Тематика рефератов и контрольных работ




Содержание практических занятий

Практическое занятие 1. Введение в педагогическую социальную психологию

1. Обсуждение актуальных теоретических проблем темы.

 

1.1. Объект и предмет педагогической социальной психологии.

1.2. Структура педагогической социальной психологии.

1.3. Предметная область и задачи педагогической социальной психологии.

1.4. Методы социально-психологического исследования в педагогической практике.

1.5. История становления педагогической социальной психологии.

1.6. Основные понятия педагогической социальной психологии.

 

2. Выполнение практических заданий.

 

2.1. Анализ понятия «обучение». Соотношение понятия «обучение» с понятиями «научение», «учение», «учебная деятельность».

Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные вопросы.

1) «Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение – то, что делает ученик)» (Давыдов В.В., Маркова А.К., 1981. – С.19).

2) «Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида» (Лернер И.Я., 1980. – С.6).

3) «Обучение – социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, которые «откристаллизованы» общественно-историческим опытом и потому существуют объективно, т.е. независимо от учения» (Якиманская И.С., 1994. – С.70).

4) «…обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определённые знания и умения, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика, 1996. – С.118).

5) «…обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (Педагогика, 1996. – С.119).

6) «Обучение… означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта каждому человеку (людям) в специально-организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества» (Зимняя И.А., 1997. – С.118).

7) «Обучение – это специально организованный в определённых учебных заведениях процесс взаимодействия взрослых-учителей и учащихся, направленный на овладение последними определённой суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения (Фридман Л.М., 1987. – С.33).

8) «Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребёнка действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» (Педагогика, 1997. – С.186).

9) «….обучение предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта учителя к учащемуся» (Немов Р.С., 1998. – С.285).

10) «Обучением принято считать научение, лишённое случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности» (Психология / Под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005. – С.544).

Вопросы для обсуждения:

- что характерно для большинства определений понятия «обучение»?;

- что обеспечивает учитель в процессе обучения?;

- что говорится о деятельности ученика в процессе обучения?;

- каковы психологические составляющие обучения?;

-сравнительный анализ понятий «обучение», «научение», «учение», «обученность».

 

3. Тест самоконтроля

 

1. Педагогическая социальная психология – это наука….

а) о закономерностях развития психики ребёнка в процессе учебной деятельности;

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Основной задачей образования является…

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

б) формирование умений и навыков;

в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

г) овладение социокультурным опытом.

3. Под обучением понимают ….

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику;

в) предпринимаемые учеником учебные действия;

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие, является:

а) научение;

б) учение;

в) обучение;

г) обученность.

5. Ведущим принципом отечественной педагогической социальной психологии является:

а)принцип социального моделирования;

б)принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

в)принцип личностно-деятельностного подхода;

г)принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д)принцип упражняемости.

6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:

а) воспроизведение;

б) понимание;

в) узнавание;

г) усвоение.

7. В качестве методов исследования педагогическая социальная психология использует:

а) методы педагогики;

б) методы общей психологии;

в) обучающий эксперимент;

г) обучающий и формирующие эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент…

а) не подразумевает обучение;

б) требует специальных лабораторных условий;

в)предполагает планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;

г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составление словаря основных понятий педагогической

социальной психологии.

2. Конспектирование научных статей, на основе изучения основных научных идей, теорий и концепций отечественных психологов, используя хрестоматию по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980гг.: Хрестоматия/ Под ред. И.Ильясов, В.Ляудис. – М., 1981:

1) Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии;

2) Занков Л.В. Обучение и развитие;

3) Непомнящая Н.И. Значение системного изучения психики детей для педагогической практики;

4) Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении.

3.Составить описание основных методов, используемых в педагогической практике.

4. Разработать анкету или опросник для подростка с целью выявления проблем межличностного общения.

5. Опишите тесты, которые могут применяться в педагогической практике с целью изучения особенностей развития человека в процессах обучения и воспитания.

6. Обоснуйте возможность применения метода эксперимента в деятельности педагога, а также в процессе учебной деятельности студента.

7. Поразмышляйте о значении применения педагогом метода самонаблюдения.

8. Охарактеризуйте основные проблемы и задачи педологии. Каков вклад педологии в развитие отечественной психологии.

 

Основная литература по теме

1. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика. – М., 2006.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для

студентов высших педагогических учебных заведений /Сост.

Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник

для педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова,

Л.Б.Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

4. Габай, Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.

6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика. – М., 2011.

7. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – М., 1998.

8. Островский, Э.В. Психология и педагогика. – М., 2008.

9. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. – М., 2001.

10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. – Р н/Д., 2002.

11. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2001.

12. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии:

Работы советских психологов периода 1946-1980гг.: Хрестоматия /

Под ред. И.Ильясов, В.Ляудис. – М., 1981.

 

Дополнительная литература

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

2. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах.- М., 1981.

3. Возрастная и педагогическая психология / Вступ. ст. В.В.Давыдова, М.Шуаре, - М., 1992.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1982.

5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. – М., 2003.

6. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология.- М., 2006.

7. Каптерев, П.Ф. Педагогическая психология. - СПб., 1883.

8. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1996.

9. Лефрансуа, Ги. Психология для учителя. - СПБ-М., 2003.

10. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1984.

11. Минияров, В.М. Педагогическая психология. – М., 2005.

12. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребёнка. – М., 2003.

13. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг/ Под ред. Ю.М.Жукова. – М., 2004.

14. Никольская, А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - Дубна, 1995.

15. Орлов, А.Б. Методы современной педагогической психологии.- М., 1982.

16. Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. - М., 2006.

17. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А.А.Радугин. – М., 1996.

18. Психология / Под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005.

19. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология.- СПб., 1999.

20. Смирнов, М.И. Проблемы педагогической психологии. - Киров, 1994.

21. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2004.

22. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

23. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А.Красило и А. Новгородцевой. – М., 1995.

24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1995.

25. Якунин, В.А. Обучение как процесс управления.- Л., 1988.

 

 

Практическое занятие 2. Социально-психологические основы эффективного педагогического общения

1. Обсуждение актуальных теоретических проблем темы.

1.1. Понятие «педагогическое общение». Специфика и правила педагогического общения.

1.2. Функции педагогического общения.

1.3. Психологические барьеры общения.

1.4. Профессионально-важные, психолого-педагогические качества личности педагога для осуществления эффективного педагогического общения.

1.5. Сущность синтонической модели общения.

Ответить на вопросы:

1.Что подразумевается под «педагогическим общением»? Каковы правила педагогического общения?

2.Какие коммуникативные приёмы можно использовать для оптимального педагогического общения?

3.Вербальные и невербальные средства общения.

4.Какие основные функции взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении выделяются в теории и практике педагогической деятельности?

5.Каковы причины, препятствующие установлению оптимального педагогического общения между педагогом и обучаемыми?

6.Назовите профессионально-важные, психолого-педагогические качества личности педагога, необходимые для осуществления эффективного педагогического общения.

7.В чём основное содержание синтонической модели общения?

 

1.6. Феномен группового давления и явление конформности. Виды конформности, понятие конформизма, нонконформизма, негативизма. Соотношение понятий «конформность» и «внушаемость». Формирование навыков педагогического общения с конформными и неконформными учащимися.

 

1.7. Воспитание как процесс формирования социальных установок личности. Понятие социальной установки (аттитюда), ее природа, элементы, функции. Роль изучения социальных установок для анализа детерминант, мотивации и прогнозирования социального поведения личности. Формирование навыков анализа социальных установок и прогнозирования поведения учащихся.

 

2. Выполнение практических заданий.

 

2.1.Влияние стиля и характера педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения учащихся.

Задание 1

Анализ влияния стиля общения педагога на психологический климат в классе. С этой целью проанализировать отрывок из произведения В.Крапивина «Журавлёнок и молнии». Какой стиль общения преобладает у педагога Маргариты Васильевны? Оцените характер его влияния на психологический климат в классе.

-«За окнами набухало пасмурным светом октябрьское утро, но в классе ещё горели лампы. Журка стоял у доски и рассказывал о негритянских волнениях в Алабаме. Он говорил о пожарах и стрельбе, но слушали не все. Кое-кто дремал, потому что недоспал, торопясь на политинформацию. Кое-кто украдкой, чтобы не увидела Маргарита Васильевна, готовил английский. Ну и ладно, они, по крайней мере, не мешали. А Толька Бердышев, вздрагивая пухлыми щеками, стрелял пшеном из стеклянной трубки. И, как нарочно, по тем, кто слушал.

- Кончал бы ты, Бердышев, - сказал, наконец, Журка.

Тот быстро убрал трубку. А Маргарита Васильевна, сидевшая на первой парте, обернулась:

- В чём дело, Бердышев?

- Ни в чём, - сказал Толька и захлопал белыми ресницами.

- Журавин, в чём дело?

Журка смешался. Получилось, что он наябедничал. Но Иринка бесстрашно сказала со своей парты:

- Он крупой плюётся, дубина такая. Сам не слушает и другим не даёт…

- А чего тут слушать? Это по телеку тыщу раз говорили.

- Да ты по телеку только мультики да хоккей смотришь, - сказал Сашка Лавенков и запихнул в парту учебник английского языка.

- Нет, ещё передачу «Для вас, малыши» - вставил Борька.

- Ну-ка, прекратите, - потребовала Маргарита Васильевна. –Журавин, продолжай. Он, кстати, очень интересно рассказывает, добавила она и незаметно зевнула».

 

2.2. Коммуникативные приёмы педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы воздействий педагога.

Задание 2

Определение характера педагогических воздействий. В следующих ситуациях выберите наиболее приемлемое для вас решение. Оцените, какой группе воздействий вы отдаёте предпочтение: репрессивным, пассивным или конструктивным?

 

Ситуация 1

Ученик успешно ответил у доски, получил высшую оценку, но затем учитель заметил у него шпаргалку. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1)забрать шпаргалку и исправить оценку;

2)сделать вид, что не заметил шпаргалки;

3)пристыдить, но оценку не менять;

4)похвалить за хорошо подготовленную шпаргалку;

5)сказать, что эта оценка не будет учитываться при подведении итогов четверти, что её нужно подтвердить;

6)выразить сожаление, что не заметили шпаргалки, но оценки не

менять;

7)выразить сожаление по поводу того, что ученик не мог

самостоятельно, без помощи шпаргалки так же хорошо ответить.

 

Ситуация 2

Ученик замучил учителя вопросами. Он задаёт каверзные вопросы, пытаясь поймать учителя на неумении ответить на них, на недостатке знаний, эрудиции. На очередной вопрос учитель не может сразу ответить. Как поступить учителю?

Варианты решений:

1)не отвечать на вопросы ученика;

2)предложить ответить на вопрос на следующем занятии;

3)признаться в отсутствии мгновенного ответа на вопрос, обещать подумать над ним;

4)предложить всему классу ответить на данный вопрос и пообещать спросить о решении в следующий раз;

5)отчитать ученика за вопрос не по теме, не по существу и не отвечать на него;

6)шуткой уйти от ответа, по возможности в следующий раз к нему вернуться;

7)похвалить ученика за хороший вопрос и пообещать обсудить его при наличии времени.

 

Ситуация 3

Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-ом классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите? Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное. Какова реакция учителя?

Варианты решений:

1)выяснить причину такого поведения ученицы;

2)указать на некорректность отношения ученицы к учителю, попросить подойти после урока для объяснений;

3)проигнорировать слова ученицы и обратиться с тем же вопросом к кому-либо другому;

4)поставить «2»;

5)не акцентировать внимание класса на данной ситуации, после урока попытаться выяснить у ученицы, что помешало ей ответить на вопрос;

6)спокойно пошутить: «Оленька! К чему такие эмоции. Я не ожидала, что мой невинный вопрос тебя так заденет»;

7)предложить письменно ответить на данный вопрос.

 

Ситуация 4

Учитель объявляет тему урока в 10-м классе и собирается записать её на доске, но, оказывается, что мел не пишет. При более внимательном рассмотрении оказалось, что вместо мела у него в руках покрашенный деревянный брусок. Что предпринять учителю?

Варианты решений:

1)возмутиться и отказаться записывать на доске тему урока, необходимые пояснения диктовать устно;

2)начать выяснять, кто это сделал, чтобы наказать виновного;

3)посмеяться остроумной шутке и предложить дежурному принести нормальный мел;

4)изменить форму проведения урока, исключив объяснение на доске, и предложить через некоторое время кому-либо из учеников ответить письменно на доске;

5)дать проверочную письменную работу;

6)не акцентировать внимание на ситуации и предложить принести другой кусок мела.

 

2.3. Знакомство с психодиагностическими методиками, направленными на выявление индивидуальных коммуникативных способностей студентов (Приложение 1,с.62).

 

2.4. Стереотипы и установки учителя по отношению к учащимся. Установки учащихся в отношении учителей. Факторы оценки учителя учащимися. Развитие умений и навыков антиципации оценочных суждений учащихся.

 

 

Ситуация

Был проведён анкетный опрос учащихся 8-х классов (127 человек) с целью выяснить, удовлетворяют ли их взаимоотношения с учителями и как это соотносится с успеваемостью по предмету.

Были получены следующие результаты. На вопрос: «Есть ли контакт между учащимися и учителями в вашем классе?», ответили:

 

  Есть Частично Нет
Юноши (67 чел.) 19,4 % 70,1 % 10,5 %
Девушки (60чел.) 16,6 % 76,6 % 6,8 %

 

Большинство учащихся отмечают только частичный контакт с учителями, подчёркивая, что сложившийся контакт не полностью удовлетворяет учащихся. Неудовлетворённость касается, в основном, учебной деятельности – якобы несправедливо оцениваются их знания. (Часто это связано с завышенной самооценкой ученика). Характерно то, что в зависимости от успеваемости ученика оценивается его уровень взаимоотношений с учителем. Так, при средней успеваемости ученика наблюдается средний уровень взаимопонимания и т.д.

Вопрос. Какие выводы учителям необходимо сделать из проведённых исследований для улучшения учебно-воспитательной работы с учащимися?

Решение. Учителю необходимо:

1. Стимулировать контакты во взаимоотношениях с учащимися.

2. Больше поощрять учеников за их учебные достижения.

3. Настраивать учащихся на успехи в их деятельности.

4. Учитывать индивидуальные особенности личности ученика.

5. Оценивать качество работы ученика, имея в виду его самооценку.

6. Повышать уровень взаимоотношений, взаимопонимания в целях повышения успеваемости учащихся.

7. Поддерживать «обратную связь», оценивая успехи учащихся.

Если нет взаимопонимания, то ученик «плохой» с точки зрения учителя, а с точки зрения ученика – «плохой» учитель.

 

2.5. Педагогическое воздействие в учебном и воспитательном процессе. Виды воздействия учителя на учащегося: организующие, оценивающие, дисциплинирующие. Психологическая характеристика различных форм воздействия: проявление внимания, просьба и требование, убеждение и внушение, принуждение, оценивание, юмор. Эффективность педагогического воздействия.

Ситуация

После проверки контрольных работ учеников 3-го класса учитель сказал:

-«Какая молодец Маша Иванова, в её работе нет ни одной ошибки, а вот у Пети Сидорова их, к сожалению, много».

Вопрос. Насколько это воздействие учителя способствует повышению успеваемости учащихся?

Ознакомьтесь с приёмами вселения уверенности в учеников (таблица), что в свою очередь способствует хорошей успеваемости и определите, как нужно поступать педагогу, чтобы в процессе анализа работ учеников вселить уверенность, тем самым повысив их учебную мотивацию.

Таблица. Специальные приёмы вселения уверенности в учеников

 

Приём Возможности применения
Повышение возможностей контроля. Когда контроль над некоторыми моментами учёбы переходит в руки учащихся, они становятся более уверенными в своих силах Предложите несколько заданий на выбор. Временами давайте ученикам возможность самим ставить оценки за контрольные и домашние работы. Используйте взаимопроверки
Устранение сравнения в сообществе. Сравнение в сообществе – это объявление высоких и низких результатов, рейтинги успеваемости. Учёные установили, что сравнение в сообществе сильно влияет на оценку учениками себя, других, заданий. Дети, видя, что сравнение не в их пользу, не рискуют браться за трудные задания, используют менее эффективные методы Не делайте оценку, полученную на занятиях, достоянием всего класса (корректность и аргументированность оценки). Сфокусируйтесь на личном совершенствовании учеников, вознаграждая их старания и сообщая им взгляд на ошибки как на неотъемлимую часть учёбы. Поощряйте личные рекорды, предложив ученикам разные виды учебной деятельности
Постановка ясных целей. Уверенность в себе повысится, когда ученики поймут, что от них требуется и что от них ожидается в конце обучения. Из уст педагога должны исходить ясно сформулированные задания, назначение которых – описать не только конечную цель, но и ряд промежуточных шагов, необходимых для её достижения. Разбивка задания на части также облегчит успех и будет способствовать уверенности ученика в учении Формулируйте задание в виде конкретных действий по его выполнению. Перед тем, как требовать выполнения сложного задания, убедитесь в том, что ученики освоили простые навыки
Поощрение риска. Выполнение особо сложных заданий повышает мотивацию решить эти задания. Чтобы ученики пошли на риск, они первоначально должны не раз испытать радость победы в прошлом Давайте обратную связь, поощряя риск, а также использовать право выбора при выполнении заданий

 

2.6. Подобрать психотехнические упражнения, направленные на оптимизацию общения.

 

Задание для самостоятельной работы студентов

1.Прочитать научные статьи в хрестоматии по возрастной и педагогической психологии и составить аннотацию:

1) Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни;

2) Бодалёв А.А. Развитие восприятия человека человеком в общении;

3) Петровский А.В. Коллектив, общение и развитие личности.

Литература: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980гг.: Хрестоматия/ Под ред. И.Ильясов, В.Ляудис. – М., 1981.

2. На основании результатов самодиагностики напишите сочинение на тему: «Умею ли я общаться?», или на тему: «Мои коммуникативные способности». Сочинение должно содержать рефлексивный анализ способов и средств общения студента с другими людьми, особое внимание уделяется способностям студента к педагогическому общению (приложение 1, с.62).

3.Ответьте на вопрос: «Какие психологические барьеры общения мне приходилось преодолевать?», исходя из своего опыта общения. Приведите примеры.

4.Опишите ситуации, когда вам приходилось в процессе общения применять вербальные и/или невербальные средства общения. Насколько эти средства общения помогали понять собеседника, выразить свои чувства, переживания?

5. Представьте различные концепции стилей педагогического общения. В чём сходство, а в чём разница?

6. Раскройте содержание понятия «культура речи учителя».

7. Напишите эссе на тему: «Почему перцептивная сторона общения педагога – главная?».

 

Основная литература по теме

1. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика. – М., 2006.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.

6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика. - М., 2011.

7. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения. - М., 2004.

8. Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 2. – М., 1998.

9. Островский, Э.В. Психология и педагогика. – М., 2008.

10.Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ ред. В.А.Сластёнин. – М., 2007.

11. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. – М., 2001.

12.Столяренко, Л.Л. Основы психологии. – Р н/Д., 2002.

13. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980гг.: Хрестоматия / Под ред. И.Ильясов, В.Ляудис. – М., 1981.

 

Дополнительная литература

1. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология. - М., 2006.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

3.Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. – М., 2004.

4. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1996.

5. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – М., Воронеж, 2001.

6. Минияров, В.М. Педагогическая психология. – М., 2005.

7. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.

8. Овсянникова, Е.А. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к профессионально-педагогическому общению. – Магнитогорск, 2010.

9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. - М., 2006.

10.Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М., 1998.

11.Психология педагогического общения/Авт.-сост. Г.Е.Смирнова. – М., 1993.

12. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

13. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.,2004.

 

 

Практическое занятие 3. Психологические основы педагогической деятельности

1. Обсуждение актуальных теоретических проблем темы.

 

1.1. Психологическая структура и функциональные компоненты педагогической деятельности.

1.2. Психологические модели педагогической деятельности.

1.3. Эффективность педагогической деятельности.

1.4. Понятие успешности педагогической деятельности. Мотивация успеха профессиональной педагогической деятельности. Понятие качества педагогической деятельности. Психологические факторы и условия повышения качества педагогической деятельности.

1.5. Проблема формирования стиля педагогической деятельности.

1.6. Психологический анализ урока, его значение в деятельности педагога.

1.7. Проблемы развития познавательной сферы школьников в процессе обучения.

 

2. Выполнение практических заданий.

 

Задание. Анализ моделей педагогического взаимодействия

Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.

Критерии анализа Модели педагогического взаимодействия
Модель невмешательства («руки прочь») Учебно-дисциплинарная модель «твёрдой руки» Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмёмся за руки»
Цель взаимодействия Хочу, чтобы меня оставили в покое Дать знания, сформировать умения и навыки Развитие индивидуальности ребёнка
Лозунг взаимодействия «Сам справится» «Думай и делай как я» «Мы вместе»
Способы общения Холодное наблюдение, уход, напряжение, раздражение Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения Понимание и принятие личности ребёнка
Тактика Мирное сосуществование Диктат или опека Сотрудничество
Личностная позиция педагога Не брать на себя ответственность Удовлетворить требования контролирующей инстанции Исходить из интересов ребёнка и перспектив его развития
Результат взаимодействия ? ? ?

 

Задание. Суфийская мудрость и структура педагогической деятельности

Проанализируйте заповеди Суфийской мудрости, опираясь на структуру педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности (по А.К.Марковой)

           
     
Контроль и оценка пед. воздействий (пед.самоанализ)

 

 

 


Суфийская мудрость (VIII в.). 8 заповедей:

1. Обращайся с учениками как с собственными детьми, относись к ним с радостью и добром.

2. Следуй примеру дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за работу и не должен принимать ни оплаты, ни благодарности.

3. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой степени трудности, к какой он не готов.

4. Прямые запреты разрушают покров благоговения и вызывают упрямство.

5. Учитель, обучающий определённой науке, не должен пренебрежительно отзываться о другой науке.

6. Учитель должен ограничивать ученика посильными для его ума действиями.

7. Учитель должен давать ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума.

8. Учитель должен делать сам то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова.

 

3. Тест самоконтроля.

 

ТЕСТ

1. К отличительным особенностям профессиональной педагогической деятельности не относится:

а) её ограниченность временем, содержанием и составом учащихся;

б) специфика объекта деятельности педагога;

в) специфика личностных качеств учителей;

г) преобладание наблюдения как исследовательского метода.

2. Согласно подходу Н.В.Кузьминой, формирование системы целей и задач, планирование на длительный срок является:

а) гностическим компонентом;

б) проектировочным компонентом;

в) конструктивным компонентом;

г) организаторским компонентом;

д) коммуникативным компонентом.

3. Согласно точке зрения Н.В.Кузьминой, умения в области оперативного решения задач являются:

а) гностическим компонентом;

б) проектировочным компонентом;

в) конструктивным компонентом;

г) организаторским компонентом;

д) коммуникативным компонентом.

4. Согласно точке зрения Н.В.Кузьминой, формулирование тактических задач является:

а) гностическим компонентом;

б) проектировочным компонентом;

в) конструктивным компонентом;

г) организаторским компонентом;

д) коммуникативным компонентом.

5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором осуществляется ориентация на процесс обучения и «сильных» учеников при отсутствии обратной связи, называется:

а) эмоционально-импровизационный;

б) эмоционально-методичный;

в) рассуждающе-импровизационный;

г) рассуждающе-методичный.

6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором осуществляется ориентация на процесс и результаты обучения, внимание к ученикам, называется:

а) эмоционально-импровизационный;

б) эмоционально-методичный;

в) рассуждающе-импровизационный;

г) рассуждающе-методичный.

7. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором осуществляется ориентация на процесс и результаты обучения, на всех учеников, коллективное обсуждение, называется:

а) эмоционально-импровизационный;

б) эмоционально-методичный;

в) рассуждающе-импровизационный;

г) рассуждающе-методичный.

8. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором осуществляется ориентация на результаты обучения, на «слабых» учеников, стандартное ведение уроков, называется:

а) эмоционально-импровизационный;

б) эмоционально-методичный;

в) рассуждающе-импровизационный;

г) рассуждающе-методичный.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дайте определение педагогической деятельности и раскройте её отличительные особенности.

2. Раскройте суть различных подходов к рассмотрению структуры педагогической деятельности и сделайте их сравнительный анализ.

3. Опишите психологические показатели эффективности труда учителя.

4. Составьте анализ методов, приёмов, направленных на развитие познавательной сферы ребёнка (воспитанника ДОУ, учащегося).

5. Пользуясь материалом, помещённым в приложение 8 (задание 1, с.101), опишите ваши действия, как будущего педагога, на предварительном этапе анализа урока.

6. Напишите творческое сочинение на тему: «В чём успех современного урока» (приложение 8, задание 1, с.101).

7. В чём сущность и значение ретроспективного анализа урока, педагогической деятельности. Представьте ваши размышления по этому вопросу (см. приложение 8, задание 1, с.101).

8. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: в чём сущность рефлексивного анализа урока (ознакомьтесь с материалами в приложение 8, задание 2, с.103). Сделайте вывод – рефлексивный анализ урока – это….. Зачем учителю составлять рефлексивный анализ урока, а также других форм педагогической деятельности?

9. Каковы психологические основы педагогической деятельности? Оформите ответ в виде эссе.

10. Дайте ответ на вопрос: «В чём сущность педагогической деятельности, осуществляемой в отношении дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника?». Составьте сравнительный анализ, что общего, в чём отличие?

 

 

Основная литература по теме

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., 2001.

2. Возрастная и пе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: