Практическое занятие 6. И. Анализ стихотворения И.Северянина «Поэза о старых размерах»




«Что ни слово, то сюрприз», - писал в «Прологе эгофутуризма» (1911) о своем творчестве основатель и ярчайший представитель этого течения Игорь Северянин. Размышления поэта о «старых размерах» тем важней, что сам он виртуозно владел техникой стихосложения, использовал разнообразные ритмы, неожиданные рифмы, оригинальные созвучия, экспериментировал с лексической и звуковой стороной стиха.

Вопросы и задания

1.Прочтите стихотворение, выучите его наизусть.

2. Определите метр и размер стиха. Охарактеризуйте их исторически сложившуюся семантику.

3. Определите характер рифм. Составьте схему рифмовки в стихотворении.

4. Охарактеризуйте строфику.

5. Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворения.

6. Как нужно понимать, по вашему мнению, жанр этого произведения, вынесенный в заголовок? Выясните значение и этимологию слова.

7. Выявите содержательное значение контекстуальных синонимов в стихотворении.

8. Какие тропы использованы поэтом: «размеры старые, Захватанные многими, Банальные, дешевые, Готовые клише! ». Аргументируйте ответ.

9. Проанализируйте субъектную организацию речи. Определите, какая субъектная форма (собственно автор, автор-повествователь, лирический герой, ролевой герой) использована автором в данном случае?

10. К какому типу литературной тематики можно отнести данное произведение?

11. Обнаруживаются ли в данном произведении интертекстуальные связи? Объясните все обнаруженные вами случаи.

12. Дайте целостную интерпретацию поэзы Северянина.

Рекомендуемая литература
1.Шаповалов М.А. Король поэтов. Путь Игоря Северянина// Литература в школе. – М., 1992. - № 5-6.

2.Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка// Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993. – С. 23-108.

3.Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. СПб.: Академия, 2005. С. 341-346.

4. Чуковский К. Эго-футуристы // Чуковский К. Футуристы. - Пг.: Полярная звезда, 1922. – 84 с.

Практическое занятие 7. Анализ стихотворения И.Бродского

«Земной свой путь пройдя до середины…»

В лирике И.Бродского обращает на себя внимание цитатность, обилие аллюзий и реминисценций из поэзии, истории, культуры предшествующих времен, смешение настроений, трагизма и иронии, высокого и обыденного, философских размышлений со стереотипными представлениями –т.е. те особенности, которыми характеризуется поэзия постмодернизма в целом. О своих пристрастиях Бродский говорил: «я могу с большей или меньшей достоверностью утверждать, что в первые 10-15 лет своей…карьеры я пользовался размерами более точными метрами, т.е. пятистопным ямбом, что свидетельствовало о некоторых моих иллюзиях, о способности или желании подчинить свою речь определенному контролю. На сегодняшний день в том, что я сочиняю, гораздо больший процент дольника, интонационного стиха, когда речь, как мне кажется, приобретает некоторую нейтральность. Я склоняюсь к нейтральности тона»[39]

Вопросы и задания

1.Прочтите и выучите наизусть стихотворение Бродского.

2. Определите метр и размер стиха. Охарактеризуйте его исторически сложившуюся семантику.

3. Составьте схему рифмовки в стихотворении. Определите характер рифм.

4. Охарактеризуйте жанр стихотворения. Назовите характерные формальные черты и содержательные особенности жанра, подкрепив ответ примерами из текста.

5.В чем необычность строфики этого произведения?

6. Традиционен или оригинален синтаксис в стихотворении?

7. Охарактеризуйте лексический пласт стихотворения.

8. Стихотворение содержит целый ряд реминисценций и аллюзий на произведения мирового искусства. Перечислите их. Объясните их смысл и значение для формирования художественного целого этого стихотворения.

9. Прочтите исторические материалы о Марии Стюарт. Как биографическая личность соотносится с образом, данным Броским?

10. К каким историческим фактам, какому историко-культурному контексту отсылает читателей текст стихотворения?

11. Определите форму субъектной организации речи. Позиции каких персонажей изображены здесь?

12. Объясните значение использования приемов повтора и перечисления.

13. Проанализируйте пространственно-временную организацию произведения. Укажите случаи двусмысленности временных и пространственных указаний.

14. Прочтите цикл Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (1974). Дайте свое истолкование а)смысла этого цикла; б)содержания сонета «Земной свой путь…».

Рекомендуемая литература

1.Баевский В. Бродский // Баевский В. История русской поэзии. –Смоленск:Русич, 1994.

2. Солженицын А. Иосиф Бродский - избранные стихи. Из "Литературной коллекции" // Новый мир. 1999. № 12. С. 180.193.

3. Зубова Л. Стихотворение Бродского "Одиссей Телемаку" // Старое лит. обозрение. 2001. № 2(278). С. 66.
4. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor: Ardis, 1984. C. 153.

5.Ранчин А. Еще раз о Бродском и Ходасевиче // Новое лит. обозрение. 1998. № 32.

6. Как работает стихотворение Бродского: Из исслед. славистов на Западе / Ред.-сост. Л.В. Лосев, В.П. Полухина. М.: Нов. лит. обозрение, 2002.

7.Совалин В. Послесловие// Русский сонетXVIII – начало ХХ в.- М: Московский рабочий, 1983. С. 492 -498.

8.Семенов В.Б. Сонет// Школьный словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2013. С.394-403.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: