Упражнения на выбор адекватной громкости




Упражнения на произношение гласных звуков

Упражнение колыбельная.

Вспомните, как, укачивая ребенка. Напевают мягко и свободно знакомую фразу колыбельной мелодии. Вот и напевайте эту мелодию на всех гласных, добиваясь мягкой атаки звука.

Запомните это состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение того, что «качаешь» гласные диафрагмой.

 

Упражнение «Хочу молока».

Представьте себе, что вы «больны». На стоне обращаетесь к маме:

«Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!»

Рот раскрывается хорошо, но не слишком. Все естественно. Челюсть опускается вниз и только вниз (не в сторону, что иногда случается) на ударной гласной «а». Весь текст звучит слитно («стон» – это протяжный звук).

Поищите легкое звучание голоса в разных высотах на этом тексте:

Ахбольнойяайайаймолокамнемамадай.

 

Упражнение «диктовка»

Четко, неторопливо диктуйте слова такого четверостишья:

На атом, на атом. На атом

В атаку идет атакующий класс.

Он атом, он атом, он атом

Заставил работать на нас.

Первый раз диктуйте по словам (чтобы вас «успели записать»). Точно несите интонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз диктуйте по фразам. Фразу произносите слитно, без пауз. Следите за свободой нижней челюсти при произнесении гласного «а».

 

Упражнение «эхо»

Произнесите трижды: «Ау-у». первый раз – «зовете». Второе – «Ау-у» звучит, как отдаленное эхо. Третий – откликаетесь на «эхо» более энергично. Проследите, что делается с мышцами щек и губ. Как звучит голос?

 

Упражнение «гудок»

Слитно, как гудок, тяните гласный «у»: уууууу…. А теперь гудите, слив в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: уууОУУУаУУуЭуууИуууЫууу… Старайтесь при этом держать губы в положении гласного «у». Это поможет добиться единого качества звучания всех других гласных.

Проследите за качеством звучания гласных (чтобы не было «пестроты» звучания) и при активном произнесении отдельных слогов6 Уо! Уа! Уэ! Уи! Уы! Звуки «о», «а», «э», «и», «ы» как бы держатся на «губах».

Если гласная «а» звучит далеко, приблизить звучание помогает также гласный «о».

Ведь при произнесении этого звука губы принимают овальную форму и как бы задерживают звук в губах.

Для тренировки мягкой атаки звука произнесении гласных «о» и «а» прочтите такую скороговорку:

 

Не по тропе, а около

Катилось О и охало

О-хало, О-хало,

Не по тропе,

А около!

Задание 1. Произнесите вслух следующие слова:

Бурундук, вымыты, уют, следующий, дирижер, если бы, лилии.

Прислушайтесь к звучанию ударных и безударных гласных.

 

Упражнения на произношение согласных звуков

Упражнение «взрываю»

Произнесите без голоса глухие согласные активно взрывая их: п! пь! п! пь! п! пь!.. т! ть! т! ть! т! ть!… к! кь! к! кь! к! кь! к! кь!…

Произнесите с голосом ряд слогов: ну! по! па! пэ! пи! пы! ту! та! тэ! ти! ты! ку! ко! ка! кэ! ки! кы!

Включайте в работу звонкие согласные: бу! бо! ба! бэ! би! бы! ду! до! да! дэ! ди! ды! гу! го! га! гэ! ги! гы! бу-бу-бу-бу-бз? пп! бо-бо-бо-бо-ббпп! ба-ба-ба-ба –бапп! бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп! би-би-би-би-бйпп! бы-бы-бы-бы-бышп!

Следите за активным произнесением конечных глухих согласных. Все слоги «бегут» к конечному слогу «бйпп». Хорошим взрывом на «п» заканчивается ряд слогосочетаний.

Произнеся без голоса ряд специальных текстов, взрывайте активно глухие согласные:

Пришел Прокоп-кипел укроп,

ушел Прокоп-кипел укроп,

как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

На улице снег белеет, алеет и голубеет…

А снег все летит, сверкает, а снег все летит и тает.

Кукушка кукует. Кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку! ку-ку!.

Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов.

Тренируйте всевозможные сочетания взрывных согласных, которые развивают весь артикуляционный аппарат: «п-б» – губы, «т-д» – кончик языка, «к-г» – спинку языка.

Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы! кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты! гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбды! тпка! тпко! тпку! тпкз! тпки! тпкы! дбга! дбго! дбгэ! дбги! дбгы!

Например: «к бдительности» (гбди), «к птице» (кпти), «об ткацкой станок» (птка), «абстракция» (пстра), «обструкция» (пстру), «обстрелять» (пстре)…

Постоянной тренировке требуют такие согласные, как «ч», «ц», «в», «ф».

Задание 1. Звонкие согласные в конце слов заменить на парные им глухие.

/б/ - /п/ дуб ду/п/ /в/ - /ф/ клюв клю/ф/

краб кра/п/ напев напе/ф/

/г/ - /к/ бег бе/к/ /д/ -/т/ выход выхо/т/

берег бере/к/ лед ле/т/

/ж/ -/ш/ багаж бага/ш/ /з/ - /с/ алмаз алма/с/

нож но/ш/ мороз моро/с/

2. Звонкий согласный перед глухим звучит, как парный ему глухой:

скобки ско/пк/и робко ро/пк/о

травка тра/фк/а завтра за/фт/ра

лодка ло/тк/а грядка гря/тк/а

книжки кни/шк/и ложки ло/шк/и

узко у/ск/онизкий ни/ск/ий

продрогший продро/кш/ий

 

3. Глухой согласный перед звонким звучит, как парный ему звонкий:

вокзал во/гз/ал отгадать от/дг/адать

просьба про/зьб/а сгорел /зг/орел

4. Смягчение согласных. Звонкий В оглушается и звучит мягко в конце следующих слов:

любовь любо/ф*/ приготовь пригото/ф*/

морковь морко/ф*/ оставь оста/ф*/

вновь вно/ф*/

5. Буква Г произносится всегда как звонкий взрывной /г/:

/г/усь, /г/воздика, /г/олова, по/г/ода, сапо/г/и.

В конце слова звук /г/ оглушается в парный глухой звук.

сло/к/, поро/к/, пиро/к/, творо/к/.

Исключение составляет слово бог, оно звучит со звуком /х/.

Бо/х/

/х/ произносится также в следующих словах:

мягкий мя/х/кий мягче мя/х/че

легкий ле/х/кий легче ле/х/че

И в междометиях: Ага, ого, эге, гоп.

Упражнение «имитатор»

Для тренировки перечисленных согласных займитесь имитированием различных звуков. Например, имитируйте:

Стук колес поезда: туктУктуктуктуктУктуктуктУктУк

Пулеметную очередь: такттакттакттакттакттакттакт так…

Цокот подков6 цОкцокцокцОкцокцОк…

Быстрое звяканье ножниц: чикчикчикчикчикчик….

Быстро падающие капли дождя: капкапкапкапкапкапкап…

Веселое чириканье воробья: чик-чирик! чик-чирик! чик-чирик!

Звук детского пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!

Кваканье лягушки: ква-ква! ква-ква! ква-ква! ква-ква! (только не искажайте при этом тембр -окраску своего голоса)

Звук детской дудочки: ду-ду! ду-ду! ду-ду! ду-ду!

Проверьте звучание тренируемых согласных в отдельных словах и фразах:

Эй, Ветрило-ветродуй, Ветродуй, ты в лицо то мне не дуй!

Кап-кап-кап-кап-каплет дождик. Каковы стихи поета?

Сам народ сказал про это: «Цикал-цикал мотоцикл и нацикал целый цикл».

Непременно замечайте сочетания этих звуков в ваших выступлениях и отрабатывайте их. Работайте над чистотой произнесения и других согласных.

 

 

Упражнения на выбор адекватной громкости

Выразительно прочитайте стихотворения. Выбирая нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи – громко или тихо?

 

Ночь. Уснули улицы. Ветры, бури ураганы,

Тише, туча, тише, Дуйте, что есть мочи!

Гулкие дождинки Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи! Разыграйтесь к ночи!

Не роняй на крыши. В облаках трубите громко,

Сны приходят к детям. Вейтесь над землёю.

Фонари зажглись. Пусть бежит в поля поземка

Тише, тише, ветер. Белою змеею!

В окна не стучись. С. Маршак

Л. Яхнин

 

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа подряд.

Но назад идет отряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

А. Барто

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: