Математическая эстафета.




Дидактические игры по математике по теме: «Изучение сложения и вычитания многозначных чисел»

Все данные игры можно применять как в теме изучения сложения, вычитания в пределах 10, так и 20, и 100, 1000, потому что числа и выражения можно менять.

I. Групповые игры.

Угадай рыбку (данную игру также можно давать на индивидуальную работу)

Решите примеры, выберите буквы – ответы и тогда узнаете, какую рыбу поймал для вас Робинзон.

437-425=12 238+192=430 415+319=734

740-237=503 327+371=698 639-189=450

12 - М 689 - О 503 - У 504 - К 430 - Р 420 -П

698 - Е 112 – Ф 734 - Н 450 - А 733 – И

Название рыбы: мрауен мурена

Поймай бабочку

(игру можно провести на листочке (тогда это будет индивидуальная работа), а можно на презентации)

Решите пример, найдите ответ у пролетающих бабочек и щёлкните по нему. Бабочка с правильным ответом опустится на цветок, в остальные улетят.

900-80=820

500-60=440

340+60=400

720+90=810

150+150=300

315+75=390

600-180=420

1000-510=490

Незадачливый математик

Цель. обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

Вырастим сад.

Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.

Содержание игры. Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.

Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.

По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.

Собери рассыпанные примеры.

Цель. Формирование любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображение злюки и вредины Дюдюки Барбидогской, записанные на магнитной доске примеры изучаемого вида, карточки с числами-ответами.

Содержание. Учитель сообщает детям, что в звериной школе, ученики старательно решали примеры, но злая вредина Дюдюка Барбидогская незаметно собрала все карточки-ответы, добавила к ним лишних чисел и разбросала по доске. Зверята очень расстроились. Давайте успокоим их и поможем восстановить решённые примеры.

Каждый ученик, нашедший правильный ответ, подставляет его к соответствующему выражению. Когда все примеры будут восстановлены, лишние числа убираются.

Лотерея игрушек.

Цель. Обобщение вычислительных навыков.

Оснащение. Рисунки игрушек, лотерейные билеты с примерами.

Содержание. На доске прикреплены изображения игрушек, под ними записаны примеры на разные вычислительные навыки. Дети тянут лотерейные билеты, решают примеры, которые на них записаны, и забирают игрушки, доставшиеся им по билету.

Кто забьёт больше голов?

Каждый ученик получает карточку в виде баскетбольной корзины, на которой записаны примеры. Каждый верно сосчитанный пример считается голом. Победителем становится тот, кто забьёт больше голов(правильно решённых примеров). (в данной игре можно разделиться на несколько групп-команд)

Футбол

На табличках написаны ответы на примеры. Таблички развешены на стене. Так же на табличках написаны примеры (они в руках у учителя). Ученикам нужно забить гол, под ту карточку с ответом, который правильный. «У меня есть карточки с примерами. На стене карточки с ответами на эти примеры. Ваша задача решить пример и забить гол под карточку с правильным ответом.»

Примеры:

5000+7800; 57000-6000; 44500+52300; 98560-68560;

9000+4600; 60000-40000; 67400+54230; 78900-43960;

Поймай мяч

Учитель кидает ученикам мяч, и они должны прибавить к тому числу, которое называет учитель, 1000. «Сейчас я буду кидать вам мяч и называть число, вы должны поймать мяч и прибавить к этому числу 1000, затем сказать ответ».

Числа: 3000, 6000, 9000, 54000, 34000, 67300, 89600, 44320, 57120, 67345, 98456, 34567, 32987, 23904, 67023.

Следопыты

На асфальте записаны примеры, ученики должны сосчитать примеры и составить маршрут, по ответам этих примерам, от меньшего к большему. «Ребята, давайте найдем клад. Для этого вам нужно решить примеры, записанные на асфальте. Ответы этих примеров записать от меньшего к большему и составить путь по этим ответам. В конце вашего пути вы найдете клад.» Клад может быть символичным – блокноты, ручки, конфетки.

Составим поезд

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Контролёры.

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

По порядку номеров

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Загадка

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

  5 ед. 6 ед. 8 ед.    
3 дес. К Д Ч   76, 98, 75, 38, 95, 35
7 дес. Т Л М    
9 дес. И Ю Ё   Ответ: лётчик.

 

Грибная поляна

Дидактическая цель. Ознакомление с прибавлением и вычитанием двух.

Содержание игры. На доске изображается лесная поляна. Дети отправляются на прогулку за грибами. Сначала они идут по широкой, а затем по узкой тропинке, которые показаны на доске мелом, и, «находят» под деревьями грибы.

 

Например, они видят под сосной 6 сыроежек, а затем еще 1 белый гриб и 1 масленок (к шести грибам учитель присоединяет еще два, прикрепляя их изображения рядом с уже имеющейся на доске карточкой). По рисункам дети составляют и решают задачу. Прием ее решения по ходу анализа учитель записывает на доске.

6+2=8

6+1+1

Вычислительный прием дети проговаривают хором: «Чтобы к числу 6 прибавить 2, надо прибавить сначала 1, а потом еще 1».

Затем учитель «срывает» 2 больших гриба – пусть остальные подрастут! Чтобы показать прием вычитания двух, он «снимает» грибы по одному. Опять по рисункам дети составляют и решают задачу. По ходу ее решения возникает запись на доске:

8-2=6

8-1-1

Ученики все вместе проговаривают: «Чтобы из 8 вычесть 2, надо сначала вычесть 1, а потом еще 1».

Используя эту игру, аналогично разбирается прием прибавления и вычитания трех, четырех.

16. Было - стало (Для раскрытия переместительного свойства сложения использовалась игра)

Дидактическая цель. Ознакомление с переместительным свойством сложения.

Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2.С помощью раздаточного материала дети украшают так же свои елочки на партах.

По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3+2. После того как он будет решен, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек.

 

Открыв глаза, дети замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется еще один пример на сложение: 2+3.

Решив его, первоклассники получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив3-4 пары примеров на сложение, можно подвести учащихся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

17. Капитаны (Чтобы дети научились применять прием перестановки слагаемых в тех случаях, когда это облегчает вычисления, то есть освоить прием прибавления пяти, шести, семи, восьми, девяти.)

 

Дидактическая цель. Закрепление знания прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8, и 9.

Содержание игры. На доске учитель размещает рисунки пароходов и записывает под каждым пример вида: +5, +6, +7, +8, +9.

 

Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 и пишет над ними: «Пристани».

До начала игры детям рассказывается: «Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом.

 

Представьте себе, что на море шторм, пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди». Учитель вызывает 3-4 учеников (капитанов) к доске и объясняет: «Курс каждого корабля зашифрован примером, а его пристань обозначена номером. Каждый «капитан» должен определить «курс движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом причалить свой корабль к нужной «пристани», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, то и будет лучшим капитаном».

 

Игры в стихах.

ЗАДАЧИ В СТИХАХ.

1. На прогулку из яслей,

Вышли десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

Сколько ребят село на качели? (5)

2. Слон, слониха, два слоненка,

Шли толпой на водопой,

А навстречу три тигренка,

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей? (7)

3.Дядя Ежик в сад зашел,

Десять спелых груш нашел.

Семь из них он дал ежатам,

Остальные же – зайчатам.

Сколько груш дядя Ежик

дал зайчатам? (3)

4.Пять щенков в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно, считает:

Сколько их теперь играет? (4)

5.Вот восемь зайчат

По дорожке идут,

За ними вдогонку

Двое бегут.

Так сколько ж всего

По дорожке лесной

Торопится очень

Зайчишек домой? (10)

6. Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку - для Маши,

Кофточку - Наташе,

Варежки - Илюше,

Носочки - для Андрюши,

Шарфик - для Ромочки

Перчатки - для Томочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят? (6)

7. Шесть гусей в пруду купалось,

Двое во дворе осталось.

Сколько было всех гусей?

Сосчитайте поскорей! (8)

8. Семь ребят каталось с горки.

Убежал домой Егорка,

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей! (4)

9. В тихой заводи реки

Жили-были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось? (9)

Математическая рыбалка

Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их на память.

Оборудование: Рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Одни да один

Цель. Учить детей приему прибавления и вычитания по 1.

Содержание игры. Учащиеся выстраиваются в ряд лицом к классу (количество учащихся определяется числом, до которого они умеют считать).

Первый ученик делает шаг вперед и говорит: «Я - один. Второй ученик делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два». Третий ученик делает шаг вперед и говорит: «Два да один будет три» и т.д.

В игре учащиеся уясняют, что каждое последующее число образуется из предыдущего путем присчитывания одной единицы.

Навстречу друг другу

Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Содержание игры. Учитель заранее записывает на доске пять—семь примеров, причем примеры записываются в строчку с промежутком для ответа. (Например: 4+5= 3 - 2= 7 - 2= 8 + 2= 4 - 3= 6 + 2 =). К доске выходят два ученика, учитель открывает примеры и дает команду начинать решение. Один ученик начинает решать слева, а другой — справа, т.е. навстречу друг другу. Кто решит правильно больше примеров, тот выиграл.

22. Расти, расти, лесок!

Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Содержание игры. Учитель предъявляет учащимся примеры устно или на карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока еще лесок реденький; расти, расти, лесок!»

Когда все ученики решат примеры, то учитель говорит: «Вырос густой лес».

Угадай.

Дидактическая цель. Закрепить знание состава чисел первого десятка.

Содержание. Учитель говорит, что задумала 2 числа, сложила их, получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4 и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.

Составим цветок.

Дидактическая цель. Закрепление состава чисел первого десятка.

Оборудование. лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число.

Содержание игры. На доску крепят стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит ученик и берет лепесток, читает пример разными способами, решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов, столько команд.

Лучший космонавт.

Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания.

Содержание игры. Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет». Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

Почтальон.

Дидактическая цель. Закрепление приемов умножения и деления (табличные случаи). Оборудование: Рисунки домиков, карточки с примерами.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.

Математическая эстафета.

Дидактическая цель. Обучение навыкам быстрого счёта.

Содержание игры. Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры. Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры

28. Молчанка.

Дидактическая цель. Закрепление навыков устного счёта.

Содержание игры. На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.

Математическая тучка

Дидактическая цель. Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.

Содержание игры. На экране изображение тучки и капельки с числом.

Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.

Хлопки.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

Математическая эстафета

Дидактическая цель. Ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Оборудование. 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры. Учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: