Вокально-хоровой анализ.




Аннотация на произведение

«Крылатые качели»

Музыка Евгения Крылатова

Слова Ю. Энтина

 

Подготовила студентка

Отделения

«Хоровое дирижирование» II курса

Каркарина Валерия

Педагог по дирижированию: Петухова Н.В.

 

 

2020 г.

«Крылатые качели»

Слова Ю. Энтина Музыка Е. Крылатова

Евгений Павлович Крылатов родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьве Свердловской области (ныне - Пермский край) в семье Павла Евгеньевича и Зои Николаевны Крыласовых. Впоследствии сменил фамилию, полученную при рождении, из-за ее "частого коверканья".

Детство провел в пригороде Перми Мотовилихе (ныне - городской район). С восьми лет посещал занятия в фортепианном кружке местного Дома пионеров, впоследствии был зачислен в Мотовилихинскую музыкальную школу.

После ее окончания поступил в Пермское музыкальное училище (ныне - Пермский музыкальный колледж). В начале 1953 года принял участие в состоявшемся в Москве смотре молодых композиторов из провинциальных музучилищ и получил рекомендацию для поступления в столичную консерваторию.

В 1953-1959 годы Евгений Крылатов обучался в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского: по классу фортепиано - у Владимира Натансона, по классу сочинения - у Михаила Чулаки. Его дипломными работами стали фортепианный концерт "Памирское каприччио" и балет "Цветик-семицветик" (в 1965-1970 годы шел на сцене Государственного академического Большого театра).

Евгений Крылатов является автором музыки к спектаклям Государственного академического Малого театра "Недоросль" и "Горе от ума", Московского театра юного зрителя "Ромео и Джульетта", Рижского театра русской драмы (ныне - Рижский русский театр им. Михаила Чехова, Латвия) "Ревизор". Помимо этого, сочинял симфоническую камерную и эстрадную музыку, а также произведения для радио и телевидения.

С начала 1960-х годов Евгений Крылатов писал музыку для кино. Первым фильмом, к которому он создал музыкальное сопровождение, стала мелодрама Льва Рудника "Жизнь сначала" (1961).

К числу наиболее известных песен Евгения Крылатова к кино- и телефильмам относятся: "Колыбельная медведицы" (1969, мультфильм Владимира Пекаря и Владимира Попова "Умка"), "Песенка о шпаге" (1971, приключенческий детектив Владимира Бычкова "Достояние республики"), "Лесной олень" (1971, детский фильм Юрия Победоносцева "Ох уж эта Настя!"), "Крылатые качели" (1979, детский фильм Константина Бромберга "Приключения Электроника" по произведениям Евгения Велтистова), "Три белых коня" и "Снежинка" (1982, киносказка Константина Бромберга "Чародеи"), "Прекрасное далеко" (1984, детский научно-фантастический фильм Павла Арсенова "Гостья из будущего" по мотивам повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед"), "Кабы не было зимы" (1984, мультфильм Владимира Попова "Зима в Простоквашино" по сказке Эдуарда Успенского "Дядя Федор, пес и кот") и др. В общей сложности композитор является автором музыки более чем к 150 художественным и мультипликационным фильмам.

Сотрудничал с поэтами Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, Леонидом Дербеневым, Ильей Резником, Юрием Энтиным и др.

Песни на музыку Евгения Крылатова исполняли Александр Градский, Лариса Долина, Сергей Захаров, Леонид Серебренников, Валентина Толкунова и др.

В разные годы композитор принимал участие в работе жюри международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Новая волна", международного фестиваля-конкурса "Улыбка мира", конкурса "Новые песни детства" и др.

Был членом Союза композиторов России и Союза кинематографистов РФ.

Народный артист РФ (1994).

Был награжден орденом Почета (2010).

Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1982), премии Ленинского комсомола (1984), премии президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2014 год.

Имел звание "Почетный гражданин Пермской области" (2004).

Жизни и творчеству композитора посвящен документальный фильм "Евгений Крылатов. Саундтрек эпохи" (2014, режиссер Олег Карнасюк, Украина).

В 2018 году имя Евгения Крылатова было присвоено детской музыкальной школе №2 города Перми (бывш. Мотовилихинская музыкальная школа).

Энтин Юрий Сергеевич родился 21 августа 1935 года в Москве.

Со школьных лет увлекался литературой и историей. Окончил исторический факультет педагогического института, затем факультет редактирования в полиграфическом институте, работал в школе учителем истории и библиотекарем.

С 1962 по 1969 год — главный редактор детской редакции фирмы «Мелодия».

С 1969 года — свободный художник. Пишет песни для кинематографа и телевидения, сценарии, книги. О своём решении быть самостоятельным поэт вспоминает так:

Однажды я сидел в фирме «Мелодия», где тогда работал, вдруг раздался телефонный звонок. Это был Гладков, который мне сказал: «Юр, можешь сейчас послушать предварительный вариант?» Я прижал трубку к уху, и Гладков запел: «Ничего на свете лучше нету…» Когда я услышал эту музыку, что-то во мне перевернулось, и я написал заявление об уходе, прихватив с собой тамошнего редактора.

В 1998 году поэту была присуждена профессиональная премия «Золотой Остап» в номинации «Юмор для детей».

В 2004 году отметил 35-летие своей творческой деятельности, подготовил и провёл 20 февраля 2004 года в Кремлёвском дворце большой музыкальный вечер, на котором прозвучали старые и новые песни.

В 2007 году Энтину присуждена премия имени Корнея Чуковского в номинации «за развитие новаторских традиций Чуковского в современной детской литературе».

В 2015 году на сцене «Крокус Сити Холл» состоялся юбилейный концерт маэстро «Мир без любви твоей».

Энтин — член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России и Союза писателей Москвы, автор стихов множества песен (более 600). Песни на его стихи звучат во множестве детских и взрослых фильмов (более 100). Написал несколько книг для детей.

Многие песни из кинофильмов и анимационных фильмов стали хитами благодаря стихам Юрия Энтина: «31 июня», «Приключения Буратино», «Достояние республики», «Гостья из будущего», «Ох уж эта Настя!», «Незнайка с нашего двора», «Приключения Электроника», «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов», «Катерок», «Летучий корабль», «Ну, погоди!», «Голубой щенок». Его песни знают и дети, и взрослые, а фразы из песен стали крылатыми: «Никто не водится со мной…», «Такая-сякая сбежала из дворца», «Вжик-вжик, уноси готовенького», «Лучший мой подарочек — это ты…», «Прекрасное далёко» и множество других.

 

Вручение Премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2015 года

Неоднократно становился лауреатом Всесоюзного конкурса «Песня года» с песнями «Лесной олень», «Крылатые качели», «Учкудук — три колодца», «Гей, славяне!» (1997).

В течение нескольких лет (1995—1997) являлся автором и ведущим детской передачи «До-ми-соль» на канале ОРТ, создателем которой был также Станислав Митин.

С 1997 года написал несколько музыкальных циклов с композитором Давидом Тухмановым: «Золотая горка», «Знакомые насекомые», «Бяки-Буки», «Игра в классики». Новые песни спели звёзды эстрады, театра и кино (Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Николай Басков, Иосиф Кобзон, Александр Градский, Любовь Полищук, Алексей Петренко, Юрий Гальцев и другие).

С 1997 года Юрий Энтин — президент Международного фестиваля детского творчества и искусств для детей «Чунга-Чанга», который прошёл уже в 27 регионах России и 7 странах мира. Лауреатом 2-го фестиваля стал школьник Дима Билан, впервые приехавший в Москву из Нальчика. Дима Билан неоднократно становился гостем фестиваля и участником концертов Энтина.

В 2002 году создан «Творческий центр Юрия Энтина» (директор — Константин Мулин). Центр организовывает фестивали и концерты Юрия Энтина, готовит к изданию книги и диски поэта.

С 2011 года «Творческим центром Юрия Энтина» проводится фестиваль «Край, в котором ты живёшь» по песням народов России и «Танец маленьких утят» по песням стран мира из коллекции «Антологии детских песен народов России и стран мира».

В 2015 году вышел сборник «Лучшие детские песни мира» — переводы Энтиным 25 самых популярных детских песен 25 стран мира, собранные в проекте «Антология детских песен народов России и стран мира».

Музыку к песням писали Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Максим Дунаевский, Марк Минков, Давид Тухманов, Александр Зацепин.

Произведения Юрия Энтина нередко критиковали в художественных советах, отказывали в разрешении издавать и транслировать по телевидению и радио. Возражения вызывали даже безобидные формулировки: «Ох, рано встает охрана», «Эх, жизнь моя, жестянка! Живу я как поганка», «Чудо-остров, жить на нём легко и просто». Некоторые произведения удалось отстоять, другие пришлось переделывать или откладывать на будущее.

Пластинка девять месяцев пылилась на полке, потому что чиновников смущали стихи. Самыми опасными были признаны строчки: «Ох, рано встает охрана» и «Величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч».

Выпущено аудио-собрание поэта, включающее все «старые» песни. Изданы сборники стихов для детей:

· «А мне летать охота!»,

· «Ничего на свете лучше нету»,

· «Антошка»,

· «Пой частушки, Бабка Ёжка»,

· «Сказочная Азбука»,

· «Золотая горка»,

· «Ужастик-парк»,

· «О многих шестиногих».

В 2002 году вышел мультимедийный сборник, включающий книгу «Детский альбом», ноты, диски, записанные совместно с композитором Давидом Тухмановым.

Произведение «Крылатые качели» из телефильма «Приключения Электроника». В песне поется о беззаботном и замечательном детстве. О каникулах, когда можно взлетать на «крылатых качелях».

В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И весёлые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто всё на свете,
Сердце замерло в груди,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.

Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят.
Крылатые качели
Летят, летят, летят.

Детство кончится когда-то,
Ведь оно не навсегда,
Станут взрослыми ребята,
Разлетятся кто куда.
А пока мы только дети,
Нам расти ещё расти,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.

Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят.
Крылатые качели
Летят, летят, летят.

Шар земной быстрей кружится
От весенней кутерьмы,
И поют над нами птицы,
И поём, как птицы, мы.
Позабыто всё на свете,
Сердце замерло в груди,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.

Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят.
Крылатые качели
Летят, летят, летят.

Жанр - школьное хоровое произведение с сопровождением.

Форма произведения- куплетная, 3 куплета. Куплет из двух частей- запев и припев, каждая часть квадратного периода.

7 пред (49-51 т.)
Вступление (1-4 т.)
Куплет (5- 52т)
1ч. (5- 24т.)  
1 пред (5-8 т.)
2 пред (9-12т.)
3 пред (13-16 т.)
4 пред (17-20 т.)
5 пред (21-24 т.)
2ч. (25- 51т.)  
1 пред (25-28 т.)
2 пред (29-32 т.)
3 пред (33-36 т.)
4 пред (37-40 т.)
5 пред (41-44т
6 пред (45-48 т.)

 


Композитор использует не быстрый, но оживленный темп, чтобы лучше отобразить характер произведения: катание на качелях, радость и приключения.

Характер произведения - переменчивый. То нежный, задумчивый и светлый (запев), то веселый и радостный (припев).

Размер - сложный, 4/4. До конца произведения не меняется.

Метр четырехдольный.

Основная тональность d moll. Минор передает ожидание прогулок на каникулах и светлую грусть.

Пример №1

 

 

­В припеве происходит модуляция в родственную тональность D Dur.

Пример №2

Мажор передает радость ребят, качающихся на качелях.

Фактура произведения смешанная:

1. Гармоническая: 26-27 т.

Пример №3

2. Мелодическая: 9-10 т.

Пример №4

 

Голосоведение:

1. Поступенно-восходящее: 15т.

Пример №5

2. Прямое: 25 т.

Пример №6

3. Поступенно-нисходящее: 34-35 т.

Пример №7

4. Скачкообразное: 28-29 т., 32-33 т.

Пример №8

В этом произведении аккомпанемент имеет самостоятельную роль, и поэтому является не только украшением, но и поддерживает гармонически хоровую партитуру. Он написан в гармонической и гомофонно-гармонической фактуре (см. пример №3, №4).

Вокально-хоровой анализ.

Произведение написано для детского трехголосного хора- S, A1, А2. Может быть исполнено хором малого состава или вокальным ансамблем.

Дипазон хоровых партий:

S1- aм- d2 А1, А2- ам- d2 Общий диапазон- аm- d2

 

Тесситура во всех партиях удобна для исполнения и используется рабочий диапазон, поэтому ансамбль будет естественный.

Звуковедение - legato в первой части и non legato во второй. Это связано с литературным текстом и переменчивым характером произведения.

Дыхание цепное и общехоровое на паузах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: