Самоконтроль при развитии общей выносливости




САМОКОНТРОЛЬ

СТУДЕНТОВ СПЕЦМЕДОТДЕЛЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

 

Методические указания для подготовки к теоретической части зачета студентов спецмедотделе­ния всех

специальностей по дисциплине

«Физическое воспитание и спорт»

 

Севастополь


УДК 37.037.1

 

 

Самоконтроль студентов спецмедотделения в процессе организации занятий физическими упражнениями. Методические указания по физвоспита­нию /Сост. Г.Н.Олейник, Н.О.Богатко – Севастополь. 2003.-13 с.

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам СМГ в выборе средств и методов самоконтроля в процессе учебных и самостоятельных занятий по физическому воспита­нию.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей.

 

Методические указания рассмотрены и обсуждены на засе­дании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № 1 от 22.01.2003 г.)

 

 

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в каче­стве методических указаний.

Рецензент: О.Н.Войтицкий, кандидат педагогических наук, доцент.


   
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Субъективные показатели оценки степени утомления

1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости

2. Объективные показатели оценки степени утомления

2.1. Показатели здоровья и физического развития

2.2. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой

системы (ССС)

2.3. Показатели функционального состояния дыхательной системы

2.4. Показатели функционального состояния нервной и

нервно-мышечной системы

2.5. Показатели физической работоспособности

2.6. Показатели физической подготовленности

3. Порядок проведения зачета

4. Контрольные вопросы

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки.

Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревно­вательных нагрузок.

 

Главные задачи самоконтроля

1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью.

2. Освоить простейшие методы самонаблюдения.

3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на прак­тике.

4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию.

Само­контроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.) и субъективные (самочувствие, сон, аппетит) параметры, а также показатели физической работо­способности и подготовленности.

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ

К субъективным оценкам утомления относятся: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

§ самочувствие (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)

оценивается утром, после утренней гигиенической гимнастики, до и после фи­зической нагрузки;

§ сон (отличный, хороший, удовлетворительный, бессонница) оценивается утром;

§ аппетит (ухудшение, отсутствие, хороший, отличный) оценивается утром и вечером;

§ работоспособность (хорошая, плохая, отсутствие, усталость) оценивается вечером.

 

Самоконтроль при развитии общей выносливости

Во время занятий, развивая общую выносливость, студенты контролируют физическую нагрузку по степени утомления. Существует три степени утомления: небольшое, значительное и переутомление (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика степеней утомления

Признак утомления Небольшое утом­ление (1 стадия) Значительное утомление (2 стадия) Резкое утомление (3 стадия)
Окраска Небольшое по­краснение Значительное по­краснение Резкое покраснение, по­бледнение, синюшность
Потливость Большая Большая (выше пояса) Особо резкое (ниже пояса), выступление соли
Дыхание Учащенное (до 20-26 вдохов в мин на равнине и до 36 на подъеме) Сильное учащен­ное Резкое (более 50-60 вдохов в мин) учащенное, поверх­ностное через рот, пере­ходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыха­нием
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое покачива­ние, отставание на марше Резкое покачивание, по­явление не координиро­ванных движений, отказ от дальнейшего движения

Продолжение таблицы 1

Признак утомления Небольшое утом­ление (1стадия) Значительное утомление (2стадия) Резкое утомление (3стадия)
Общий вид Обычный Снижение инте­реса к окружаю­щему. Усталое вы­ражение лица, на­рушение осанки (сутулость, опу­щенные плечи) Изможденное выражение лица, апатия, резкое на­рушение осанки (вот-вот упадет)
Внимание Хорошее, без­ошибочное вы­полнение указа­ний Неточность в вы­полнении команд, ошибки при пере­мене направления Замедленное, неправиль­ное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда
Самочувствие Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выра­женную усталость («тяжело»), боли в ногах, сердцебие­ние отдышка Жалобы на резкую сла­бость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота и рвота
Пульс, уд./мин 110-150 160-180 180-230
Речь и мимика Речь отчетливая, мимика обычная Речь затруднена, выражение лица напряженное, взгляд вялый Речь крайне затруднена, выражение лица стра­дальческое


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: