одним и тем же во всех грамматических формах слов. Искл.: «дома» - наречие (где?) / сущ. ед. Р.п.

ЛЗ принадлежит не той или иной словоформе, а лексеме в целом. Исследованием ЛЗ, индивидуально присущего каждому знаменательному слову, занимается лексикология и лексическая семасиология.

 

Грамматика и лексика во всех языках составляют единство. Лексика называет понятия, а грамматика выражает отношения между этими понятиями. Напр., в рус.яз. «хороший» - положительная степень проявления признака, «лучший» - превосходная степень. Выражение одной грамматической категории в двух словах. Однако грамматические значение (ГЗ) представляется не только в отдельных словах и их формах, но в большей мере на уровне предложения, и если на уровне слова ГЗ выражается, как правило, посредством морфем или же чередований, ударения, то на уровне словосочетания и предложения это порядок следования слов, интонация, служебные слова (это средства, которые обслуживают всё предложение в целом). Т.о., грамматические средства (способы), применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих ГЗ. Своеобразие ГЗ заключается в том, что они, в отличие от ЛЗ, выражаются не прямо, а попутно, дополнительно. Они сопутствуют ЛЗ: ПОДАРОК ДРУГ-А, ПОДАРОК ДРУГ-У; ДВЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК ДВЕСТИ.

 

Человек передаёт свою мысль не бесформенной массой элементов, а словами, которые находятся друг с другом не только в смысловой связи, но и в грамматической зависимости. Грамматика языка устанавливает общие законы связи слов в предложении: ИДТИ, УНИВЕРСИТЕТ, КНИГИ. (за книгами? с книгами? без книг?)

Чтобы выразить мысль, нужно знать не только значение слов, но также знать, в какие грамматические связи они вступают друг с другом. В этом случае наша мысль как бы облекается в определённую форму. Грамматика выступает в языке как на уровне слов, так и на уровне словосочетаний, предложений.

 

Осознание грамматики – уже в античности, как «служанка текста», прикладная часть при содержании. 3-2 вв. до н.э. – учение о частях речи, о грамматических категориях. В средние века грамматика их статуса искусства оформления текста перешла в часть науки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: