Как же был устроен театр в Древней Греции? Из каких элементов он состоял?
Первоначально театрализованные выступления проходили на рыночных площадях, но позднее в греческих городах стали строить по склонам гор и холмов открытые театры. Греческий театр, как и храм, был связан с природой. Крыши и стен не было, и зритель, кроме круглой площадки с актерами, мог видеть окружающий пейзаж с голубыми горами и морем.
Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.
Театрон («место для зрелищ») — это зрительские скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» — жетонах из свинца или обожженной глины — буквой указывался определенный сектор, где разрешалось Занимать любое место. Знатные люди (жрецы Диониса, Стратеги, победители Олимпийских игр) занимали специальные каменные сидения в первом ряду.
Другая часть театра — орхестра («место для пляски»), представляла собой круглую площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь, который использовался для жертвоприношений богу Дионису, что еще раз доказывает возникновение греческого театра из религиозного обряда. Выходил хор на орхестру через боковой проход — парод. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные шепотом на орхестре, были слышны на самых отдаленных скамьях театрона (амфитеатра).
У края орхестры против мест зрителей возводилась скена («палатка») — небольшое здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена действительно играла роль палатки, где переодевались актеры, т.е. была своеобразным закулисным помещением. Но
3 –Поликлет Младший. 350-330 гг. до н. э. План театра в Эпидавре на 14 тыс. зрителей:
1 — театрон; 2 – орхестра; 3 – скена; 4 – парод; 5 — алтарь; б — проскений; 7 — эпискенион
позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона к спектаклю. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям. Позднее она стала возводиться в два этажа, а действие пьесы переносилось на крышу первого этажа —эпискенион, и перед скеной — в проскений.
Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. По Витрувию, для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. В комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер. Часто на скене использовались простейшие механизмы для актеров, изображающих летающих по воздуху богов. Однако греческий театр не был натуралистичным. То, чего нельзя было изобразить, домысливал сам зритель.
Деревянная скене. Реконструкция изображения на вазе Театр в Эфесе. Реконструкция;
а) Приспособление для смены задников; б) Зрители в театре. Изображение на вазе; в) Почетные места в первых рядах и театральные билеты — жетоны с обозначением сектора
Кто был исполнителем театральных представлений?
Первоначально спектакль представлял собой песни и танцы в исполнении хора. Позднее появился актер, который вел диалог с предводителем хора. Первым автором, который в 534 г. до н. э. ввел актера, был Феспид из Карий. Затем в пьесах стали играть второй и третий актеры, а хор только комментировал события.
Участниками представлений в Древней Греции были только мужчины. Чтобы лучше было видно происходящее на сцене, актеры играли на котурнах — специальной возвышающей рост актера обуви на толстой подошве, и в мужских и женских масках, которые были больше лица героя и имели крупные, выразительные черты. Кроме этого, у масок был сделан большой рот в виде рупора, что усиливало голос актера. Меняя маски, актеры исполняли несколько ролей. Раскрашенные маски из холста, пробки или глины изображали душевное состояние героя — радость, горе, боль, страх, жестокость и т. д. Поверх маски иногда одевался парик с пышной прической, достойной богов и героев. Выступали актеры в костюмах. Счастливые персонажи одевались в яркие костюмы, а трагические — в темные.
Трагические маски;
Трагический актер