НАКИСИНЫ НА ПОДСТУПАХ ГОРОДА




СМЕШНЫЕ ОТГОВОРКИ

Отступники, то есть Тальха, Зубейр и их покровители открыто давали клятву в верности Имаму Али • тогда, когда и весь народ, т.е. ансары и мухаджиры присягали Имаму •. Но в это время они начали противостоять своему правителю и перешли в оппозицию ему, заявляя, что их присяга была показной, и не была от чистой души. Имам • ответил им так: "Они пришли в подчинении, но теперь заявляют, что это было обманом. Либо они должны привести свидетеля и доказательство этому, либо проявить покорность".[6]

РАЗДОР И ЛИЦЕМЕРИЕ

Ещё до мятежа Тальха и Зубейр пришли к Имаму • и сказали: "Мы присягнули тебе для того, чтобы делить с тобой власть". Имам • отверг их условия и ответил: " (Нет), вы присягнули мне для того, чтобы помогать мне при необходимости".[7]

Ибни Гутейбе в книге "Хулефа" пишет об их полемике с Имамом • следующее:

Они сказали Али •:

– Ты знаешь, на каком основании мы присягнули тебе?

Имам •ответил:

– Конечно знаю! Вы дали мне клятву о подчинении, так же как давали её Абу Бакру и Умару.

Зубейр рассчитывал на то, что Имам • его назначит правителем Ирака. Тальха же предполагал, что правительство Йемена отдадут ему. Но кадровая политика Имама •, так же как и финансовая, разочаровала их. Поэтому, покинув Медину, они решили поднять мятеж против Имама •, но перед этим, на общем собрании курейшитов Зубейр сказал: "Разве мы заслужили только это?! Мы восстали против Усмана, создали условия для его убийства, тогда как Али сидел у себя дома и во всём этом не участвовал. А когда возглавил правительство, дела поручил другим!” [8]

 

предпосылки восстания "накисинов" (отступников)

Тальха и Зубейр были разочарованы в том, что их не назначили на какие-нибудь правительственные посты. С другой стороны, они оба получили от Муавии письмо с определенными предложениями. Называя их в своём письме "предводителями всех верующих", Муавие подчеркнул то, что взял клятву о подчинении ему жителей Шама (Сирии) и подстрекал их захватить города Куфу и Басра, пока Али не назначил в эти города своих представителей. Он посоветовал им, сделать своим лозунгом "месть за Усмана" и приглашать других людей участвовать в этом деле.

Эти два наивных сподвижника, поверив словам Муавии, решили поехать из Медины в Мекку, собрать там людей и начать военную агитацию. Выполняя коварный план Муавии, они пришли к Имаму • и сказали:

– Ты очевидец всех злодеяний Усмана, ибо он обращал своё внимание только на Бени Умеййи. Но теперь, когда Аллах поручил тебе власть, назначай нас правителями Басры и Куфы.

Имам • ответил им:

– Вы довольствуйтесь тем, что Аллах уделил вам, а я, тем временем, подумаю. Запомните, я назначаю таких людей, чьи души знаю хорошо и уверен в твёрдости и стойкости их веры и добропорядочности.

Тальха и Зубейр были сильно расстроены таким результатом разговора с Имамом •, ведь из такого ответа было понятно, что им не доверяют. Поэтому, изменив тему, сказали:

– Тогда разреши нам выехать из Медины для совершения «умры».[9]

На что Имам • ответил им:

– У вас другая цель, нежели «умра».

Они поклялись Аллахом, что никакой другой цели у них нет.

Тогда Имам • сказал:

– Вы хотите нарушить присягу подчинения.

Они поклялись вновь и повторили присягу. Когда же они вышли из дома Имама •, то Али • сказал присутствующим:

– Я вижу как они погибнут в смуте.

Некоторые посоветовали Имаму • не давать им уехать из города, но он ответил:

– Да будет так, как хочет Аллах.

Ибн Гутейбе пишет: "Уйдя из дома Али, они пришли на собрание Курейшитов и сказали: "Это было нашей наградой, которую Али вручил нам. Мы восстали против Усмана, создали условие для его убийства, тогда как Али сидел у себя дома. Теперь, когда мы отдали ему руководство, он отдаёт предпочтение другим, а не нам".

Несмотря на неоднократные присяги Имаму Али •, Тальха и Зубейр по пути из Медины в Мекку объявляли о непризнании ими его руководства.[10]

АИША ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МЕККУ

Во время осады дома Усмана мятежниками из Ирака и Египта, Аиша была на пути в Мекку для совершения поломничества. В Мекке до неё дошло известие об убийстве Усмана, но не было никаких вестей о политическом положении, о состоянии хилафата. Поэтому она решила вернуться обратно в Медину. В местности под названием Серф она встретилась с человеком по имени ибн Умми Килаб и спросила о ситуации в Медине. Он рассказал, что осада дома Усмана длилась восемьдесят дней и наконец его убили, и народ выбрал халифом Али ибн Абу Талиба. Весть об избрании Али • вывела её из себя и в сердцах она воскликнула: "Да обрушились бы небеса на мою голову! " и приказала вернуть караван обратно в Мекку. Её отношение к Усману сильно изменилось. Она уже стала говорить: "Клянусь Аллахом, Усман убит мученически. Я буду мстить его врагам!"

Мужчина, принёсший ей это известие, сказал:

– Ты же говорила: "Усман стал неверным, он похож на иудея, убейте его". Что же случилось, почему же ты отказалась от своих слов?

Она ответила:

– Убийцы Усмана сначала заставили покаяться его, а потом убили. Все его критиковали, и я говорила кое-какие слова. Но моё последнее мнение лучше предыдущих.

На такие слова тот мужчина только прочёл стих, означающий необоснованность доводов Аиши. Мы приводим перевод некоторых частей этого стиха: "Ты пожелала: «Смерть Усману!» и сказала нам, что он стал неверным. Безусловно, мы подчинились твоим словам, убивая его. Но по нашему мнению, его убийца тот, кто дал приказ убить".

Перед «Месджидуль-харамом» она вышла из своего паланкина (крытые носилки для богатых) и пошла к "Хиджри - Исмаил" и повесила для себя ширму. Народ столпился вокруг неё. Она, обращаясь к ним, говорила: "Люди! Усман убит без каких-либо на то оснований. Я отомщу за него!”[11]

ЦЕНТР ПРОТИВНИКОВ ИМАМА АЛИ •

После убийства Усмана и общенародного избрания Имама Али • халифом, Мекка стала центром оппозиции ему. Противники Али •, особенно бывшие правители, назначенные ешё Усманом, которые боялись конфискации имущества и наказания за вероломство, собрались в Мекке, в городе, обозначенном Аллахом, как город покоя и благоденствия, и составили план войны "Джамаль".

ДЕНЬГИ ДЛЯ ВОЙНЫ"ДЖАМАЛЬ"

Расходы этой войны оплачивали правители, назначенные наместниками Усманом и успевшие нажить несметные богатства, грабя народную казну. Их целью было свержение только что формирующееся и ещё толком не окрепшее правительство Имама Али •. Имена некоторых из тех, кто финансировал войну против Имама, были:

1. Абдуллах ибн Абу - Рабиэ. (Он был назначен Усманом правителем Йемена). Он выехал из Саны, чтобы помочь Усману, но, услышав о его гибели вернулся в Мекку. Узнав о планах Аиши, он зашёл в мечеть и заявил во всеуслышание: "Кто будет участвовать в джихаде против убийц халифа, я оплачу все его расходы!"

Он обеспечил оружием многих идущих на войну.

2. Я'ли ибн Умейе. (Он был одним из полководцев в армии Усмана). Он потратил очень много денег на войну: купил шестьсот верблюдов для выступления из Мекки, оплатил расходы наездников и ко всему прочему отдал 10 тысяч динаров на военные расходы.[12] Имам Али •, узнав об этом, сказал: "Сын Умейи откуда взял эти деньги?! Он украл всё это из казны! Клянусь Аллахом, если схвачу его и сына Абу Рабии, верну все их сокровища обратно в казну! "[13]

3. Абдуллах ибн Амир (- правитель Басры). Он убежал из Басры в Мекку, забрав несметное богатство.[14]

План захвата Басры был его идеей. Он подстрекал на это и Тальху, и Зубейра, и Аишу. Все сбежавшие правители Усмана были в сборе. К ним присоединились и Абдуллах ибн Умар, и его брат Убейдуллах, а также Марван ибн Хекем, сыновья Усмана и их слуги, а так же большая группа из Бени Умейя. Но даже участие таких знаменитых людей не могло поднять народные массы против Али •.[15]

Поэтому им нужно было заручиться поддержкой уволенных чиновников Усмана и военных группировок, сформированных на средства Бени Умейи, чтобы добиться волнений среди жителей провинций. По той же причине они пригласили Аишу и Хефсу и под их духовной поддержкой они двинулись в сторону Басры.

Противостояние Аишы Имаму • было очевидным, но у неё не было каких-то определенных планов для выражения и претворения в жизнь своей позиции. Она даже не думала, что возглавит войско и отправится в Басру. Поэтому, когда Зубейр отправил своего сына Абдуллаха (племянник Аишы) к ней с этим предложением, она ответила ему:

– Я пришла в Мекку известить народ об убийстве их предводителя, чтобы он сам восстал против убийц халифа.

На что Абдуллах сказал ей:

– Если твоя точка зрения в отношении убийц Усмана и в отношении Али такова, то почему же опасаешься помочь нам в восстании против Али? Ведь уже многие объявили свою готовность в этом деле.

Аиша ответила:

– Я подумаю и отвечу вам.

Эти слова для Абдуллаха означали её согласие. Поэтому, вернувшись домой, он сказал Тальхе и Зубейру, что мать всех верующих приняла нашу просьбу. На следующий день он снова пошёл к ней и на этот раз заручился её полной поддержкой. Глашатаи объявляли об этом известии и в мечети, и на базаре, и тем самым стала очевидной возможность захвата Басры. Табари в своей книге передаёт их призывы: "Слушайте и примите к сведению! Мать верующих, Тальха и Зубейр отправляются в Басру. Кто хочет защитить Ислам, воевать против врагов мусульман и отомстить за Усмана, пусть выступит с этим войском. А те, у кого-то есть финансовые проблемы, найдете их разрешение! "[16]

Для привлечения большого количества народных масс в эту политическую интригу враги Имама Али • хотели использовать влияние и другой жены Пророка º Хефсе. И она ответила им: "Я подчиняюсь Аише. Если она, готова выступить с войском, то я также готова". Но её брат Абдуллах помешал ей. Поэтому Хефсе послала Аише такое сообщение: "Брат категорически запретил мне быть вместе с вами".

МЕРЫПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ ИМАМОМ АЛИ • В ОТНОШЕНИИ НАКИСИНОВ

С самых первых дней прихода к власти самой главной и важной задачей Имама • было очищение Исламского общества от самовольных и распущенных чиновников, которые превратили казну в личное имущество, расходуя её по своим усмотрениям. Каждый из них, в отдельности, был грабителем, не признающим какой-либо закон. Главным в этой группе был Муавие ибн Абу Суфьян. Он ещё со времён халифата Умара обосновался в приграничном с Византией Шаме (Сирия) и, используя удаленость региона, нажил себе несметные богатства. А любого критикующего его человека ожидало либо безотлагательное физическое устранение, либо ссылка. Когда до Имама Али • дошло известие об этом независимом правителе Шама, он решил положить конец такому беспределу и восстановить закон. Но, в это время гонец принёс письмо дочери Хариса ибн Абдуль - Мутталиба Уммуль Фазл. В нём сообщалось о военных приготовлениях и выступлении в сторону Басры Тальхи и Зубейра.[17]

После такого известия Имам • отложил вопрос Шама и решил немедленно двинуться в направлении Басры, чтобы этот мятеж не превратился в общую политическую смуту. Поэтому одного из сыновей Аббаса по имени Теммам он назначил правителем Медины, а другого по имени Гасм правителем Мекки, а сам вместе с войском в семьсот добровольцев отправился в Басру.[18] В Рабазе ему сообщили, что накисины, из опасения быть захваченными, двинулись в сторону Басры окольными путями.[19]

Если бы Имам • получил это известие раньше, то перехватил бы их сразу в начале пути и не встретил бы большого сопротивления, так как Тальха и Зубейр внешне казались единомышленниками, но на самом деле каждый из них хотел устранить другого. Разногласие между ними доходило до такой степени, что даже в Мекке, в самом начале выступления на путь в Басру у них разразился скандал касательно руководства общей молитвой. Каждый из них хотел возглавить общественную молитву. Именно по этой причине указом Аиши они и были отстранены от руководства коллективной молитвой, и молитвы были совершены под руководством Абдуллаха ибн Зубейра. Меаз рассказывает: "Клянусь Аллахом, даже если бы эти двое победили Али, то всё равно в вопросе руководства они никогда бы не смогли достичь согласия".[20]

Некоторые друзья Имама Али • говорили ему о том, что нет необходимости преследовать Тальху и Зубейра, но Имам • дал им следующий ответ: "Клянусь Аллахом, я не похож на гиену, которую усыпили в норе звуками флейты, а потом внезапно схватили. До конца своих дней при помощи острых мечей - сторонников правды буду бить отвернувшихся от истины и руками верных друзей усаживать на место непокорных и усомнившихся". [21]

Этими словами он четко обозначил свои цели и позицию в том, что никогда не станет молчать перед какими-либо группировками, дестабилизирующими общество. И для претворения своих целей в жизнь Имам Али • занялся военной реформой.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АРМИИ

Получив известие о мятеже накисинов, Имам Али • решил преследовать их до самой Басры, но численность его помощников не превышала семисот (или девятисот) человек, и, несмотря на то, что многие из них участвовали в битве Бадр, этого количества было недостаточно для сражения с отборной наёмной армией противника. Поэтому он решил увеличить численность своей армии. С этой целью Ади ибн Хатем пошёл к своему племени, чтобы получить у них согласие на участие в этих сражениях. И на собрании старейшин племени сказал: "Уважаемые соплеменники! В своё время вы не захотели воевать с Пророком º и тем самым помогли ему º и неразгневали Аллаха. Так и сейчас, как в случае с отступниками: имейте в виду, Али • придёт к вам. В эпоху невежества вы воевали ради мирских целей, но теперь в век Ислама возьмитесь же за оружие ради вечной жизни! Вас ожидает благость и милость Аллаха! В настоящий момент Али • и сподвижники из ансаров и мухаджиров, участвовавшие в битве Бадр, двигаются в этом направлении и скоро будут в вашей местности. Пока не поздно, приготовьтесь к встрече Имама Али •!”

Такое выступление Ади сильно взбудоражило собравшихся, послышалось бурное приветствие, и было объявлено о согласии поддержать Имама • со стороны этого племени.

Встречая Имама •, один из стариков сказал: "Клянусь Аллахом! Если бы даже я не дал клятву подчинения тебе, то всё равно бы помог из-за твоего родства с Пророком º и таких заслуг прошлого. Всё племя Тейи стоит за твоей спиной, и никто из них не подумает отказать тебе в этом священном деле!"

Племя Бени Асад жило по соседству с племенем Тейи. Один из предводителей этого племени по имени Зафар, получив у Имама • разрешение, отправился к своим соплеменникам для приглашения их в армию и вернулся с группой всадников. Призыв Зафара не имел такого успеха, как призыв Ади ибн Хатема, на том основании, что Ади имел в своём племени большое влияние, в то время, как Зафар среди своего народа был менее известен. Кроме этого, племя Тейи показало себя ещё во времена Пророка º и их действия ещё тогда предотвратили много опасностей.[22]

 

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ" НАКИСИНОВ ПО ПУТИ В БАСРУ

Несмотря на то, что Тальха и Зубейр были сподвижниками Пророка º, у них не было достаточного влияния в армии, чтобы вести её от Мекки до Басры. Если бы с ними в этом походе не участвовала Аиша[23], и не было материальной поддержки дома Бени Умеййи то их планы разрушились бы прямо в Мекке. Объявляя Али • убийцей Усмана, а себя мстителями, они двинулись из Мекки, выкрикивая лозунг: "Я лесарати Усман! " ("Мстители Усмана: Встаньте! ") Но этот лозунг был до того смешным, что даже самые близкие люди Усмана смеялись, услышав его. Саид ибн Ас встретился с караваном накисинов в местности Зату-ирг и, обращаясь к Марвану, спросил: «Куда идёшь?»

Марван ответил: «Иду отомстить убийцам Усмана».

На что Саид дал ему следующий ответ: «Зачем вам куда-то идти? Убийцы Усмана рядом с вами». (Это были Тальха и Зубейр).[24]

Ибн Гутейбе пишет: "Когда Тальха, Зубейр и Аиша остановили армию на привал в местности под названием Абу - Тас Хейбар, Саид ибн Ас прибыл к ним с Мугейре ибн Шо'бе и, подойдя к Аише, спросил:

– Куда вы направляетесь?

– В Басру.

– А зачем?

– Мстить убийцам Усмана.

– Но его убийцы находятся прямо перед тобой!

Сказав это, он пошёл к Марвану и сказал: «Убийцами Усмана являются Тальха и Зубейр! Но даже убив Усмана они не достигли своей цели – не захватили власть, поэтому теперь под твоим покровительством и под прикрытием мести они хотят добиться успеха».[25]

Даже Мугэйре ибн Шо'бе, который после гибели Али • был правой рукой Муавии, в те дни говорил людям: "Если вы хотите мстить убийцам Усмана, так ваши главари и есть убийцы. Если вам не нравится Али, то покажите хотя бы один его недостаток. Заклинаю вас, два события за год - это очень много, избегайте этого! " (Он имел в виду убийство Усмана и войну против Али.)

Но слова Саида и Мугэйри не подействовали на них. Саид отправился в Йемен, а Мугейре в Таиф. Впоследствии они стали участвовать в боях Джамаль и Сиффейн.

СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Чтобы Али не перехватил их, Тальха и Зубейр проходили путь из Мекки в Басру как можно быстро. Они очень торопились, поэтому им понадобился быстрый и сильный верблюд для Аишы. Они встретили мужчину с таким верблюдом и попросили продать его. Он назначил цену в "1000 дирхамов". Этим они были очень удивлены и возмущены: «Ты с ума сошёл? Где это видано, чтобы верблюд стоил 1000 дирхамов?!»

На что хозяин верблюда ответил им: «Да цена такова, потому что ни один из верблюдов не сможет догнать этого!»

Покупатели не унимались: «Если бы ты знал, для кого покупается этот верблюд, то не потребовал бы ни одного дирхама».

И продавец спросил: «А для кого это вы покупаете?»

«Для матери всех верующих – Аишы!» - ответили они.

И тогда из-за уважения и любви к Пророку º несговорчивый торговец отдал им своего верблюда бесплатно.

Потом этого хозяина верблюда привели к Аише, чтобы он стал их проводником в пути, так как он очень хорошо знал местность. Аиша же, в знак благодарности, взамен его верблюда отдала ему другого и заплатила четыреста (или шестьсот) дирхамов. Так он рассказывает: "Аиша спрашивала название каждого населённого пункта, мимо которого проходили. Возле местности Хо'ваб послышался лай собак. Она спросила: «Где мы находимся?» Я ответил: «Это посёлок Хо'ваб». Услышав эти слова, она вдруг вскрикнула и начала рыдать, а потом приказала усадить верблюда и, обратившись к нам, сказала: «Клянусь Аллахом, я та жена Пророка º, которая, как он говорил, пройдёт через Хо'ваб и собаки начнут лаять на её верблюда». Повторила это трижды и потребовала, чтобы её вернули обратно. Из-за этого остановился весь караван, и сколько её ни просили продолжить путь, это не имело никакого результата. Наконец её племянник Абдуллах ибн Зубейр пришёл к ней и сказал: «Немедленно начните движение! Али идёт за нами. Может случиться так, что он захватит всех». 1

Из-за пристрастия историк Табари скрывает истину и пересказывает это событие таким поверхностным образом. Но его предшественник ибн Гутейбе (умер в 276-ом году хиджри) пишет: "Услышав название местности (Хо'ваб) Аиша сказала сыну Тальхи: «Я должна вернуться, потому что однажды Пророк º беседовал со своими жёнами, и я находилась среди них. Он сказал: «Я вижу, что одна из вас продёт мимо селения Хо'ваб и собаки будут лаить на неё. - Потом обернулся ко мне и добавил, - Хумейра, ни в коем случае не будь той женщиной!» Сын Тальхи просил её продолжить путь, но безуспешно. Её племянник Абдуллах ибн Зубейр лицемерно поклялся, что Хо'ваб - не это селение и они уже прошли мимо него еще в начале ночи. Вдобавок к этому он привёл местных арабов и принудил их клясться, что он не врёт. (В истории Ислама такой ложной клятвы ещё не было.) После этого караван двинулся дальше. Когда же они достигли Басры, разбили лагерь вблизи города, чтобы потом захватить его».

НАКИСИНЫНА ПОДСТУПАХ ГОРОДА

Когда накисины подошли к Басре, некий из племени Темим сказал Аише: "Перед входом в город поставь в известность его старейшин". Аиша отправила письма влиятельным людям города, а сама осталась в селении "Хуфейр" и стала ждать ответа от них. Ибн Абиль Хадид пересказывает со слов Абу - Мухнеф, что Тальха и Зубейр написали письмо главе города Усману ибн Ханифу, в котором предложили сдать город без боя. Усман ибн Ханиф, получив письмо, вызвал к себе Ахнафа ибн Гейс и ввёл в курс дела. Ахнаф сказал ему: «Те, кто хотят отомстить за Усмана, и есть его убийцы. Советую готовиться к бою, чтобы дать им достойный ответ. Ты правитель, народ будет слушать тебя. Действуй уверенно, пока они не вошли в город». Усман ответил ему: «Я тоже так думаю, но подождём приказ Имама •» После Ахнафа он позвал Хукейм ибн Джебелле Абди и тоже ознакомил его с содержанием послания. Хукейм повторил слова Ахнафа и добавил: «Разреши мне выйти к ним. Если они подчинятся Имаму • – очень хорошо, в противном случае вступлю в бой!» Усман сказал: «Если понадобится встретиться с ними, я сам более подходящая фигура». Хукейм посоветовал: «Пока не поздно, прими меры! Если они войдут в город, присутствие жены Пророка º в их рядах окажет сильное влияние, и народ перейдёт на их сторону, а тебя снимут с должности».

В это время Усману пришло письмо Имама •. В письме сообщалось о мятеже, поднятом Тальхой и Зубейром, и было приказано пригласить их под знамёна Али, а в случае отказа начать боевые действия, ибо Аллах станет судьёй в этом деле. Письмо было отправлено из селения Ребезе и написано рукой Убейдуллаха. 3

Получив письмо Имама •, Усман посоветовался с друзьями и отправил Имрана ибн Хасан и Абуль Асвад Дуейи[26] в лагерь накисинов, чтобы встретиться с Тальхой и Зубейром и выяснить цель ввода войск в Басру. И когда они беседовали с Аишей, она сказала им: «Несколько человек пролили кровь предводителя всех мусульман, ограбили неприкосновенное имущество и оказали неуважение к святому времени запретного месяца. Я пришла сюда, чтобы раскрыть перед народом этот заговор и наказать виновников!» (В других источниках говорится: «Она сказала: «Я пришла сюда, чтобы собрать армию и с её помощью наказать врагов Усмана»).

После этого разговора они вышли от неё и направились к Тальхе и Зубейру и сказали им: «Зачем вы пришли сюда?»

Они ответили: «Чтобы отомстить за смерть Усмана!»

Представители Али • спросили: «Разве вы не присягнули в верности Имаму •?»

«Мы это сделали под страхом смерти от меча Аштара», - ответили они.

После этого разговора представители Имама вернулись в город и изложили слова Аиши, Тальхе и Зубейра. Усман ибн Ханиф решил помешать им приблизиться к городу. Глашатаи пригласили жителей города и его окрестностей в мечеть. Объявляя себя жителем Куфы из племени Гейс, посланник обратился к народу со словами: «Если они скажут, что из страха за свою жизнь пришли сюда, то это не выдерживает никакой критики, ибо Мекка самый безопасный город, если же скажут, что пришли отомстить убийцам Усмана, лгут, потому что убийцы Усмана не в Басре. Дайте им отпор, пусть возвращаются назад!» Тут поднялся с места мужчина по имени Асвад и сказал: «Они нас не считают убийцами Усмана. Они хотят получить нашу поддержку против виновников». Но, несмотря на то, что большинство возразило Асваду, стал очевидным факт присутствия среди жителей города сторонников мятежа.

Два войска, двинулись друг против друга и встретились в местности под названием "Мербед". Армия Тальхи и Зубейра находилась на правой стороне этой местности, а армия Усмана ибн Ханиф - на левой. Начался бой. Тальха и Зубейр, заявляя о необоснованной гибели Усмана, призывали мстить за его кровь. Но их слова не могли повлиять на сердца сторонников Али •. И тогда в дело вступила Аиша, сказав: «Народ всегда жаловался на чиновников Усмана и обсуждал это с нами. Мы знали его честность, верность и невинность, а так же узнали и лицемерство, хитрость доносчиков. Как только критика в его адрес усилилась, не обращая внимания на запретность месяца, его убили. Ваш долг - схватить убийц и наказать их по законам Аллаха!»

Её слова произвели переполох в армии Усмана ибн Ханиф. Люди разделились в мнениях и начали кидать друг в друга камни. А сама Аиша переместилась в селение Деббагин. Разногласие в армии Усмана дошло до такой степени, что одна группа перешла на сторону накисинов.

СЛОВА НАКИСИНОВ

Один человек из племени Бени Са'д пришёл в лагерь Аишы и обратился к ней: «Убийство Усмана – это ничто в сравнении с тем, что ты села на этого проклятого верблюда. Аллах сотворил для тебя занавес уважения и почтения, но ты порвала его. Если ты здесь по своей воле, то вернись назад, если же ты приведена насильно, то мы поможем тебе». Другой человек того же племени обратился к Тальхе и Зубейру: «Зубейр, ты считаешься сподвижником Пророка º... Тальха, а ты лично уберёг Пророка º от опасности. Я вижу вашу мать (Аишу) вместе с вами. Скажите, ваши жёны тоже находятся здесь?

«Нет», – ответили они.

И молодой человек заявил им: «С этой же минуты я ухожу от вас! - и прочёл стих.- Своих жён оставили дома, а мать вовлекли в дело. Клянусь Аллахом, это признак бесчеловечности!"

В это время подоспела помощь правителю Басры от Хукейма ибн Джебелле Абди. Произошло крупное столкновение. Аиша приказала переместиться в сторону кладбища "Бени Мезен". С наступлением ночи бой был приостановлен. Люди Аишы за ночь собрались в местности Дарур-ризг и готовились к бою. Утром Хукейм снова выступил, и разгорелся бой, и с той и с другой стороны было много убитых и раненых.

ВРЕМЕННОЕ ПЕРЕМИРИЕ

Все Исламские историки писали об этих событиях до приведенного места так, как выше было представлено вниманию читателя. Но о достижении сторонами временного перемирия имеются две версии. Табари и Джезери (в книге "Камиль") передают по-разному. Хотя рассказ второго кажется более близким к истине, мы предлагаем оба варианта вашему вниманию:

а) Как присягнули Тальха и Зубейр. Табари пишет: «Стороны согласились, что будет отправлено письмо жителям Медины, чтобы узнать, как присягнули в верности Имаму • Тальха и Зубейр. Если жители Медины скажут, что это было их добровольным поступком, то люди возвращаются в Медину и прекращают воевать против сподвижников Али •. Если же выяснится обратное, то Усман ибн Ханиф представитель Имама в Басре покидает город и отдает его в распоряжение восставших». Дальше Табари пишет, что Ка'б ибн Сур отправился с этим письмом в Медину. В пятницу в мечети Медины он спросил людей о том, как была произведена присяга Тальхой и Зубейром, добровольно, или как они говорят, по-принуждению. И кроме одного человека по имени Усаме никто не подтвердил правдивость слов Тальхи и Зубейра. Он сказал: «Они присягнули не добровольно, а под страхом смерти». Его слова до того рассердили собравшихся, что те даже хотели убить его. Если бы не Сухейби и Мухаммеда ибн Меслеме, его кровь пролилась бы непременно. Вернувшись в Басру, Ка'б рассказал то, что увидел. Поэтому Тальха и Зубейр потребовали у Усмана сдать им город, ибо так было предусмотрено в договоре. Но такая версия кажется не столь убедительной и правдоподобной по следующим соображениям:

1) «История» Табари полна событиями, рассказанными Сейф ибн Умаром, которого исследователи и аналитики не считают благородным и честным человеком. (В особенности, относительно событий 11 - 36-го годов хиджры).

2) Путь от Басры в Медину и обратно требовал много времени. Накисины знали, что Имам • идёт за ними, опасность провала мероприятия нарастала. Поэтому они не сочли бы уместным ждать ответа на письмо, не захватив город и не устранив представителя Имама Али •.

3) С таким условием согласятся только те, которые были бы уверены в том, что их слова подтвердят сподвижники Пророка º, но такого совершенно не было. Их слова подтвердил только один человек, который сам был в числе не присягнувших. Это передаёт Табари от слов того же Сейф ибн Умара.

4) Самым убедительным доказательством их присяги без принуждения является то, что Са'д Ваггас, Абдуллах ибн Умар, Усаме и Хассан не дали клятву подчинения Имаму и никто из них не был наказан. Если бы Тальха и Зубейр не присягнули Али, то были бы в рядах вышеназванных людей. Поэтому Имам • сказал о Зубейре: «Зубейр думает, что его подчинение было показным, а на самом деле он является противником. Во всяком случае, он выразил своё подчинение, хотя это было показным, как заявляет везде. Он должен привести свидетелей. Если их не найдёт, то он считается подданным и обязан подчиняться».[27]

После подавления мятежа Имам • говорил о тех двух следующее: «О Аллах! Тальха и Зубейр порвали со мной все отношения, и унизили. Нарушили клятву и подняли народ против меня. О Аллах, развяжи то, что они завязали, покажи им наконец-то их деяния и истинные их желания, которые стали причиной стольких бед! Не начиная войну, я дал им время, чтобы они вернулись, но они поступили неблагодарно и упустили благо обоих миров».[28]

б) Спросить у Имама • о планах действий.

В другом источнике об этом перемирии говорится, что Усман ибн Ханиф, обращаясь к накисинам, сказал: «Я назначен Имамом • и пока не напишу ему письмо и не получу от него личного распоряжения для дальнейших действий, не могу принять никакие ваши требования». [29]

Ибни Гутейбе в книге "Аль-имамету вес-сиясет" дополняет: «Стороны согласились, что Усман ибн Ханиф остаётся в своей должности, казна и мечеть находятся в его ведении. Тальха и Зубейр до получения от Али • известия разбивают лагерь в подходящем месте. Если достигнут согласия с Имамом, то сражения не будет, в противном случае каждая сторона свободна в своём выборе. Договор был заключён в присутствии нескольких свидетелей с обеих сторон».[30]

Такой пересказ события кажется более правдоподобным. Естественно, главари накисинов не были до конца искренними при подписании договора, а наоборот, у них был план атаковать при первой же возможности, захватить руководство Басрой и отстранить Усмана ибн Ханиф от должности. Поэтому Аиша написала письмо Зейду ибн Сухан, в котором, объявляя его своим сыном, просила присоединиться его к ним, или хотя бы, не помагать Али •. Зейд написал ей ответ: "Да простит Аллах мать всех веруещих! Ей велено сидеть дома, а нам воевать. Она не выполняет свои обязанности, и мало того, нас заставляет выполнять это за неё. С другой стороны, она подняла мятеж для выполнения наших обязанностей, но нам не даёт выполнять их".

Ибн Абиль Хадид пишет: «Главари накисинов, посоветовавщись между собой, пришли к такому мнению, что, если Али • настигнет их со своей армией, то им конец, поэтому они обратились с письмом к вожакам окрестных селений и получили согласие от некоторых, а остальные племена остались верными Имаму •».[31]

КРОВАВЫЙ ПЕРЕВОРОТ

При таком раскладе ситуации главари накисинов осмелели. Через короткое время после отправления письма Усмана, в одну холодную и ветренную ночь, во время ночной молитвы (по другому источнику, во время утренней молитвы), они напали на мечеть дома представителя Имама Али •. Еще накануне накисины разными ухищрениями подкупили всех охранников, а потом им же отрезали головы. Убив всех охранников, они захватили самые важные пункты города. (Число убитых приводится по-разному).

Потом выступил один из предводителей, чтобы привлечь внимание горожан. Тальха сказал: "Халифа согрешил и поэтому раскаялся. Сначала мы хотели наказать его, но безумные люди убили его".

Но люди стали возражать ему: "Твои письма были совсем другого содержания. Ты приглашал нас восстать против него".

Тогда Зубейр начал оправдываться: «Я вам никакие письма не отправлял».

Один мужчина из племени Абдуль Гейс разобрал историю всех четырёх халифов и сказал: " Все халифы избраны мухаджирами и ансарами, и никто не спрашивал нашего мнения, Али избран вами же опять без нашего вмешательства. А какие претензии к нему теперь вы предъявляете?! Разве он ограбил общественное имущество или допустил что-то незаконное?! Если он не сделал ничего противозаконного, так почему же вы восстали?!»

Убедительная речь и железная логика мужчины вывела из себя любителей материальных благ, и они хотели убить его, но соплеменники помешали этому. Однако на следующий день они всё-таки убили этого человека вместе с семьюдесятью его защитниками, прибрав к рукам казну и управление, и таким образом они достигли части своих целей.[32]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: