САМОКОНТРОЛЬ
СТУДЕНТОВ СПЕЦМЕДОТДЕЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Методические указания для подготовки к теоретической части зачета студентов спецмедотделения всех
специальностей по дисциплине
«Физическое воспитание и спорт»
Севастополь
УДК 37.037.1
Самоконтроль студентов спецмедотделения в процессе организации занятий физическими упражнениями. Методические указания по физвоспитанию /Сост. Г.Н.Олейник, Н.О.Богатко – Севастополь. 2003.-13 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам СМГ в выборе средств и методов самоконтроля в процессе учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей.
Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № 1 от 22.01.2003 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.
Рецензент: О.Н.Войтицкий, кандидат педагогических наук, доцент.
Введение
1.Субъективные показатели оценки степени утомления
1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости
2. Объективные показатели оценки степени утомления
2.1. Показатели здоровья и физического развития
2.2. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой
системы (ССС)
2.3. Показатели функционального состояния дыхательной системы
2.4. Показатели функционального состояния нервной и
нервно-мышечной системы
2.5. Показатели физической работоспособности
2.6. Показатели физической подготовленности
3. Порядок проведения зачета
4. Контрольные вопросы
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки.
Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок.
Главные задачи самоконтроля
1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью.
2. Освоить простейшие методы самонаблюдения.
3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на практике.
4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию.
Самоконтроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.) и субъективные (самочувствие, сон, аппетит) параметры, а также показатели физической работоспособности и подготовленности.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ
К субъективным оценкам утомления относятся: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.
§ самочувствие (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)
оценивается утром, после утренней гигиенической гимнастики, до и после физической нагрузки;
§ сон (отличный, хороший, удовлетворительный, бессонница) оценивается утром;
§ аппетит (ухудшение, отсутствие, хороший, отличный) оценивается утром и вечером;
§ работоспособность (хорошая, плохая, отсутствие, усталость) оценивается вечером.
Самоконтроль при развитии общей выносливости
Во время занятий, развивая общую выносливость, студенты контролируют физическую нагрузку по степени утомления. Существует три степени утомления: небольшое, значительное и переутомление (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика степеней утомления
Признак утомления | Небольшое утомление (1 стадия) | Значительное утомление (2 стадия) | Резкое утомление (3 стадия) |
Окраска | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость | Большая | Большая (выше пояса) | Особо резкое (ниже пояса), выступление соли |
Дыхание | Учащенное (до 20-26 вдохов в мин на равнине и до 36 на подъеме) | Сильное учащенное | Резкое (более 50-60 вдохов в мин) учащенное, поверхностное через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием |
Движения | Бодрая походка | Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание на марше | Резкое покачивание, появление не координированных движений, отказ от дальнейшего движения |
Продолжение таблицы 1
Признак утомления | Небольшое утомление (1стадия) | Значительное утомление (2стадия) | Резкое утомление (3стадия) |
Общий вид | Обычный | Снижение интереса к окружающему. Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи) | Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки (вот-вот упадет) |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления | Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда |
Самочувствие | Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости | Жалобы на выраженную усталость («тяжело»), боли в ногах, сердцебиение отдышка | Жалобы на резкую слабость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота и рвота |
Пульс, уд./мин | 110-150 | 160-180 | 180-230 |
Речь и мимика | Речь отчетливая, мимика обычная | Речь затруднена, выражение лица напряженное, взгляд вялый | Речь крайне затруднена, выражение лица страдальческое |