Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ республики саха (якутия)




Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ республики саха (якутия)

Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) алданскИЙ медицинскИЙ КОЛЛЕДЖ

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ПМ

Протокол № ___

от «_» _________ 201_ г.

Председатель ЦМК _________/ ___________________

Методическая разработка

Практического занятия

 

ПМ.04: «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами»

МДК 04.03. «Технология оказания медицинских услуг»

По теме: «Зондовые манипуляции»

для специальностей:

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

34.02.01 Сестринское дело

 

 

Разработчик: преподаватели ПМ

«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям

рабочих, должностям служащих»

Мыльникова Ольга Викторовна

Климова Ольга Леонидовна

 

 

2022г.

 

Зондовые манипуляции

Студент должен знать:

1. цели зондирования пищеварительного тракта;

2. технику введения желудочного зонда через нос или рот;

3. технику введения толстого желудочного зонда через рот;

4. показания и противопоказания промывания желудка;

5. методы взятия желудочного содержимого для определения секреции;

6. цели дуоденального зондирования;

7. универсальные меры предосторожности при работе с полученными пробами;

8. способы деконтаминации зондов, воронок, шприцев.

Студент должен уметь:

1. ввести в желудок тонкий зонд через нос и через рот;

2. ввести в желудок толстый зонд;

3. промыть желудок;

4. взять промывные воды на исследование;

5. объяснить пациенту ход предстоящего исследования желудочного содержимого и содержимого двенадцатиперстной кишки и желчного пузыря;

Вопросы для самоподготовки:

1. цели, показания, противопоказания зондовых процедур;

2. деонтологическое обеспечение зондовых процедур;

3. оснащение зондовых манипуляций;

4. алгоритм действия фракционного зондирования по методу Лепорского;

5. алгоритм действия фракционного зондирования с парентеральным раздражителем;

6. алгоритм действия дуоденального зондирования;

7. алгоритм действия промывания желудка;

8. положительные и отрицательные стороны применения методик исследования желудочного содержимого по методу Лепорского и с парентеральным раздражителем.

9. тактика медсестры в случае реакции пациента на введение гистамина;

10. тактика медсестры в случае отсутствия одной из порций при дуоденальном зондировании (две возможные причины этого);

11. применение беззондовых методов, их положительные и отрицательные стороны;

12. проведение промывания желудка в случае бессознательного состояния пациента;

13. рвота и оказание помощи при рвоте.

Глоссарий

термин объяснение
Атония Ослабление тонуса, т. е. напряжения, возбудимости тканей и органов
Гипокинезия Недостаточное движение
Интубация Введение в гортань специальной трубки
Cardia Отдел желудка, идущий после пищевода
Регургитация Обратный ток (жидкости)
рН-метрия Определение рН содержимого различных отделов желудка и двенадцатиперстной кишки.
Стеноз Сужение просвета
Субкардинальный отдел Часть желудка нижеcardia

Теоретическая часть

Этико - деонтологическое обеспечение

Многие пациенты плохо переносят введение зонда. Причиной этого являются кашлевой или рвотный рефлексы, высокая чувствительность слизистой оболочки глотки и пищевода. В большинстве случаев плохая переносимость зондовых манипуляций вызвана отрицательной психологической установкой пациента на процесс зондирования, возникает «боязнь исследования». Для устранения «боязни исследования» пациенту следует объяснить цель исследования, его пользу, разговаривать вежливо, спокойно, доброжелательно от начала и до конца процедуры.

Примерное содержимое беседы медицинского работника с пациентом во время введения зонда:

«Сейчас мы приступим к процедуре. Ваше самочувствие во многом будет зависеть от Вашего поведения во время зондирования. Первое и основное правило - не делать резких движений. В противном случае может возникнуть тошнота и кашель. Вы должны расслабиться и дышать медленно и глубоко. Пожалуйста, немного приоткройте рот, руки держите на коленях. Медленно и глубоко дышите. Сделайте глубокий вздох и проглотите кончик зонда. Если вам трудно дышать носом, дышите ртом и во время вдоха осторожно продвигайте зонд. При головокружении несколько минут подышите обычно, неглубоко, затем возобновите глубокое дыхание. Вы очень хорошо глотаете. Хорошо бы и другие пациенты глотали зонд так же легко.

Правила техники безопасности

Внимание!

1. Если в процессе любой зондовой манипуляции в полученном материале кровь - зондирование прекратить и вызвать врача!

Если при введении зонда пациент начинает кашлять, задыхаться, лицо его становится синюшным, следует немедленно извлечь зонд, так как он попал в гортань или в трахею, а не в пищевод.

3. В случае повышенного рвотного рефлекса у пациента, корень языка обработать аэрозольным 10% раствором лидокаина.

Противопоказания для всех зондовых манипуляций: желудочное кровотечение, варикозное расширение вен пищевода, опухоли, бронхиальная астма, тяжёлая сердечная патология.

Зондирование пищеварительного тракта проводят как с лечебной, так и с диагностической целью. С помощью зондирования можно получить содержимое желудка с его последующим исследованием, промыть желудок. При остром расширении (атонии) желудка, особенно в раннем послеоперационном периоде, при высокой кишечной непроходимости с помощью введённого зонда осуществляется удаление содержимого, в т. ч. газов. С помощью зонда, введённого в желудок, становится возможным один из способов искусственного кормления пациента. Через зонд, введённый в пищеварительный тракт, можно вводить лекарственные средства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: