Познавательное развитие дошкольников в педагогическом процессе ДОУ




 

Познавательное развитие детей - сложный, многогранный процесс. Он вклю­чает в себя овладение системой знаний, умений, развитие познавательных способно­стей, творческих проявлений, качеств личности (наблюдательность, самостоятельность активность и др.), ценностного отношения к окружающему миру.

Познавательная сфера ребенка-дошкольника включает в себя три компонента (Т.И. Гризик):

1. психические (познавательные) процессы - восприятие, память, воображение, мышление. Особое место здесь занимает речь - устная и письменная;

2. информация, которая, в свою очередь, включает в себя:

а) собственно информацию (факты, сведения, события окружающего мира);

б) источники информации (книги, кино, компьютер и т. д.);

3. отношение к информации или эмоционально-чувственный опыт. Этот опыт складывается из отдельных эмоциональных реакций на предметы, события окружающе­го мира. У детей дошкольного возраста отношение к информации первично, а сама информация - на втором плане. Благодаря этому компоненту процесс познания у детей протекает интенсивно, на ценностном уровне.

Педагогическими условиями, обеспечивающими решение задач развития всех трех компонентов, Т.И. Гризик называет:

ü постепенное наполнение предметно-развивающей среды;

ü широкое использование игровых упражнений для развития психических процес­сов (типа «Найди по описанию», «Составь по описанию» и т.д.),

ü дидактических игр (игры- головоломки, словесные игры, детские кроссворды, лабиринты т. д.), экскурсий, рассказов воспитателя;

ü использование познавательных сказок, реалистических рассказов из опыта вос­питателя, введение сказочных персонажей (гномы, лесовички и т.п.), «очеловеченные» реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование - все это придает познавательной деятельности обучающим характер, позволяет форми­ровать различные виды мотивации (игровую, личностную, общественную, познаватель­ную и т.д.), «проживать» детям содержание тех или иных занятий. В целом, педагогиче­ские условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмо­циональное, преобразовательное отношение к миру.

Немало важно, в познавательном развитии дошкольников, и значения поисковойдеятельности, (цель ее проясняется в ходе специального поиска, а действия носят про­бующий характер).

В предметно-развивающей среде создаются условия для активного, заинтересо­ванного отношения к предметам живой и неживой природы, к явлениям социальной жизни. Организованный воспитателем художественно-продуктивный труд (изготовление индивидуальных игрушек длительного пользования, поделки из бумаги, бросового мате­риала, изготовление открыток, пригласительных билетов и т.п.) способствует закрепле­нию различных способов их выполнения, формирует элементы мотивации сотрудниче­ства со взрослыми, эмоционально-чувственный опыт восприятия мира.

В познавательном развитии дошкольников важное место имеет тип нервной дея­тельности (И.П. Павлов): мыслительный (слабо развита первая сигнальная система - чувственное восприятие мира.Отражение действительности происходит через слова); художественный (сильно развита первая сигнальная система, ощущения яркие, образы богатые, разнообразные и т. д.); гармоничный - сила двух сигнальных систем уравно­вешена.

Основные направления педагогической работы по познавательному развитию дошкольников:

ü формирование обобщенных знаний, овладение основными отношениями дей­ствительности: «часть - целое», «предмет-предмет», «предмет - система предметов»;

ü овладение умениями: анализировать объект с разных точек зрения, включать его в разные системы предметов; сравнивать предмет, группировать, рассуждать, стро­ить выводы, элементарные умозаключения, предвосхищать результаты своих действий, видеть связи между структурными компонентами деятельности (Н, Н, Подцъяков);

ü создание условий для проявления способности к прогнозированию изменений в предметах, объектах; способности к преобразованию предметов в процессе поисковой деятельности, экспериментирования (Н.Н, Подцъяков); способности к наглядному моделированию замещению реальных предметов другими - «заместителями») (Л.А. Венгер); способности к использованию известного в новых ситуациях, нахождению новых прие­мов решения задач т, д.;

ü поддержка и стимулирование познавательной активности, самостоятельности в решении познавательных задач в разных видах детской деятельности.

Важное место в познавательном развитии детей отводиться обучению. Выделя­ется специальный цикл образовательной деятельности по познавательному развитию, включающийся в себя ознакомление дошкольников с природой, социальными явления­ми, рукотворным миром, в ходе которой наиболее успешно формируются мыслитель­ные операции (анализ, синтез, классификация, умозаключение т.д.) (О.Н. Анищенко), качества личности (наблюдательность, инициативность, т. д.).

Умственное развитие обеспечивается только систематическим и целенаправлен­ным обучением, носящим развивающий характер. Обучение - процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных их способностей, выработку положительного отно­шения к процессу мотания. Развивающее обучение ориентируется на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Ребенок рассматривается как объект обуче­ния, имеющий определенный уровень личного (эмпирического) опыта, желания, интере­са, потребности.

В результате большого внимания к проблеме развивающего обучения за Послед­нее время появилось много теорий: поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); развитие теоретического {Д.б. Эльконин, В.В.Давыдов), диалектического, гибкого, нестандартного мышления (С. Альтшулер, Б.Крылов); обуче­ние на повышенном уровне трудности (Л.В. Занков);формирование познавательных ин­тересов (Н.В. Морозова, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, ТА.Куликова); проблемно­поискового обучения (М.И, Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер); развитие познава­тельных способностей (Л.А. Венгер); развитие детского творчества и экспериментиро­вания (Н.Н. Поддьяков) и др.

Задачи и содержание обучения детей отражены в ПРОЕКТАХ Примерных основ­ных образовательных программа ДО и парциальных программах (см, на сайте Мини­стерства образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное ав­тономное учреждение «Федеральный институт развития образования»).

В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (познава­тельная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и. способами познания и описания окружающей действительности. Базисными средствами познания ш описания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответст­вии с этим, способы познания включают - наблюдение, обследование объектов, сравне­ние, сопоставление, классификацию и вариацию, силлогизмы (умозаключения), рас­сматривание и моделирование.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста подразумевает разви­тие интеллектуальных эмоции, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (эмоции удивления, интереса, радости открытия, успеха, раздумий, сомнения, уверенности, догадки). Развитие детской компетентности посредством знакомства детей с разными сферами действительности должно лежать в сфере субъектного опыта ребенка, быть интересным для дошкольника. Содержание познания включает четыре сферы («Природа»,«Рукотворный мир», «Другие», «Я сам»),

В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина и др.).

Суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познава­тельного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как при­своение социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющих­ся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообраз­ных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественно-научные, эстети­ческие, социальные, логико-математические).

В учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» (П.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; пеод ред. Л.Г. Нисканен - М.: Акаде­мия, 2002.) рассматриваются методики умственного воспитания дошкольников в процес­се овладения элементарными математическими представлениями, познания природы и социального мира, развития речи. Методические подходы организации познавательно- речевой деятельности, развитие интеллекта детей тесно связывают с формированием познавательного интереса, мотивации и потребности в познавательно - нтеллектуаль- ной деятельности.

Технология организации познавательно-речевой деятельности направлена на за­действование познавательно-практического и эмоционально-ценностного направлений. В основе технологии лежит триадность: познание — преобразование - общение. Задача педагогов - развивать у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоя­тельность, инициативность и творчество. Механизм личностно-ориентированного взаи­модействия предполагает центрированность обучения на ребенке, стимулирование и повышение субъектности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и дозированность индивидуального и группового обучения, организацию педагогической поддержки, диалогизацию обучения.

Авторский подход в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова, (см. Короткова НАОрганизация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста //Ребенок в детском саду.- 2002. №1). Автор выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции (памяти, внимания, логического мышления). По мнению исследователя, фор­мирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельно­сти взрослого с детьми. Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю. «Типами исследования» служащими посредниками между «педаго­гическими интересами» и интересами детей выступают: опыты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), путешествия по карте, путешествия по «реке времени». Специально созданная предметно-развивающая среда позволяет соединить содержание занятий с самостоятельной свободной детской деятельностью

(см. Короткова НА Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 11).

Важность поисковой, исследовательской деятельности отмечается в исследова­нии Е. Евдокимовой (см. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. //Дошкольное воспитание - 2003. - №3). Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет, по мнению автора, эффективно решать задачи раз­вития творческих способностей. Поисковая деятельность - это активное поведение (раз­витие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как удержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проективная деятельность дошкольника развивается поэтапно (подражательно-исполнительский - развивающий - творческий уровни) при непосредственном участии и поддержке взрослого. Задача педа­гога — сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющий ощущать себя членом сообщества.

Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и спосо­бов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазви­тия детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

Позиция педагога ДОУ направлена как на стимулирование познавательной актив­ности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

В работах Н.Н. Поддьякова. С.Л Новоселовой собственная активность детей рас­сматривается как условие проявления детского экспериментирования.

В работе Н.Н. Поддьякова «Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста» (М.,1994) раскрываются основные положения теории иных и неясных знаний детей. Взаимосвязь знаний рассматривается под углом зрения двух противоре­чивых тенденций.

Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний о мире у ребенка. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы до­школьника.

Вторая тенденция: в процессе умственной деятельности возникает и растет объ­ем не совсем ясных знаний, в виде догадок, предположений, опросов, Эти развиваю­щиеся знания - катализатор умственной активности детей. В ходе взаимодействия не­определенность знаний уменьшается, они уточняются, проясняются, переходят в опре­деленные знания. Задача педагога создавая условия для формирования базы ясных знаний, содействовать п. прерывному росту неясных знаний. Динамичность зна­ний, нарастание

Объёма детской компетентности обеспечивают детское экспериментирование имоделированием

М оделирование - наглядно-практический метод обучения, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддъяковым, В.И Логиновой. Суть метода состоит в том, что мышление ребенка развивается помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объекта или явления. В результате знания носят обобщенный характер, дети легко ус­танавливают причинно-следственный характер явлений, логику построения, закономер­ности как в природном, так и в социальном мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: