Познавательное развитие детей - сложный, многогранный процесс. Он включает в себя овладение системой знаний, умений, развитие познавательных способностей, творческих проявлений, качеств личности (наблюдательность, самостоятельность активность и др.), ценностного отношения к окружающему миру.
Познавательная сфера ребенка-дошкольника включает в себя три компонента (Т.И. Гризик):
1. психические (познавательные) процессы - восприятие, память, воображение, мышление. Особое место здесь занимает речь - устная и письменная;
2. информация, которая, в свою очередь, включает в себя:
а) собственно информацию (факты, сведения, события окружающего мира);
б) источники информации (книги, кино, компьютер и т. д.);
3. отношение к информации или эмоционально-чувственный опыт. Этот опыт складывается из отдельных эмоциональных реакций на предметы, события окружающего мира. У детей дошкольного возраста отношение к информации первично, а сама информация - на втором плане. Благодаря этому компоненту процесс познания у детей протекает интенсивно, на ценностном уровне.
Педагогическими условиями, обеспечивающими решение задач развития всех трех компонентов, Т.И. Гризик называет:
ü постепенное наполнение предметно-развивающей среды;
ü широкое использование игровых упражнений для развития психических процессов (типа «Найди по описанию», «Составь по описанию» и т.д.),
ü дидактических игр (игры- головоломки, словесные игры, детские кроссворды, лабиринты т. д.), экскурсий, рассказов воспитателя;
ü использование познавательных сказок, реалистических рассказов из опыта воспитателя, введение сказочных персонажей (гномы, лесовички и т.п.), «очеловеченные» реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование - все это придает познавательной деятельности обучающим характер, позволяет формировать различные виды мотивации (игровую, личностную, общественную, познавательную и т.д.), «проживать» детям содержание тех или иных занятий. В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру.
Немало важно, в познавательном развитии дошкольников, и значения поисковойдеятельности, (цель ее проясняется в ходе специального поиска, а действия носят пробующий характер).
В предметно-развивающей среде создаются условия для активного, заинтересованного отношения к предметам живой и неживой природы, к явлениям социальной жизни. Организованный воспитателем художественно-продуктивный труд (изготовление индивидуальных игрушек длительного пользования, поделки из бумаги, бросового материала, изготовление открыток, пригласительных билетов и т.п.) способствует закреплению различных способов их выполнения, формирует элементы мотивации сотрудничества со взрослыми, эмоционально-чувственный опыт восприятия мира.
В познавательном развитии дошкольников важное место имеет тип нервной деятельности (И.П. Павлов): мыслительный (слабо развита первая сигнальная система - чувственное восприятие мира.Отражение действительности происходит через слова); художественный (сильно развита первая сигнальная система, ощущения яркие, образы богатые, разнообразные и т. д.); гармоничный - сила двух сигнальных систем уравновешена.
Основные направления педагогической работы по познавательному развитию дошкольников:
ü формирование обобщенных знаний, овладение основными отношениями действительности: «часть - целое», «предмет-предмет», «предмет - система предметов»;
ü овладение умениями: анализировать объект с разных точек зрения, включать его в разные системы предметов; сравнивать предмет, группировать, рассуждать, строить выводы, элементарные умозаключения, предвосхищать результаты своих действий, видеть связи между структурными компонентами деятельности (Н, Н, Подцъяков);
ü создание условий для проявления способности к прогнозированию изменений в предметах, объектах; способности к преобразованию предметов в процессе поисковой деятельности, экспериментирования (Н.Н, Подцъяков); способности к наглядному моделированию замещению реальных предметов другими - «заместителями») (Л.А. Венгер); способности к использованию известного в новых ситуациях, нахождению новых приемов решения задач т, д.;
ü поддержка и стимулирование познавательной активности, самостоятельности в решении познавательных задач в разных видах детской деятельности.
Важное место в познавательном развитии детей отводиться обучению. Выделяется специальный цикл образовательной деятельности по познавательному развитию, включающийся в себя ознакомление дошкольников с природой, социальными явлениями, рукотворным миром, в ходе которой наиболее успешно формируются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, умозаключение т.д.) (О.Н. Анищенко), качества личности (наблюдательность, инициативность, т. д.).
Умственное развитие обеспечивается только систематическим и целенаправленным обучением, носящим развивающий характер. Обучение - процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных их способностей, выработку положительного отношения к процессу мотания. Развивающее обучение ориентируется на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Ребенок рассматривается как объект обучения, имеющий определенный уровень личного (эмпирического) опыта, желания, интереса, потребности.
В результате большого внимания к проблеме развивающего обучения за Последнее время появилось много теорий: поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); развитие теоретического {Д.б. Эльконин, В.В.Давыдов), диалектического, гибкого, нестандартного мышления (С. Альтшулер, Б.Крылов); обучение на повышенном уровне трудности (Л.В. Занков);формирование познавательных интересов (Н.В. Морозова, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, ТА.Куликова); проблемнопоискового обучения (М.И, Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер); развитие познавательных способностей (Л.А. Венгер); развитие детского творчества и экспериментирования (Н.Н. Поддьяков) и др.
Задачи и содержание обучения детей отражены в ПРОЕКТАХ Примерных основных образовательных программа ДО и парциальных программах (см, на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»).
В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (познавательная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и. способами познания и описания окружающей действительности. Базисными средствами познания ш описания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают - наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, силлогизмы (умозаключения), рассматривание и моделирование.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста подразумевает развитие интеллектуальных эмоции, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (эмоции удивления, интереса, радости открытия, успеха, раздумий, сомнения, уверенности, догадки). Развитие детской компетентности посредством знакомства детей с разными сферами действительности должно лежать в сфере субъектного опыта ребенка, быть интересным для дошкольника. Содержание познания включает четыре сферы («Природа»,«Рукотворный мир», «Другие», «Я сам»),
В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина и др.).
Суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как присвоение социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообразных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественно-научные, эстетические, социальные, логико-математические).
В учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» (П.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; пеод ред. Л.Г. Нисканен - М.: Академия, 2002.) рассматриваются методики умственного воспитания дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями, познания природы и социального мира, развития речи. Методические подходы организации познавательно- речевой деятельности, развитие интеллекта детей тесно связывают с формированием познавательного интереса, мотивации и потребности в познавательно - нтеллектуаль- ной деятельности.
Технология организации познавательно-речевой деятельности направлена на задействование познавательно-практического и эмоционально-ценностного направлений. В основе технологии лежит триадность: познание — преобразование - общение. Задача педагогов - развивать у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество. Механизм личностно-ориентированного взаимодействия предполагает центрированность обучения на ребенке, стимулирование и повышение субъектности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и дозированность индивидуального и группового обучения, организацию педагогической поддержки, диалогизацию обучения.
Авторский подход в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова, (см. Короткова НАОрганизация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста //Ребенок в детском саду.- 2002. №1). Автор выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции (памяти, внимания, логического мышления). По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю. «Типами исследования» служащими посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей выступают: опыты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), путешествия по карте, путешествия по «реке времени». Специально созданная предметно-развивающая среда позволяет соединить содержание занятий с самостоятельной свободной детской деятельностью
(см. Короткова НА Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 11).
Важность поисковой, исследовательской деятельности отмечается в исследовании Е. Евдокимовой (см. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. //Дошкольное воспитание - 2003. - №3). Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет, по мнению автора, эффективно решать задачи развития творческих способностей. Поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как удержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проективная деятельность дошкольника развивается поэтапно (подражательно-исполнительский - развивающий - творческий уровни) при непосредственном участии и поддержке взрослого. Задача педагога — сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющий ощущать себя членом сообщества.
Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.
Позиция педагога ДОУ направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.
В работах Н.Н. Поддьякова. С.Л Новоселовой собственная активность детей рассматривается как условие проявления детского экспериментирования.
В работе Н.Н. Поддьякова «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» (М.,1994) раскрываются основные положения теории иных и неясных знаний детей. Взаимосвязь знаний рассматривается под углом зрения двух противоречивых тенденций.
Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний о мире у ребенка. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы дошкольника.
Вторая тенденция: в процессе умственной деятельности возникает и растет объем не совсем ясных знаний, в виде догадок, предположений, опросов, Эти развивающиеся знания - катализатор умственной активности детей. В ходе взаимодействия неопределенность знаний уменьшается, они уточняются, проясняются, переходят в определенные знания. Задача педагога создавая условия для формирования базы ясных знаний, содействовать п. прерывному росту неясных знаний. Динамичность знаний, нарастание
Объёма детской компетентности обеспечивают детское экспериментирование имоделированием
М оделирование - наглядно-практический метод обучения, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддъяковым, В.И Логиновой. Суть метода состоит в том, что мышление ребенка развивается помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объекта или явления. В результате знания носят обобщенный характер, дети легко устанавливают причинно-следственный характер явлений, логику построения, закономерности как в природном, так и в социальном мире.