Практическое занятие 7. Система персонажей




В рассказе А.Платонова «Корова»

Персонажи произведения объединяются в единую иерархическую структуру – систему персонажей с главными и второстепенными героями, причем второстепенные помогают понять смысл главных персонажей. Задача анализа системы персонажей – выявление главной мысли, объединяющей героев в художественном мире. Л.Н. Толстой назвал эту объединяющую авторскую идею «внутренней связью» в произведении: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи»[10] (о романе «Анна Каренина»).

Вопросы и задания

1. Прочтите рассказ А.Платонова «Корова».

2. Перескажите основные сюжетные события, назовите их участников. Соотнесите заглавие рассказа с основными событиями.

3. Как вы считаете, является ли персонажем рассказа животное? Почему?

4. Назовите несколько произведений русской и зарубежной классики, рассказывающих о животных.

5. Соотнесите эпизоды, рассказывающие о мальчике, с эпизодами, рассказывающими о корове. Как вы считаете, что является для рассказчика более важным?

6. Перечитайте сочинение мальчика. Как вы считаете, какова его основная тема? Как она соотносится с темой всего рассказа?

7. Назовите других участников событий, кроме мальчика и коровы.

8. С какой темой связан рассказ о мальчике?

9. Какая тема воплощена в рассказе о корове?

10. Связаны ли изображенные события с какими-то общими жизненными противоречиями? С какими? В чем это проявляется?

11. Кто является главным героем этого рассказа?

12. Охарактеризуйте второстепенных персонажей рассказа.

13. Прочтите биографию А. Платонова. Как вы считаете, есть ли связь между событиями жизни писателя и анализируемым рассказом? Аргументируйте.

Рекомендуемая литература

1. Чернец Л.В., Исакова И.Н. Персонаж//Введение в литературоведение.– М.: Академия, 2010. –С.216-239.

2.Романова Г.И. Система персонажей в рассказе А.П.Платонова «Корова»// Практика анализа литературного произведения. – М.: Флинта-Наука, 2005. –С.56-69.

3. Малыгина Н.И. Рассказ А.П. Платонова «Корова» в контексте прозы писателя//Русская литература: Комментарии, анализ, художественные тексты. М.:МГПУ, 2013. С.172-188.

 

Сюжет

Персонажи определенным образом связаны участием в изображаемых событиях. Совокупность этих событий составляет сюжет произведения. Сюжет так же, как и систему персонажей, относят к форме произведения, это категория предметного мира. Жизнь персонажей может быть богата приключениями (как в авантюрных романах), или иметь вид обыденного, привычного течения жизни («Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына). Но даже в этих случаях (когда преобладает не повествование о событиях, а изображаются душевные переживания и раздумья героев) сюжет организует эпическое произведение. При этом часто развивается не одна, а несколько сюжетных линий, что обусловлено родовыми и жанровыми свойствами произведений.

Структура сюжета несет художественный смысл, проявляющийся в его формальных и содержательных функциях. Формальные функции сюжета таковы: он организует повествование, показывает и мотивирует развитие характеров, воплощает конфликт. В произведении изображаются конфликтные положения, основанные на одном «событийном узле», где действия имеют причинно-следственный характер (концентрический сюжет), или данные в виде цепи эпизодов, между которыми нет прямых причинно-следственных связей (хронологический сюжет). В концентрическом сюжете, как известно, выделяют завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Сюжет выполняет и важную содержательную функцию – он воплощает авторские намерения. Поскольку события художественного произведения вымышлены, даже если сюжеты оригинальны и взяты из близкой писателю реальности (а не почерпнуты из таких источников, как мифология, история, фольклор), то в них отражается авторская мысль и миропонимание. В том, какие события выбраны и изображаются, сказывается оптимистический или пессимистический настрой писателя: в целом действия персонажей могут быть позитивны и успешны, или наоборот, позитивны и неудачны (комбинации многочисленны), грубо говоря, зло может быть наказано, а может и торжествовать. Философский смысл несут и сюжетные перипетии: счастливое и несчастливое стечение обстоятельств, совпадения и несовпадения, другие превратности судьбы. Об авторской позиции говорит и выбор конфликта (изначальное и устойчивое конфликтное состояние мира или временное нарушение равновесия).

Две грани формы произведения – его сюжет и текст – не всегда совпадают. Так, у текста всегда есть начало, в сюжете определить первое событие бывает сложно. Так же обстоит дело и с концом – конец текста не обязательно заключает в себе развязку сюжета (сюжет не всегда имеет развязку, конец).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: