Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочих программ по учебным предметам в 1 классе




Рабочие программы

По учебным предметам

Класс

 

 

Учитель: Пантелеева Светлана Владимировна

 

 

г. Екатеринбург

2017г


Пояснительная записка

Цель реализации рабочих программ по учебным предметам – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочих программ по учебным предметам в 1 классе

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 9»:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям И организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, зарегистрирован в Минюсте России № 1047 от 5 сентября 2013 г., регистрационный номер 30213);

- приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08 июня 2015 г., № 1529 от 28 декабря 2015 г., № 38 от 26 января 2016 г., № 459 от 21.04.2016 г., № 1677 от 29.12 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2015 г. N 08-1189 "О направлении информации по использованию в работе методических рекомендаций о формировании антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, разработанных ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9»;

- Учебно – методический комплекс (УМК) «Школа России», рабочие программы для всех учебных предметов, под редакцией А.А. Плешакова.

Рабочие программы разработаны в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9» (вариант 7.2).

В основу рабочих программ заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования и предоставляет обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Содержание учебного материала пролонгировано с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихсяна 1 класс и 1 дополнительный класс (календарные сроки определяются Стандартом). «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по предмету сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.

Все рабочие программы учитывают не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания образования, в календарно-тематическом планировании и ожидаемых результатах.

Придание результатам образования социально и личностно значимого характера определяется вниманием к формированию жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области соотнесены с критериальными показателями развития жизненных компетенций.

Прочность усвоения обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности. Примером подобного согласования являются рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение». Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием жизненных компетенций.

Содержание рабочих программ с одной стороны, соответствует ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и опирается на предметную линию учебников «Школа России», с другой стороны учитывает многочисленные особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, которые и определяют их особые образовательные потребности. Материал учебников в соответствии с предлагаемыми рабочими программами используется выборочно, но предполагает более тщательную проработку.

Объем учебного материала, изучаемого детьми без ограничений по возможностям здоровья в 1 классе, разбит на два года. Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию подготовительного. Соответственно, все разработанные рабочие программы отводят на этот год меньший объем учебного материала, предполагают довольно длительный пропедевтический период.

Рабочие программы составлены по шести учебным предметам, относящимся к пяти предметным областям. Каждая рабочая программа состоит из пояснительной записки, основного содержания учебного предмета, календарно-тематического планирования, учебно-методического и материально-технического обеспечения и описания планируемых результатов.

В пояснительной записке обозначается цель, общие и конкретные задачи изучения учебного предмета в соотнесении с психологическими особенностями и особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Цели и общие задачи по каждому предмету формулируются в полном соответствии с приведенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР.

В разделе пояснительной записки общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета ( курса) упор делается именно на коррекционно-развивающее значение предмета, которое также соотносится с особыми образовательными потребностями детей. Там же отражается специфика учебного предмета или курса, разъясняются методические или методологические основания выбора содержания и приемов обучения.

В следующем разделе пояснительной записки значение предмета (курса) в общей системе коррекционно-развивающей работы коррекционная сущность конкретного предмета соотносится с его ролью в целях освоения других предметов или курсов коррекционно-развивающей области, а также с необходимыми для реализации программами внеурочной деятельности.

В разделе место предмета (курса) в учебном плане приводится общее количество учебных недель и часов, отводимых по учебному плану на предмет (курс), а также указывается ступенчатая в соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР длительность занятий.

Далее приводится основное содержание предмета (курса), выбранное из АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Важнейшим разделом всех рабочей программы является календарно-тематическое планирование (КТП). Оно приведено по четвертям с выделением часов на четверть и на раздел. Учебный материал в календарно-тематическом планировании соотнесен с соответствующими учебниками и пособиями, в нем детально продумана рекомендованная пошаговость изучения.

Следующий раздел рабочей программы – рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного предмета (курса).

Последним разделом рабочей программы являются планируемые результаты, которые, как было сказано выше, складываются из предметных, личностных, метапредметных и отражающих формирование сферы жизненной компетенции результатов. Предметные результаты указаны как общие, так и конкретные, соответствующие задачам на каждый год обучения.

 

Рабочие программынаправлены на решение следующих задач образования обучающихся с ЗПР:

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования.

Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли; 2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями; 3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи какобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободывыбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Современный выпускник начальной школы — это человек:

- любознательный, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

- Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и соци­ального развития;

- социально-трудовая адаптация.

 

У детей с задержкой психического, как правило, в процессе обучения выявляются следующие проблемы и трудности:

 

Проблема Пути решения
Замедление процесса усвоения и запоминания учебного материала Применение разнообразных методов объяснения материала (предпочтительно игровых), использование различных мнемотехник
Нарушение (иногда отсутствие) ассоциативного, абстрактного мышления Расширение общего кругозора, наглядная демонстрация связей между различными предметами окружающего мира, между буквой и звуком, словом и его значением
Малый словарный запас, однообразие и предельная простота грамматических конструкций, употребляемых в речи Приобщение к чтению, работа над художественным словом, а также текстами различных стилей речи
Нарушение процесса концентрации внимания Чередование форм работы, активное включение в учебный процесс элементов игры, соревнования, самостоятельного поиска информации
Низкая мотивация к обучению Преобладание в обучении поощрительных методов над методами порицания, создание ситуации успеха, всемерная поддержка чувства собственного достоинства ученика


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: