Цель: Развить у детей чувство ответственности перед животными,
воспитать у детей чувство сопереживания, гуманность по отношению к животному миру
показать насколько важно очень хорошо относится к животным
дать понять, что и животные, так же как и люди, являются частью природы.
Задачи:
1. Воспитание гуманного отношения к животным, как одной из составляющей духовной культуры человека.
2.Осмысление учащимися важнейших положительных человеческих качеств, являющимися общечеловеческими ценностями.
3. Формирование активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным.
4. Мобилизация учащихся на конкретные поступки по оказанию посильной помощи бездомным животным.
Оформление: компьютерная презентация, цитаты, фотографии бездомных животных, конверты с заданиями для групп, выставка книг.
Ход классного часа:
Организационный момент:
Здравствуйте, те, кто весел сегодня.
Здравствуйте, те, кто грустит.
Здравствуйте, те, кто общается с радостью.
Здравствуйте, те, кто молчит.
- Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
- Сегодня я предлагаю поговорить на очень серьёзную тему.
Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса:
- Кто себя считает себя добрым человеком? Поднимите руки.
- Кого можно считать добрым человеком?
- Что означает понятие доброта? (Ответы детей)
- Это были ваши мысли, высказывания, рассуждения о доброте. А вот как объясняет понятие доброта терминалогический словарь: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление к бескорыстной помощи к ближнему».
- По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки? (Близким людям, товарищам, животным).
- Позвольте, я расскажу вам одну историю:
Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. Спасти собаку не удалось.
Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей».
- Есть у памятника и название: «Гуманному отношению к животным посвящается» (показ слайда).
- Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история. ( Жалость, сочувствие, сострадание, возмущение).
- Как можно назвать этот поступок? (Жестокость, бессердечность, варварство).
- Как вы считаете, почему автор скульптуры написал на монументе именно эти слова «Его нужно погладить». Что они хотели сказать этой фразой?
- Как вы понимаете термин гуманность? Можно ли сказать, что гуманизм и доброта это родственные понятия?
- Обратимся к терминологическому словарю, что такое гуманность?
Гуманность – это любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому.
-Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? Правильно, классный час посвящен гуманному отношению к животным. Именно о гуманном отношении к животным я предлагаю вам поговорить сегодня.
- В жизни мы часто встречаетесь со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. На классных часах мы обсуждаем подобные ситуации, учимся выходить из них, стараться расти добрыми, отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить не причиняя никому боли.
- Одни наши поступки – теплые, которые несут в себе теплоту и радость. Другие – холодные, злые, от которых всем становиться плохо. Сделайте что-то хорошее – люди вокруг вас радуются им становится тепло и светло. Сделайте плохое – люди огорчаются, им становится холодно, не хочется с вами общаться. Поэтому мы с вами учимся жить так, чтобы всем рядом с нами было хорошо.Это касается не только людей, но и животных. Давайте поговорим об отношении человека к нашим маленьким друзьям, животным, которые живут у нас дома, или к чужим, которых часто видим на улице. Но всем этим животным бывает трудно без помощи и заботы человека.
- У кого из вас есть домашние животные? Какие?(Ученики поднимают руки и рассказывают о том, какие животные содержатся в доме)
- Хорошо ли им у вас?
- Что нужно делать, чтобы животным у вас было хорошо? (Кормить, ухаживать)
- Как вы думаете, ребята, от кого нужно защищать животных домашних или диких?(От жестокого обращения людей с животными, от стихийных бедствий, например, от пожаров и наводнений)
- Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.
- Представьте, что больше нет собак и кошек в наших домах и можно животных увидеть только на картинках. Такие мысли не приносят радости, правда?
- А каких животных можно назвать помощниками и друзьями человека? (Ответы детей). - Они спасают людей, как настоящие герои, показывая чудеса верности и преданности человеку. И, конечно, в благодарность за неоценимую помощь, эти благородные и самоотверженные животные были увековечены человеком в памятниках.
(Показ презентации «Животные, которые были увековечены человеком в памятниках»:
1 слайд: В Лондоне на Парк-лейн находится монумент животным, погибшим в боях за Англию. Надпись на монументе гласит: «У них не было выбора». Этот памятник посвящен всем тем животным, которые сражались и погибали вместе с британскими военнослужащими и их союзниками во все времена.
2 слайд: В Японии есть памятник дельфину. Его установили рыбаки, отблагодарив, таким образом, своего водоплавающего помощника по кличке Оло. Дельфин помогал находить косяки рыб и предупреждал рыбаков о мелководье.
3 слайд: Удостоился памятника и обыкновенный воробей. В Бостоне, США, памятник этой птичке поставили в благодарность за спасение садов и посевов от нашествия гусениц.Конечно, рекордсменом по установке памятников является собака.
4 слайд: В Париже – сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек;
5 слайд: В Петербурге – собаке Павлова, служащей науке;
6 слайд: Памятник собаке Балту, принесшей вакцину для смертельно больных детей и спасшей своего хозяина.
7 слайд: В Ижевске открыли памятник собаке-космонавту, лайке по имени Звездочка.
8 слайд: Но бывает и так, что памятники животным появляются в связи с жестокими поступками человека по отношении к своим преданным четвероногим друзьям. Название памятника, о котором мы с вами уже говорили: «Гуманному отношению к животным посвящается».)
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить произведения, в которых речь идет о животных. (Ученики приводят примеры)
Ученица:
Всё мяукал котёнок Во дворе под кустом. Всё хотелось котёнку, Чтоб позвал кто - то в дом. Вдруг с куста одинокий Прошуршал жёлтый лист – Показалось котёнку, | Что позвали: «Кис - кис». Замирая от счастья, Он помчался на зов, Только дверь оказалась Заперта на засов. Г. Мельникова. |
- Грустное стихотворение, правда?
- Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что ваш друг потеряет кров над головой. Я верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.
Во многих странах животные защищены законом. К сожалению, в нашей стране такого закона нет. Пользуясь безнаказанностью, некоторые взрослые жестоко относятся к животным, плохо их кормят, не лечат, а то и выгоняют на улицу. Чтобы такого не случалось, давайте составим листовку – обращение к людям с просьбой беречь животных, лечить и заботиться о них.
- Наш класс разделён на шесть групп. Перед каждой группой на столе лежит бланк листовки с фотографией бездомных котят. Поглядите, какие грустные глаза смотрят на нас. И сколько спокойствия, сдержанности в этих существах. Кажется даже, что они гордо ждут, когда же, наконец, мы будем к ним справедливы. Перед вами на столе лежит также конверт, в котором на полосках бумаги напечатаны предложения. Достаньте полоски и прочитайте предложения.
(Текст на полосках:
Любите животных.
Не играйте с ними дома.
Больное животное не лечите: оно поправиться само.
Изучайте их жизнь и повадки.
Если животное надоело, выгоните его на улицу.
Не выгоняйте животных из дома на улицу.
Не обращайте на животных никакого внимания.
Уважаемые дети и взрослые!
Заботьтесь о них.
Кормить животных не нужно: захотят есть, еду найдут сами.
Животные – наши друзья. Берегите их!)
- Положите обратно в конверт полоски с предложениями, которые не подходят для нашего обращения к людям. Прочитайте предложения, которые вы отобрали для листовки.
(Дети отобрали:
Любите животных.
Изучайте их жизнь и повадки.
Не выгоняйте животных из дома на улицу.
Уважаемые дети и взрослые!
Заботьтесь о них.
Животные – наши друзья. Берегите их!)
- Как вы думаете, с какого предложения мы должны начать наше обращение? Почему мы обращаемся не только к взрослым, но и к детям?
- Остальные полоски расположите одну под другой так, чтобы получился текст обращения.
- Прочитайте получившееся обращение.
- Сверьтесь с текстом, который составила я.
Уважаемые дети и взрослые!
Любите животных.
Изучайте их жизнь и повадки.
Заботьтесь о них.
Не выгоняйте животных из дома на улицу.
Животные – наши друзья. Берегите их!
Берегите животных!
Уважаемые дети и взрослые!
Любите животных.
Изучайте их жизнь и повадки.
Заботьтесь о них.
Не выгоняйте животных из дома на улицу.
Животные – наши друзья. Берегите их!
- Наклейте полоски с текстом на бланк листовки, лежащей на вашем столе. Работайте аккуратно и дружно.
- Где мы можем повесить наше обращение к людям? (На дверях школы, магазинов, аптек, на остановках, подъездах домов и других людных местах.)
- Будем надеяться, что наше обращение не останется незамеченным, тронет чьё-нибудь сердце и на наших улицах станет меньше бездомных животных.
- Наш классный час подходит к концу. Можно было бы ещё продолжать и продолжать рассказывать об этих удивительных животных. Не забывайте:
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
- Будьте же для своих Шариков и Мурок настоящими, заботливыми друзьями. Ведь «живущая рядом с нами кошка служит теплым, пушистым, усатым и мурлыкающим напоминанием о потерянном рае» (Леонор Финн).
Итог классного часа:
Рефлексия:
- Ребята, самое главное, оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. Не давайте в обиду и не обижайте наших меньших братьев. Остановите мальчишку, который гонится с палкой за котенком или щенком.
- Если мы не будем обижать животных и птиц, они нас тоже никогда не обидят. Только любовь к природе и нашим братьям меньшим спасёт нашу землю. У наших меньших братьев должны быть защитники – мы с вами. Так давайте же будем ответственны за тех, кого приручили. Надо вместе строить нравственное и гуманное общество, где нет места жестокости, грубости и негуманности по отношению к животным.
- Любите животных, берегите и защищайте их.
- Хорошего всем дня!!!
Литература:
1. Финни Леонор «О кошке»
2. Мельникова Галина. «Забытый котёнок».
(Дети расходились под большим впечатлением от классного часа, от своей работы. И на другой день рассказывали, что они тоже нарисовали свою листовку – обращение, написали вместе с родителями текст и повесили на дверях своего подъезда.)