Время на работу- 90 минут




Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Гг.

Класс

Время на работу- 90 минут

 

1.Задание Установите истинность или ложность суждений. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» - ложные. Ответы внесите в таблицу.

1.1. Политология - это наука, появившаяся в Древней Греции.

1.2. «Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». Данное выражение характеризует форму правления в государстве как дуалистическую монархию.

1.3. Деление политических партий на «левые» и «правые» впервые появилось во времена Великой французской революции.

1.4. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше объём потребительского кредитования.

1.5. При изменении величины спроса кривая спроса остаётся неизменной.

1.6. Решение об усыновлении принимается судом по месту нахождения ребёнка.

1.7. Автором понятия «класс» является Карл Маркс.

1.8. Конфуцианство может быть расценено и как этическое, и как религиозное учение.

1.9. Формальные социальные нормы - это исключительно государственное законодательство.

1.10. Возникновение позитивного права предшествует возникновению государства.

Ответ:
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10
                   

 

Максимум за задание - 10 баллов.

2.Задание Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Назначение выборов Президента Российской Федерации; утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Ответ:

 

 

Максимум за задание - 4 балла

3.Задание Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; осуществление мер по борьбе с катастро­фами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

Ответ:

 

Максимум за задание - 5 балла.

4.Задание Лишённый родительских прав Глебов платил алименты дочери в срок. Однако, когда он потерял работу, единственным средством к существованию осталась небольшая пенсия, он решил потребовать выплаты алиментов с дочери и подал иск в суд. Какое будет принято решение? На основании какого нормативного акта? Обоснуйте свой ответ с опорой на действующее законодательство.

Ответ:

 

Максимум за задание - 8 баллов.

5. Задание В стране Z производятся два товара: спортивные костюмы и флаги. Всего можно произвести либо 100 спортивных костюмов, либо 25 флагов, либо любую их линейную комбинацию. Спортивный костюм на мировом рынке стоит 10 монет, а флаг - Р монет. При каком значении Р стране безразлично, что производить, если все товары, произведённые в стране, продаются на мировом рынке с целью получения максимального дохода? Приведите необходимые расчёты.

Ответ:

Максимум за задание - 8 баллов.

6.Задание Ознакомьтесь с данными и выполните задания.

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Департамента труда и занятости г. Москвы, в конце ноября - начале декабря 2015 г.

В каких сферах деятельности Вы ищете работу? (закрытый вопрос, любое число ответов по каждому столбцу, %)
  Несовершенно­летние в возрасте от 14 до 18 лет Дети- сироты Выпускники СПО Выпускники ВПО
Промышленное производство        
Строительство        
Торговля        
Гостиничный бизнес        
Ресторанный бизнес        
Услуги связи        
Финансовая, консалтинговая, аудиторская деятельность        
Юридические услуги        
Операции с недвижимым имуществом        
Государственная служба        
Армия/внутренние войска/войска МВД        
Образование        
Здравоохранение        
Социальные услуги        

 

Укажите минимальный приемлемый для Вас уровень ежемесячной заработной платы (открытый вопрос, один ответ, тыс. руб.)
  Несовершенно­летние в возрасте от 14 до 18 лет Дети- сироты Выпускники СПО Выпускники ВПО
1-14        
15-24        
25-34        
35-44        
45-54        
55+        
Затрудняюсь ответить        

 

6.1. Какой минимальный размер заработной платы приемлем для большинства молодёжи? В какой возрастной группе самые низкие ожидания по поводу минимальной оплаты труда? Подтвердите свой ответ данными таблицы.

 

 

6.2. Какие сферы трудоустройства наиболее интересны для молодёжи? Назовите не менее двух вариантов. Предположите, почему молодые люди хотят работать именно в этих сферах. Подтвердите свой ответ данными таблицы

 

 

6.3. Назовите две сферы деятельности, популярные только у одной категории граждан. Подтвердите свой ответ данными таблицы

 

 

6.4. Многие молодые соискатели не могут найти работу с желаемой оплатой. С чем это может быть связано?

 

 

Максимум за задание - 13 баллов.

 

7. Задание Прочитайте текст и выполните задания.

Самосознание, разум и воображение - все эти новые свойства человека, которые далеко выходят за рамки возможностей самых умных животных, требуют создания такой картины мира и места человека в нём, которая имеет чёткую структуру и обладает внутренней взаимосвязью. Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно. [...]

Потребность в системе ценностных координат так велика, что только ею одной объясняются некоторые факты, повергавшие в изумление уже многих исследователей проблемы человека. Например, разве не заслуживает удивления то обстоятельство, что человек с такой лёгкостью оказывается жертвой различных учений политического, религиозного или какого-нибудь иного толка, в то время как для людей, не находящихся под их влиянием, очевидно, что речь идёт о совершенно бесполезных концепциях? Отчасти этот факт объясняется гипнотическим влиянием вождей и внушаемостью человека. Но для большей части случаев подчинения этого объяснения недостаточно. Возможно, человек был бы менее подвержен влияниям, если бы он не обладал такой огромной потребностью в заданной системе координат. Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворечивые ответы, тем она привлекательнее. Здесь, возможно, следует искать причину того, почему даже явно сумасшедшие системы идей обретают такую притягательн о сть.

Но это ещё не достаточное руководство к действию. Человеку необходима также цель, которая указывает ему, куда он должен идти. Но человек, у которого функционирует разум, позволяющий ему продумать разные варианты движения к цели, нуждается в объекте почитания и преданности, подчинения и любви. Такой объект концентрирует и направляет его энергию, поднимает его самого над всеми сомнениями и сложностями, он придаёт его жизни определённый смысл. Объектом почитания может быть что угодно. Человек может поклоняться идолу, который потребует от него умножения жизни или её уничтожения. Целью может стать жажда денег или жажда власти, стремление любить или ненавидеть, желание быть храбрым и продуктивным. Человек может служить самым различным идолам и целям, и надо помнить, что сама по себе потребность в таком служении - это экзистенциальная потребность, которая должна быть удовлетворена любой ценой и во что бы то ни стало; хотя, разумеется, вопрос об объекте имеет огромное значение, ведь это вопрос о том, какие у тебя идолы и какие идеалы.

7.1 В чём автор видит причины того, что человек оказывается жертвой «различных учений политического, религиозного и иного толка»? Назовите три причины

 

7.2 Что, по мнению автора, даёт человеку объект почитания, преданности и любви? Приведите три примера объектов подобного почитания.

 

 

7.3 Автор показывает, почему для человека важно формирование ценностной ориентации через объекты почитания. Приведите два позитивных и два негативных аспекта действия этого механизма.

 

 

Максимум за задание - 22 балла

 

8. Задание Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача - пояснить проблему, которую затронул автор, сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

1. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг». (А.Н. Толстой)

2. «Директора школ обладают такой властью, которая премьер-министрам даже не снилась». (У. Черчилль)

3. «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает». (Жозеф де Местр)

4. «Может быть, совесть - источник морали, но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром». (Р. Акутагава)

5. «Фондовый рынок и экономика - это две разные вещи». (М. Фридман)

6. «Плохие законы - худший вид тирании». (Э. Берк)

Максимум за задание - 30 баллов.

Всего за работу - 100 баллов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: