Образ матери занимает отдельное место в русской литературе.
Аспекты раскрытия в прозе:
1. Чрезмерная материнская любовь
Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям.
Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви: Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин); Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).
Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.
Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой - они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями - любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения. И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.
2. Мать – воплощение самых лучших материнских черт: любови к детям, верности, сочувствия.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз.
В «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.
В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.
В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери - выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.
Образ матери в поэзии.
Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет: О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.
Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова: «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»; «Орина, мать солдатская»; «Последние песни»; «Рыцарь на час»; «Внимая ужасам войны»; «В полном разгаре страда деревенская...»
Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар. В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви. «Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина - это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей. Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина: «Письмо матери»; «Русь»; «Я покинул родимый дом»; «Исповедь хулигана».
И. Бунин – стихотворение «Матери». Произведение представляет собой теплые воспоминания о детстве. Мать для поэта – ангел-хранитель.
Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.
А.Т. Твардовский – поэтический цикл «Памяти матери». Образ матери живет в воспоминаниях поэта, который дополнен мотивом покаяния и осознания личной вины перед самым дорогим человеком.
Сначала ставится в упрек невнимательность, которая свойственна молодым, покинувшим свой отчий дом:
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока –
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога…
Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
Далее приходит осознание зыбкости и хрупкости привычного семейного уклада, который не устоит под натиском жестоких исторических испытаний (речь идет о раскулачивании и высылке семьи Твардовского)
В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.
Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.
Боль от невысказанного упрека, от беспомощности и безысходности останется с Твардовским на всю жизнь.
Цикл «Памяти матери» был составлен после смерти Марии Митрофановны, оттого они овеяны неподдельной грустью, тоской о счастливом времени, чувством неотвратимости потери.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалёку
И последний перевоз.
И снова воспоминания о матери преисполнены напевами полузабытых песен. Так же, как и в ранних произведениях, отмечаются точные автобиографические реалии. Например, впечатление от похорон, когда Твардовский сравнивает погребальный обряд с посадкой деревьев.
Этот своеобразный реквием облекает в слова всю невыносимую боль, которая следует за потерей самого близкого человека. Можно только гадать в каком состоянии находился автор этих строк, но очевидно одно – любовь к матери помогла пережить и переосмыслить многое, а ее потеря стала настоящей трагедией.
Лирику Твардовского отличает особенно душевное и пронзительное отношение к образу матери. Все произведения, посвященные ей, наполнены безграничной признательностью за тот мир, который она ему подарила, но при этом в них чувствуется грусть и тоска по безмятежному, хотя и трудному детству, безвозвратно ушедшему. Для Александра Трифоновича мать была особенно дорогим и близким по духу человеком, которая на протяжении всей его жизни оставалась связующим звеном с его прошлым, его малой родиной.