преподаватель Е.С.Шустова




Г.

Классный час «Значение дикции и артикуляции в вокальной музыке»,

преподаватель Е.С.Шустова

Пение – это важнейшее средство музыкального воспитания ребенка, помогающее в решении задач всестороннего и гармоничного его развития. Поэтому класс вокала один из востребованных и эффективных видов занятий, так как в процессе пения вокалист переживает эмоциональное, познавательное и музыкальное развитие. Прежде всего, пережить музыкальный образ помогает содержание произведения, его словесный текст и он обязательно должен быть филигранно связан с пением. Вокальное искусство своей совокупностью художественных и технических средств, то есть тембром, четким словом, эмоциональностью помогает подчеркнуть смысловое содержание текста в его музыкальном воплощении. Одним из важнейших средств художественной выразительности, средством донесения смысла и содержания музыкального произведения, его образа является дикция.

Дикция (лат. dictio - произношение) - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа.

Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, — его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить, слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция — большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть исправлена.

Артикуляция (лат. articulare – членораздельно, ясно произносить) – систематизация работы мышц лица, необходимых для произношения звуков речи, в результате чего появляется грамотная и красивая речь. Интенсивность работы артикуляционного аппарата говорит о качестве дикции, о хорошем произношении всех звуков и разборчивости слов. У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат часто работает слабо, вяло, в работе участвует очень мало мышц лица, губ, языка. Они не придают значения, что необходимо внятно произносить звуки и текст в произведении. Даже при разговорной речи «съедают» окончания, произнося их сумбурно, проглатывают многие согласные звуки. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокидывая вверх голову. Это ведет к зажатию нижней челюсти. При пении некоторые учащиеся напрягают гортань, приподнимают зажатый корень языка. Все это приводит к гортанному и напряженному звуку, аппарат зажимается и мешает четко и удобно, без напряжения, артикулировать. Уже не говоря о тех детях, которые имеют дикционные дефекты при произношении разных согласных.
Есть ли разница в понятиях дикции и артикуляции? Дикция – это чёткость артикуляции, дикцию мы слышим, а артикуляцию мы видим. Артикуляция – это процесс, дикция – это результат процесса. Чтобы разработать чёткую дикцию, нужно начать с развития выносливости речевого аппарата. Эта работа очень будет похожа на спортивные тренировки, в которых будут работать различные части тела: головной мозг, носовая полость, твёрдое и мягкое небо, ротовая полость, губы, резцы, кончик, спинка и корень языка, надгортанник, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, пищевод, позвоночник, спинной мозг. Чтобы правильно организовать новую функцию артикуляционных органов при пении, необходимо прежде всего снять перенапряжение с отдельных органов, добиться полной свободы, а затем четкой, согласованной их работы и максимальной активизации. Укорочение согласных звуков в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляционных органов, поэтому важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована» нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие. При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость вверх подтягивается гортань. Она оказывается в неестественно высоком положении, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной горлового звучания. При скованной нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования вокальных гласных. Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у». Для осознания учащимися свободного опускания челюсти при пении, нужно добиться этого с самого начала занятий при речевом произношении гласных. Учащийся несколько раз произносит обычным голосом гласные (лучше в сочетании с согласными звуками), нарочито широко их артикулируя, а затем тут же повторяет произведенное движение нижней челюсти на певческом звуке. Если этот способ не дает результата, можно помочь опусканию нижней челюсти при помощи легкого нажатия пальцем на подбородок. Полезно работать перед зеркалом, когда движение нижней челюсти находится под визуальным контролем поющего. Зажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка, который, как и нижняя челюсть, связан через подъязычную кость с гортанью. Поэтому перенапряжение языка нарушает работу гортани и тоже может послужить причиной горлового звучания. Являясь главным артикулятором гласных звуков, скованный язык искажает певческие гласные. Обычно освобождение нижней челюсти снимает напряжение и с корня языка. При малоподвижном языке рекомендуется применять слоги с согласными «л», «р», «д», «т», «ц», «ч». Хорошо активизирует кончик языка согласный звук «л». Губы тоже принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных звуков. С активным участием губ произносятся гласные «у», «о». Начинающим петь необходимо активизировать сокращение губных мышц. Четкое произношение губных согласных «б», «п», «м» и губноязычных «в», «ф» хорошо стимулирует работу губ. Целесообразны упражнения с чередованием гласных «и», «у», при которых расслабленное состояние губ при «и» сменяется их максимальным сокращением на гласном звуке «у». Непременным условием правильного певческого голосообразования является активное сокращение мягкого нёба. При пении оно должно быть поднятым, чтобы перекрывать вход в носоглотку. Такое положение мягкого нёба достигается при помощи полузевка. Вялое, опущенное мягкое нёбо является причиной носового призвука. Хорошему поднятию мягкого нёба способствует произношение гласных «о», «у» и согласных «к», «г». Особенно рекомендуется сочетание этих согласных и гласных (ку, гу, ко, го). Как было сказано, основные требования к работе артикуляционного аппарата – естественность и активность. В работе над освобождением артикуляционного аппарата непременное условие – не заниматься до усталости, так как это состояние может вызвать новые зажатия – как дыхания, так и артикуляции. Важным является четкое произношение окончаний в словах, это улучшает дикцию. Так же не следует укрупнять и слишком утрировать согласные. При выполнении упражнений должна работать только нижняя челюсть. Она опускается, как лифт; при этом образуются отверстия в челюстных сумках (чтобы почувствовать их, нужно приложить пальцы обеих рук к местам, где соединяются уши и нижняя челюсть). Верхняя челюсть должна оставаться в неизменном положении. Если лицо искажается гримасой «трудности», значит, недостаточно активно работают межреберные мышцы, диафрагма и живот. Когда заканчивается звучание, нужно закрывать рот, иначе конец звука окажется «съеденным», и будет звучать посторонний звук «м» на конце фразы. Для развития артикуляции следует использовать упражнения, которыми пользуются представители речевых профессий: актеры, чтецы. Очень полезны скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «На дворе трава, на траве дрова», «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак; сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап». Так же следует знать некоторые законы вокальной фразировки. Для того чтобы не нарушалась кантилена, согласные звуки присоединяются к последующей гласной: «Я-ва-слю-блю, лю-блю бе-зме-рно. Бе-зва-сне-мы-слю дня про-жить». Или, например, фраза «Мне грустно, потому что весело тебе» должна петься следующим образом: «Мне грустна, патаму что весила тибе». Если певец споет эту фразу, как она написана, то текст прозвучит неестественно и странно, так как пение чистых гласных может нарушить музыкальность хода и ровность фразы. Итак, чтобы при пении слово было разборчивым, надо четко и быстро произносить согласные. Артикуляционный аппарат должен быть свободен и в то же время активен для четкого произнесения согласных. Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне и гибкого изменения, но и одновременно ясного и четкого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: