Мультимедийная коммуникационная культура




Мультимедийные средства и технологии, позволяющие одновременно использовать различные формы представления информации и ее обработки, оказывают существенное воздействие как на культуру современности в целом, так и на специфику массовых коммуникаций, в частности. Мультимедиа предоставляют широкий спектр возможностей для сохранения и трансляции культуры в ярких образных формах, формируют благоприятные условия для осуществления диалога культур, интенсивно используются в различных сферах деятельности современного общества.

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии уже уступило место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Новые коммуникационные средства не сколько исключают индустриальную книжность, столько дополняют её новыми техническими средствами и возможностями. На базе новых технологий основывается новое поле возможностей до селе не могших появится при старых порядках. Как пример:

Появление феномена гипертекста. Гипертекст представляет собой текст, построенный не на принципе линейности (этот принцип реализуется с помощью традиционных носителей рукописных и печатных текстов — манускриптов, книг, газетах, радио и т.п.), а на принципе возможных межтекстовых переходов; содержание гипертекста раскрывается за счет отсылок к содержанию других текстов. Если в традиционных линейных письменных и линейных аудиальных (например, в устной или радио-коммуникации) текстах смысл раскрывается за счет последовательного чтения каждого из рядоположенных элементов текстовой конструкции («слово — слово»), то в гипертексте смысл конструируется в том числе за счет потенциальной возможности перехода к другим текстам. Причем в гипертекст в качестве смысловых элементов могут включаться не только отдельные слова, фразы или документы, но и изображения, музыкальное сопровождение, короче — все средства мультимедиа

Значимым следствием распространения феномена гипертекста является включение индивида в максимально широкое информационное пространство. Это влечет за собой переосмысление таких традиционных категорий коммуникации, как авторство, авторитетность источника, оригинальность и прочих.

 

2. Массовая коммуникация трансформируется в персонифицированную массовую коммуникацию. Информация в цифровую эпоху представляется не сообществу (как в общинной, рукописной и частично мануфактурной коммуникационных системах), не абстрактным массам (как в индустриальной коммуникационной системе), а каждому индивиду как представителю массы.

3. Доступ к информации и медиаграмотность становятся не просто общественным благом, но обязательным условием успешной социализации. Информация выступает в цифровой коммуникационной системе как экономический, социальный, политический, образовательный, культурный ресурс, отсутствие доступа к которому означало бы «социальную смерть» субъекта.

4. Дизайн, который прежде выполнял исключительно технологическую и инструментальную функции, вырабатывает собственный дискурс. Если в случае с «традиционными» масс-медиа борьба за «определение ситуации» разворачивалась между тремя основными группами игроков — политико-экономическими элитами, журналистами и аудиторией СМИ, то в «новейшем» медиапространстве особую роль в смыслотворчестве начинают играть дизайнеры, веб-мастеры, иллюстраторы, копирайтеры и представители смежных новых профессиональных групп — неймеры, веб-стилисты, SEO-оптимизаторы и т.п.

Мультимедийная культура - это совокупность средств, технологий, обладающих максимальной силой воздействия на потребителя (пользователя, зрителя) за счет аудио-визуальных образов (объединяющих текст, графику, речь, музыку, анимацию, видео и т.д.) и позволяющих осуществлять трансляцию и обмен информацией, образная форма и целостное содержание которой удовлетворяет критериям развитого эстетического ' и художественного вкуса. При этом интерактивность, являющаяся уникальным свойством мультимедийной культуры, принципиально меняет восприятие и взаимодействие с объектом культуры. Оно становится многомерным, многоуровневым, в связи с возможностью активно взаимодействовать с объектом восприятия. (По сути это и есть описание интеренета) Человек из пассивного читателя или зрителя превращается в активного пользователя, соавтора мультимедийного произведения. Мультимедийная система осуществляет содействие плодотворным культурным и межкультурным диалогам. При этом одной из основных задач, мультимедийной культуры является разработка собственного «языка», выработка «знаковой» системы, которая будет использовать все основные преимущества мультимедийных средств и технологий, и где будет гармонично соединено техническое и творческое начало. (А это по сути описание мемов- соединение технических мультимедийных возможностей с «Творчеством» людей на просторах интернета. Как пример Гипертекстовости можно привести мемы, которые заключают в себе хотя бы два или более канала вывода информации. Обычно это картинка плюс текст, ну и можно добавить музыку. Чаще всего мемы являются отсылкой к той или иной ситуаци, того илии иного произведения. Они работают по шаблонам, и если убрать один из каналов вывода информации, то благодаря знанию шаблона мы будем достраивать мем у себя в голове, хотя и не имеем полных данных.)

Особенность феномена современной мультимедийной коммуникативной культуры состоит в том, что, с одной стороны, мультимедийная культура сближает различные культуры, способствует взаимопониманию людей, а с другой - обостряет существующие в обществе противоречия, делая их видимыми, демонстрируя недостатки в организации общества, о которых человек прошлого и понятия не имел. При этом в мультимедийной культуре и в информационной среде в целом, к сожалению, искаженная информация распространяется наиболее быстро. То, что типично, буднично, закономерно, - не показывается, а то, что необычно, сенсационно, не типично, случайно, - показывается выпукло, зримо. Представление об окружающем мире, логика поступков, ценностный ряд упрощаются в сознании самых разнообразных потребителей информации. Достоверность информации понижается. Мультимедийная культура все более расширяет сферу своего влияния, и происходит это благодаря разнообразию аудио- и видеосредств. Они самым непосредственным образом воздействуют на человека, подменяя воспитание, формируя коллективное сознание и во многом изменяя формы организации поведения, манеру поведения и даже стиль жизни людей. Феномен мультимедийной системы таков, что, воздействуя на сознание, она формирует новое мироощущение, миропонимание и мировоззрение, тем самым заставляя смотреть на объективную реальность, бытие иначе, чем это делали люди XIX и даже XX в.

Необходимо также подчеркнуть, что смена коммуникационных культур и утверждение новых коммуникационных каналов имеет основные вехи борьбы:

 

1) письменность нарушила архаичную гармонию между индивидуальной памятью и общественным знанием;

2) мануфактурная книжность десакрализовала письменность;

3) индустриальная книжность породила коммерциализованную массовую культуру; печатный текст стал источником формализма;

4) мультимедийность угрожает примитивизацией и инфантилизацией массовых аудиторий.

Так же интересно посмотреть на Признаки информационного общества:

1. Технико -технологические показатели: всеобщая компьютеризация, распространение и доступность персональных компьютеров и сверхмощных ЭВМ; удобный, простой и интуитивно понятный интерфейс (вспомните сайты 10 летней давности, или сайты на основе народ ру); «дружественность» и антропоморфичность информационных технологий (Милые глазу роботы хоть в реальном мире или все возможные фантазии в виртуальном); мобильные и персональные средства связи;Расширение фунциональности привычных вещей (Как пример технология умный дом) глобальная коммуникация. Информационное общество теперь опирается на мощную мультимедийную телевизионно-компьютерную коммуникационную систему.

 

2. Социально -экономические показатели: превращение социальной информации, т.е. общественного знания, в ключевой экономический ресурс, решающий фактор интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, ускорения научно-технического прогресса; информационные технологии, продукты и услуги становятся основным товаром рыночной экономики; концентрация в информационном секторе экономики – до 80% трудоспособного населения вследствие перераспределения рабочих мест, вызванного массовой роботизацией привычных профессий (беспилотные автомобили., при том что самая востребованная профессия в России это водитель); Данные Последнего Всемирного экономического форума в Давосе говорят о том, что через 12 лет 800 млн человек потеряют работу вследствие развития технологий.

модернизация старых и появление новых информационных профессий умственного труда; практика выполнения большей части трудовых функций в домашних условиях благодаря телекоммуникации; демассовизация народного образования, досуга и быта людей.

 

3. Политические показатели: демократизация социальных коммуникаций, гласность и открытость общественной жизни, гарантированная свобода слова, собраний. Теперь сложнее замолчать информацию и подвергнуть её цензуре. (Запрещённая фотография Бритни Спирс 6 лет)

 

4. Интеллектуальные показатели: активное использование постоянно растущего культурного наследия, расцвет науки, образования, искусства, религиозных конфессий, развитие национального интеллекта и всемирного универсума знаний; прогрессирующее духовное развитие личности, переход от материально-потребительских ценностных ориентаций к познавательным и этико-эстетическим; развитие творческих, культуросозидательных способностей индивидов;.Всестороннее развитие социального и личного интеллекта.

Новейшие медиа сильно изменили и продолжают менять наши модели восприятия мира, нашу идентичность и способы социального взаимодействия. Однако мы должны понимать, что это не только следствие последних технологических изменений, но и результат продолжительной эволюции коммуникационных систем, и нынешнее их состояние во многом предопределено теми изменениями, которые происходили в истории человечества многие столетия назад.

 

 

Фрагментарность, обрывочность подачи информации в современной мультимедийной системе не способствует развитию у человека согистического мышления, ибо не позволяет раскрыть связи между разными сложными открытыми и гибкими системами. Поверхностное освещение событий, происходящих с людьми в жизни, в искусстве, культуре, обществе, не позволяет высветить эти связи, не дает возможности сделать выводы о том, как организована система в реальности, тем более не дает представления о том, как и за счет чего можно усовершенствовать ту или иную систему. Но именно обнаружению этих связей должна помогать современная мультимедийная система при ее оптимальной организации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: