Национальная система стандартизация




Показатели нормативных документов Нормативные документы
Национальные стандарты Стандарты организаций Технические условия
1. Характеристика Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Стандарты организаций (СТО) – документы по стандартизации, введенные ФЗ о техническом регулировании. СТО заменяет раннее существующие стандарты предприятий и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. По сравнению с национальными стандартами они являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Если национальные стандарты действуют в общероссийском масштабе, то СТО является локальным правовым актом. Технические условия (ТУ)- технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
2. Применение 1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты), проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру) и внесению поправок, а также правила отмены национальных стандартов. 1.2 Правила, установленные в разделах 6-8, распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу нормативного правового акта Госстандарта России [1]. 1.3 Настоящий стандарт не распространяется на предварительные национальные стандарты и основополагающие национальные стандарты. Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. 1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 Федерального закона "О техническом регулировании" Как правило, технические условия выступают в качестве одной из составляющих комплекса документации на то или иной продукт, в который, помимо ТУ, входят разделы конструкторской, технической и иной документации. Более того, согласно смыслу Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., наличие разработанных технических условий является обязательным только в следующих случаях: продукт подлежит применению на предприятиях, относящихся к категории организаций повышенной опасности; в действующей нормативно-правовой базе отсутствуют актуальные документы, регламентирующие процесс производства данного вида продукции; фактические условия выпуска продукции не соответствуют правилам, зафиксированным в действующей нормативно-правовой базе.
3. Объекты К объектам относят: 1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; 2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию и оказываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами или контрактами. Объект технических условий – продукция, в частности ее разновидности – конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами технических условий среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.
4. Требования к НД Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны: - быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов); - в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации; - в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3], соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации "Росатом" [4]; - проверяться объективными методами; - быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения. СТО должны обеспечивать соблюдение требований ТР, а также национальных стандартов, разрабатываемых для содействию соблюдения требований ТР; СТО не должны устанавливать требования, характеристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам; СТО не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Россия. Технические условия должны точно и достоверно описывать процесс производства товара, содержать объективные показатели качества и безопасности. Если эти сведения будут заполнены правильно, предприятие сможет обеспечить стабильность производства, неизменность качества. Особенно это актуально для серийного выпуска товаров, так как их показатели качества не должны зависеть от посторонних факторов. Сведения о ТУ нужно обязательно указывать на маркировке изделия, в его эксплуатационных и товаросопроводительных документах. Также регистрационный номер ТУ будет указан в разрешительных документах, если их получение необходимо для выпуска продукции в оборот.
5. Разработчик РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации" (ФГУП "ВНИИстандарт") Разработку ТУ обязан обеспечить производитель продукции, либо компания, оказывающая услуги. Это можно сделать самостоятельно, если в организации есть специалисты в сфере стандартизации. На практике, к разработке технических условий обычно привлекаются профессиональные специалисты и организации. Это дает следующие преимущества: проведение независимого анализа производственных процессов и документов, что позволяет увидеть возможные недочеты, внести коррективы; правильное описание характеристик продукции и технологий, использование профессиональной терминологии; строгое соблюдение требований к форме и содержанию ТУ, что исключит проблемы при их применении; помощь в регистрации ТУ через Росстандарт, если это требуется заказчику. Также привлечение сторонней организации существенно сократит сроки разработки ТУ. Это важно, так как предприятие заинтересовано в максимально быстром выходе на рынок с новой продукцией.
6. Стадии разработки 1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (далее — НС). 2. Технический комитет по стандартизации определяет заказчика разработки национального стандарта и непосредственного разработчика стандарта. 3. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления. 4. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца. 5. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который па основе представленных ТК документов принимает решение. Уведомление об утверждении ПС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения. 6. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР. Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены". 1. Национальный орган по стандартизации (Ростехрегулирование) разрабатывает, утверждает и публикует программу разработки национальных стандартов. 2. ТК (технический комитет) по стандартизации определяет заказчика разработки НС и непосредственного разработчика. 3. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, а также обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления. 4. Разработчик дорабатывает проект с учетом полученных замечаний, проводит публичное обсуждение проекта (не менее 2 мес.) 5. Проект НС одновременно с перечнем замечаний поступает в Технический комитет. В состав ТК входят разработчик НС, изготовитель продукции на которую распространяется НС, поставщики, потребители продукции и другие заинтересованные предприятия и организации. ТК проводит экспертизу данного проекта, по результатам которой готовится мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. 6. Национальный орган по стандартизации (Ростехрегулирование) утверждает и публикует в своем печатном издании НС. Разработка технических условий включает несколько этапов: подготовка описания продукции, для которой требуется ТУ; составление ТУ; согласование и утверждение документа.
7. Утверждение и согласование УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2020 г. N 328-ст УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст После заполнения всех разделов технических условий, итоговый документ утверждает руководитель организации. Для применения ТУ в производстве этого достаточно, так как регистрация осуществляется только добровольно. До обращения на регистрацию можно обратиться в Росстандарт, получить экспертное заключение о соответствии проекта документа нормативным актам и стандартам. Если организация решила регистрировать ТУ, проводятся следующие действия: оформляется приказ об утверждении ТУ; на продукцию, подпадающую под ТУ, заполняется каталожный лист; техусловия и каталожный лист направляются в отдел Росстандарта (это можно сделать лично, по почте, через онлайн-сервис). Регистрация осуществляется путем внесения сведений в федеральный реестр “Продукция России”. После завершения процедуры ТУ присваивается регистрационный номер, а заявитель получить второй экземпляр документа. После этого на регистрационные данные можно ссылаться при обращении на сертификацию, для судебной защиты при выявлении контрафакта и фальсификата.
8. Содержание 3.1.1 Стандарт состоит из отдельных элементов. 3.1.2 В стандарт в общем случае включают следующие элементы: - титульный лист; - предисловие; - содержание; - введение; - наименование; - область применения; - нормативные ссылки; - термины и определения; - обозначения и сокращения; - основные нормативные положения; - приложения; - библиография; - библиографические данные. 3.1.3 Элементы: "Содержание", "Введение", "Нормативные ссылки", "Термины и определения", "Обозначения и сокращения", "Приложения", "Библиография" приводят в стандарте при необходимости, исходя из особенностей его содержания и изложения. Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. Общие требования к содержанию и составу разделов ТУ указаны в ГОСТ Р 1.4-2004. К обязательным разделам относится: титульный лист, вводная часть и пояснительная записка с общими сведениями о предприятии; описание сферы деятельности и продукции, на которые распространяется стандарт организации; нормативы по качеству, безопасности и характеристикам, которые гарантирует изготовитель при соблюдении ТУ; описание всех процессов производства, хранения, доставки и отпуска готовой продукции; описание упаковки, транспортной тары и маркировки; описание мероприятий и документов для контроля за качеством товара; перечень документов, по которым определяется состав, рецептура, комплектность товара; алгоритмы действия при выявлении брака, отступлений от нормы, возврате некачественной продукции; иные данные, в зависимости от вида продукции и особенностей производства. Точный перечень разделов ТУ зависит от реальных показателей продукции и производственных процессов. Поэтому в ходе работы в исходное техническое задание могут вноситься корректировки, если требуется дополнительное обоснование.
9. Применение знака соответствия Применением знака соответствия национальному стандарту является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки, товарно-сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации, а также использование этого знака в рекламе, проспектах, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляется по инициативе субъектов хозяйственной деятельности и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия установлена в договоре (контракте) на поставку продукции. Подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента предполагает маркировку товара, изделий специальным знаком обращения на рынке РФ. Его еще называют знак соответствия техническому регламенту или коротко «СТР». Правила маркировки знаком обращения на рынке установлены в статье 2 ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Знаком маркируется продукция или товар, соответствие требованиям технического регламента которого подтверждено в установленном законом порядке. Знак обращения на рынке служит для информирования покупателей. Графическое изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Знак выглядит, как сочетание букв «Т» с точкой наверху и «Р», обе они вписаны в букву «С». Буква «С» стилизована под измерительную скобу, высота и ширина которой одинакова. Изображение должно быть одноцветным, но контрастировать с фоном поверхности, на которую нанесено. При изложении содержания маркировки, как правило, указывают товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, и (или) наименование предприятия-изготовителя, знак (знаки) соответствия продукции, сертифицированной на соответствие требованиям стандартов (межгосударственных правил) и, если продукция подлежит сертификации
10. Обозначение и его расшифровка ГОСТР 1.0—2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения ГОСТ 1.0—2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения ГОСТР 1.1—2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения ГОСТР 1.2—2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены ГОСТ Р – 51672 – 2000, где ГОСТ Р – обозначение стандарта; 51672 – регистрационный номер; 2000 – год утверждения стандарта. Сопроводительная документация на продукцию машиностроения и приборостроения, которые изготовлены по ТУ, маркируются буквенно-цифровым кодом, имеющим, например, такой вид: АБВГ 109364. 275ТУ. Здесь, «АБВГ» - буквенный код компании, разработавшей ТУ; 109364 – код продукта под которым он зарегистрирован в ЕСКД; 275ТУ – номер, присвоенный при регистрации ТУ. Нормативные документы на материалы и сырье имеет несколько другой вид: «ТУ 1234-567-891000-2013». Здесь, «ТУ» - означает, что свойства материала регламентируется техническими условиями. Цифры разделены на группы и каждая имеет следующее значение: 1. Группа – код продукта по ОКП. 2. Группа – номер ТУ, который был присвоен разработчиком. 3. Группа – код организации, разработавшей указанные ТУ, определяемый по классификатору ОКПО. 4. Год вступления нормативного документа в силу. При всем при том, что ГОСТы остаются гарантом качества продукции, доверие к ТУ у потребителя непрерывно растет. Обусловлено это повышением качества и ассортимента товаров, изготовленных по техническим условиям – ГОСТы обновляются нечасто. Ну и конечно повышение культуры производства и сознательности производителя, возрожденные высокой конкуренцией. Мы готовим подготовку и выдачу технических условий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: