Кагаева Л.А. Мастер живописания природы // Русская речь, № 5. -1980.-С. 10-16.




8. Бонами Т. М. Творчество И. А. Бунина в контексте русской культуры. –М., 2003.-129 с.

9. Романова Г.И. Образ рассказчика в рассказе А.И. Солженицына «Захар-Калита»//Романова Г.И. Практика анализа литературного произведения. М.: Флинта», 2005. С. 46-55.

Из истории анализа формальных аспектов произведения

В начале ХХ в. внимание литературоведов обращается к формальным аспектам литературного произведения. Помимо художественной речи, внимание «формалистов» привлекли особенности изложения событий в литературном произведении. Выявление основного смысла перестает быть главной задачей исследователя. В.В. Набоков в «Лекциях по русской литературе» писал: «Но мы должны обратить внимание не на идеи. В конце концов, необходимо иметь в виду, что идеи в литературе не так важны, как образы и магия стиля… Слово, выражение, образ – вот истинное назначение литературы».

Анализировались такие аспекты художественных произведений, как фабула и сюжет, материал (языковой) и приемы его использования и т.д. Анализ аспектов формы явился предпосылкой для осознания со временем структурности литературного произведения, т.е. признанием внутренней организации художественного целого, рациональности его строения, которое можно постичь в ходе анализа. Создав общую модель произведения, приверженцы данной методологии стремились выявить элементы структуры и анализировать закономерности связи этих элементов. Для литературоведческого структурализма характерна близость к лингвистике, интерес к «поэтическому языку». Как писал теоретик французского структурализма, цель его анализа – найти «повествовательную модель, безусловно формальную, т.е. структуру или грамматику рассказа »[8]. Понятие «литературное произведение» сменяется понятием «текст». Оно становится одним из важнейших, соответствует понятию идеологии автора в историко-материалистической концепции. Со структурализмом тесно связана семиотика, рассматривающая структуры знаковых систем. Литературное произведение также рассматривается как сложная, многозначная знаковая система. Семиотический анализ литературного произведения выявляет дополнительные, неявные смыслы текстовых знаков. В открытии этих дополнительных смыслов – цель структурно-семиотического анализа литературного произведения.

Практическое занятие 5. Анализ приемов изобразительности

Вопросы и задания

1.В статье «Литература вне “сюжета”» В.Шкловский писал: «Мои слова о домашности Розанова совершенно не надо понимать в том смысле, что он исповедывался, изливал свою душу. Нет, он брал тон „исповеди“, как прием».

· Объясните, как вы понимаете это утверждение критика. Подкрепите свое мнение примерами из «Уединенного» В.В. Розанова.

2.Из той же статьи: «У Маяковского есть целые произведения, построенные на этом приеме, как, например, „Четыре тяжелые, как удар“. Привожу отрывки:

„Если-бы я был нищ, как миллиардер“ или
„Если-бы я был маленький, как Великий Океан“».

Как называется прием (троп), который подметил критик в стихах Маяковского?

3.Б. Эйхенбаум в статье «Мелодика русского лирического стиха» (Пг.: «ОПОЯЗ»,1922), перечисляя риторические приемы в стихах Ф.И. Тютчева, особо выделяет восклицания: «Сравнительно с этим количеством восклицаний, являющихся то в начале, то в середине, то в конце, а иногда удерживающих на себе все стихотворение, роль вопрошаний кажется незначительной – они появляются редко, почти всегда служа концовкой и не имея специально мелодического значения. Мелодическая роль вопросительной интонации исчерпана была Жуковским. Зато восклицательная интонация часто слагается у Тютчева в мелодическую систему. Это особенно заметно в маленьких восьмистишиях, где перед нами — одно синтаксическое движение, одна фраза» (с. 85).

· Приведите 10 примеров восклицательной интонации в стихотворениях Тютчева.

· Приведите 10 примеров восклицательной интонации в стихах Брюсова и В. Иванова.

4.«Признаться вам, я в пятистопной строчке/ Люблю цезуру на второй стопе. /Иначе стих то в яме, то на кочке,/ И хоть лежу теперь на канапе, /Все кажется мне, будто в тряском беге /По мерзлой пашне мчусь я на телеге»
(Пушкин А.С. «Домик в Коломне»)

Найдите примеры использования пятистопного ямба в произведениях русских поэтов. На их примере поясните мысль Пушкина о «яме» и «кочке» в стихе. Как вы считаете, определяет ли смысл и настроение стиха его метр и размер?

5.Сравните стихи Пушкина:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

Евгений Онегин »)

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

Медный всадник»)

Объясните использование лексики разных стилей.

7.Прочтите стихотворение 1(«Имя твое – птица в руке…»), М.Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку». На каком звуковом приеме оно основано?

8.Прочтите первое предложение рассказа В.В. Набокова «Круг», соотнесите его с последним предложением этого рассказа. Как вы считаете, можно ли рассматривать такое соотношение как своеобразный литературный прием? Как бы вы его назвали? В чем его значение?

9. Объясните значение графики для следующего стихотворения поэта XVIII. В.Каменского (1914):

Я

Излучистая

Лучистая

Чистая

Истая

Стая

Тая

Ая

Я

В чем заключается стилистический прием, использованный в данном произведении?

Рекомендуемая литература

1.Квятковский А.П. Интонация. Методика стиха. Метрика. Размер стихотворный. Ритм. Цезура// Квятковский А.П. Поэтический словарь.- М.: Сов. энцикл., 1966. — 376 с.

2.Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов.М.: Просвещение, 2013.

3. Шкловский В. Искусство как прием// Сборники по теории поэтического языка“, Вып. II, Пг., 1917. - С. 3-14. URL: https://philolog.petrsu.ru/filolog/artpass.htm

4. Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Пг.: ОПОЯЗ, 1922.- 199 с. URL: https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/mel/mel-001-.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: