Практическое занятие № 14
Тема: Анализ эффективности транспортного маршрута.
Цель: Научиться анализу эффективности транспортного маршрута.
Средства для выполнения работы: ручка, линейка, карандаш.
Алгоритм выполнения работы:
1. Прочитать задание;
2. Выполнить необходимые расчеты;
3. Ответить на вопросы;
4. Оформить отчет.
Указания для выполнения работы
Выбор логистической схемы доставки товаров в зависимости от времени их продвижения Годовая оборачиваемость, или количество рейсов, N определяется исходя из 365 дней в году и общего времени оборота товаров ∑t:
𝑁=365∑𝑡
При этом общее время оборота определяется как сумма времени обработки заказов у покупателя и продавца, времени транспортировки в междугородном сообщении, времени нахождения товаров на складе (включая время доставки в местном сообщении) и времени нахождения товара в месте розничной торговли.
Объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс, Vтз для каждого альтернативного варианта доставки определяется по формуле: 𝑉тз=𝑉𝑛𝑁,где Vn – объем продаж, млн. руб., или ед. товара.
Издержки на перевозку за рейс S каждым видом транспорта для каждого объема продаж определяются следующим образом:
𝑆=𝑆уд∗𝑉𝑛/𝑁 или 𝑆=𝑆уд∗𝑉тз, где Sуд – удельные транспортные расходы, руб.
Общие издержки за рейс при доставке товаров для каждой из альтернативных схем доставки включают издержки на перевозку и издержки на товарные запасы.
Издержки на товарные запасы Sзап определяются в зависимости от времени транспортировки t и времени нахождения товара на складе tскл: 𝑆зап=𝑉тз∗𝑟∗𝑡+𝑡скл/365,где r – процентная ставка на стоимость запасов, %
Задача 1
1. Объем спроса на товар достаточно стабильный и носит регулярный характер.
2. Объем продаж составляет:
– 40 млн. руб., или 80 тыс. единиц товара в год;
– 30 млн. руб., или 60 тыс. единиц товара в год;
– 25 млн. руб., или 50 тыс. единиц товара в год;
– 12,5 млн. руб., или 25 тыс. единиц товара в год.
Продажа, товара осуществляется равномерно день ото дня.
3. Альтернативные схемы доставки товаров:
а) транспортировка самолетом в малых контейнерах до места розничной торговли;
б) перевозка автомобильным транспортом в малых контейнерах до места розничной торговли;
в) перевозка автомобильным транспортом в больших контейнерах до места розничной торговли;
г) транспортировка по железной дороге в больших контейнерах до склада и от него малыми партиями до места розничной торговли.
4. Затраты времени при транспортировке самолетом:
– время обработки заявки – 5 дней;
– время в пути – 1 день;
– время нахождения в месте розничной торговли – 2 дня.
5. Затраты времени при транспортировке автомобильным транспортом в малых контейнерах:
– время обработки заявки – 5 дней;
– время в пути – 2 дня;
– время нахождения в месте розничной торговли – 2 дня.
6. Затраты времени при транспортировке автомобильным транспортом в больших контейнерах:
– время обработки заявки – 5 дней;
– время в пути – 2 дня;
– время нахождения в месте розничной торговли – 8 дней.
7. Затраты времени при перевозке железнодорожным транспортом в больших контейнерах на склад и далее малыми партиями:
– время обработки заявки – 5 дней;
– время в пути – 4 дня;
– время нахождения на складе – 10 дней;
– время нахождения в месте розничной торговли – 5 дней.
8. Удельные транспортные расходы:
а) при объеме продаж 40 млн. руб., или 80 тыс. единиц;
– при транспортировке самолетом – 3,33 руб.;
– при транспортировке автомобилями малыми контейнерами – 2,70 руб.;
– при транспортировке автомобилями большими контейнерами – 1,58 руб.;
– при транспортировке железнодорожным транспортом – 0,19 руб.;
б) при объеме продаж 30 млн. руб., или 60 тыс. единиц:
– при транспортировке самолетом – 4,10 руб.;
– при транспортировке автомобилями малыми контейнерами – 3,31 руб.;
– при транспортировке автомобилями большими контейнерами – 2,34 руб.;
– при транспортировке железнодорожным транспортом – 1,14 руб.;
в) при объеме продаж 25 млн. руб., или 50 тыс. единиц:
– при транспортировке самолетом – 4,54 руб.;
– при транспортировке автомобилями малыми контейнерами – 3,65 руб.;
– при транспортировке автомобилями большими контейнерами – 2,83 руб.;
– при транспортировке железнодорожным транспортом – 1,74 руб.;
г) при объеме продаж 12,5 млн. руб., или 25 тыс. единиц:
– при транспортировке самолетом – 5,65 руб.;
– при транспортировке автомобилями малыми контейнерами – 5,37 руб.;
– при транспортировке автомобилями большими контейнерами – 5,13 руб.;
– при транспортировке железнодорожным транспортом – 4,09 руб.
9. Процентная ставка на стоимость запасов равна 10% годовых.
10. Стоимость 1 единицы товара составляет 500 руб.
Определить:
1) годовую оборачиваемость или количество рейсов для каждой схемы доставки и каждого объема продаж;
2) объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс (с экономической точки зрения, товары, находящиеся в пути, представляют собой запасы);
3) издержки на перевозку за рейс каждым видом транспорта для каждого объема продаж;
4) общие издержки за рейс при доставке товаров для каждой из альтернативных схем доставки, включая издержки на товарные запасы;
5) рациональные схемы доставки товаров для каждого объема продаж.
Данные расчетов свести в таблицы:
Таблица 1 Годовая оборачиваемость или количество рейсов для каждой из альтернативных схем доставки
Альтернативные схемы доставки | Время обработки заявки,дн. | Время транспортировки товара, дн. | Время нахождения товара на складе, дн | Время нахождения товара в месте розничной торговли, дн. | Общее время оборота,дн. | Годовая оборачиваемость |
A | 45,6 | |||||
Б | 40,5 | |||||
В | 24,3 | |||||
Г | 15,2 |
Решение:
𝑁=365/∑𝑡
а) N=365/8=45,6 рейсов
б)N=365/9=40,5 рейсов
в)N=365/15=24,3 рейсов
г)N=365/24=15,2 рейсов
Таблица 2 Объем товарных запасов, или средний размер поставки за рейс
Объем продаж, млн. руб. | Объем товарных запасов или средний размер поставки за рейс, при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. руб. | |||
а | б | в | г | |
12,5 |
Таблица 3 Удельные издержки на перевозку каждым видом транспорта
Объем продаж, млн. руб. | Удельные издержки на перевозку при альтернативных схемах доставки товаров, руб. | |||
а | б | в | г | |
2,92 | 2,67 | 2,6 | 0,5 | |
2,7 | 2,45 | 2,89 | 2,25 | |
2,49 | 2,25 | 2,91 | 2,86 | |
12,5 | 1,55 | 1,66 | 2,64 | 3,36 |
Таблица 4 Издержки на перевозку за рейс каждым видом транспорта
Объем поставки, тыс. ед. товара | Издержки на перевозку за рейс при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. руб. | |||
а | б | в | г | |
5,84 | 5,33 | 5,2 | ||
5,39 | 4,9 | 5,77 | 4,5 | |
4,97 | 4,5 | 5,82 | 5,72 | |
3,09 | 3,31 | 5,27 | 6,72 |
Таблица 5 Издержки на товарные запасы за рейс каждым видом транспорта
Объем продаж, млн. руб. | Издержки на товарные запасы за рейс при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. руб. | |||
а/1 день | б/2 дня | в/2 дня | г/14 дней | |
0,24 | 0,54 | 0,90 | 10,14 | |
0,18 | 0,40 | 0,67 | 7,57 | |
0,15 | 0,33 | 0,56 | 6,31 | |
12,5 | 0,07 | 0,16 | 0,28 | 3,15 |
Таблица 6 Общие издержки за рейс при доставке товаров для каждой из альтернативных схем доставки
Объем продаж, млн. руб. | Общие издержки за рейс при альтернативных схемах доставки товаров, тыс. руб. | |||
а | б | в | г | |
6,04 | 5,84 | 14,22 | 11,11 | |
5,58 | 5,41 | 6,48 | 12,08 | |
5,15 | 4,48 | 6,36 | 12,02 | |
12,5 | 3,17 | 3,47 | 5,58 | 9,86 |
Ответ: Подсчитав результаты грузовой оборачиваемости,издержки на перевозку и на товарные запасы. При объеме продаж,состовляющем 40,30,25 мин у.е. исходя из принципа уменьшения общих издержек,целосообразно перевозить грузы автомобильным транспортом в малых контейнерах,а при доставке товара на сумму 12,5 млн. руб. воздушным транспортом.
Контрольные вопросы:
1) Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики в России. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми увидели необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки.
2) - Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки.
- Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.
- Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов.
- Интермодальная перевозка – перевозка грузов несколькими видами транспорта, осуществляемая под руководством одного оператора по одному транспортному документу с применением единой ставки фрахта и др.
Вывод: Янаучилась анализу эффективности транспортного маршрута