Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.




«Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров»

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

6. Как вы охарактеризуете значение персонажей – соседей Гурмыжской (комедия Островского «Лес»)? В чем заключается их функция?

7. По каким признакам группируются персонажи пьесы «Лес»?

8. Связаны ли имена персонажей с их позицией в системе персонажей? Аргументируйте ответ.

9. Как связаны персонажи-актеры в комедии «Лес» с основной темой этой пьесы?

10. Как отражено социальное противостояние в комедии «Лес» в системе персонажей?

11. Назовите персонажей пьесы «Лес», которые являются парными. Докажите это.

12. Сопоставьте характеры Счастливцева и Несчастливцева («Лес»).

Как в этих характерах воплощена тема пьесы?

13. Влияют ли на расстановку персонажей в комедии «Лес» семейные узы? Аргументируйте.

14. Сопоставьте количество персонажей, указанных в списке действующих лиц комедии «Вишневый сад», и внесценических персонажей в этой пьесе.

15. Как вы считаете, внесценческие персонажи в «Вишневом саде» связаны с «подтекстом» («канвой») пьесы или с сюжетной линией?

Рекомендуемая литература

1.Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. –Л.:, Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 367 с.

2.Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения.- М., 1992.

3.Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1961.

4.Корст Н.О. Анализ драматического произведения// Преподавание литературы в старших классах. - М., 1975.

5.Чернец Л.В., Исакова И.Н. Персонаж//Введение в литературоведение. М.: Академия, 2010. С. 216-240.

Практическое занятие 7. Композиция драматического произведения

Текст драматического произведения делится на действия (от одного до шести). Действие состоит из одной или нескольких сцен (картин). Смена картины (или сцены) происходит в связи с изменением места, времени, количества участников. В зависимости от идейно-эстетических установок автора сцены могут быть укрупнены и создавать иллюзию жизнеподобия, характерную для театрально-драматического искусства последних столетий, или, наоборот, дробными и подчеркивающими условность происходящего. Основные этапы в развитии драматического действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В драме ХХ в. появляется монтажная композиция – «дробление действия на небольшие фрагменты связано с акцентированием эстрадно-публицистических начал театрально-драматических произведений – с установкой авторов на прямой, непосредственный контакт актеров со зрителями»[30].

Вопросы и задания

1. 1.Приведите примеры деления драматического произведения на традиционные действия, сцены, акты, явления, картины.

2. Какое оригинальное авторское деление использует М.Булгаков в пьесе «Бег»? Какие еще примеры нетрадиционного разделения текста драматического произведения вам известны?

3. Какие требования к композиции трагедии предъявлялись теоретиками классицизма?

4. Приведите примеры пьесы, действие которых строится на принципе соблюдения единства действия.

5. Гончаров, как известно, выделил в комедии Грибоедова две сюжетные линии, составляющие основу сценического действия, и два конфликта.

6. Проследите развитие любовной линии сюжета комедии «Горе от ума», обозначив экспозицию, завязку действия, кульминацию, развязку.

7. В.К. Кюхельбекер писал: «В «Горе от ума» вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте – новость, смелость…». Объясните позицию критика, подтвердив примерами из текста пьесы. Подберите современный терминологический синоним выражению «вся завязка».

8. Охарактеризуйте соотношение сюжетных линий и композиции в пьесе.

9. В чем особенность финала комедии Грибоедова «Горе от ума»?

10. В чем особенность ее композиционной структуры?

Рекомендуемая литература

1.Магдиева С.С.Изучение драматических произведений на уроках литературы /Учебное пособие. –Ташкент: ТГПИ имени Низами, 2004.

2.Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. – М., 2000.

3.Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов. –М., 1996.

4.Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л., 1969.

5. Якушина Л.С. Изучение драматических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе // Отв.ред.О. Ю.Богданова. –М., 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: