Содержание
Ведение
Глава 1. Нормативно-правовая база
1.1 Законодательные акты
1.2 Порядок государственной регистрации, перерегистрации и прекращения деятельности
Глава 2. Варианты видов деятельности
2.1 Традиционные варианты предпринимательства
2.2 Сетевой маркетинг как альтернатива
Заключение
Литература
Введение
Целью данной курсовой работы является не только раскрытие выбранной темы, но и пополнение личного запаса знаний, необходимых для правильной работы в качестве индивидуального предпринимателя.
В этой работе мне хотелось бы не просто обобщить информацию об индивидуальных предпринимателях, а провести сравнение возможных вариантов работы, для поиска наиболее безопасного. Ведь это имеет немаловажное значение для их деятельности.
Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.[1] Что в настоящее время очень распространено и позволяет открывать новые возможности для граждан России в плане занятости и получения доходов.
Возможность заниматься самостоятельной деятельностью не только «открывает горизонты», но и накладывает определенную ответственность на человека, тем самым, подталкивая его к саморазвитию и повышению уровня образованности. Что в свою очередь положительно влияет на общую экономическую грамотность населения.
Конечно, все граждане страны не могут одновременно быть предпринимателями, так же как и невозможно полное трудоустройство для всех специалистов различных областей. Поэтому необходимо признать, что предпринимательство это не только возможность открыть свое дело, но и возможность создания рабочих мест для других.
Предприниматели, так же как и крупные предприятия, платят налоги в пенсионный фонд и бюджет. Размер и сроки уплаты налогов прописаны в законодательстве.
В настоящее время выпущено множество книг, статей и создано сайтов в Интернете которые рассказывают о предпринимательстве. Они предлагают массы вариантов для начала собственного бизнеса. Подробно рассказывают и поэтапно описывают все необходимые действия. Хотя, идей изложенные в них не всегда можно использовать как руководство к действию. Надо учитывать множество факторов, влияющих на рыночную ситуацию того или иного региона. Для этого необходимо тщательное планирование. А многие предприниматели пренебрегают бизнес-планом и не видят необходимости тратить личное время и средства для его создания. Это ошибочное мнение, особенно в условиях экономического кризиса. В данный момент планирование наиболее актуально для всех хозяйствующих субъектов. Ведь оно позволяет выйти из кризиса с наименьшими потерями или даже ростом.
Сейчас рынок предлагает два основных направления для предпринимательства: традиционные виды деятельности и сетевой маркетинг. Второй вариант не столь давно пришел в нашу страну и вызывает у большинства огромное недоверие. Но несмотря ни на что продолжает активно завоевывать рынок. Многие предприятия стали использовать методы сетевого маркетинга для продвижения своих товаров и услуг на рынок.
Подведя небольшой итог введения можно сказать, что появившиеся когда-то стереотипы, характеризующие предпринимателей как жадных, хитрых спекулянтов давно не являются правдивыми. Теперь стать предпринимателем может любой целеустремленный человек, имеющий идеи и желание их воплощать.
Глава 1. Нормативно-правовая база
Законодательные акты
Для регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей разработано большое количество законодательных актов. Также применяются отдельные статьи Гражданского и Налогового кодексов РФ.
Рассмотрим примеры законодательных актов:
ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24. 07. 2007г № 209-ФЗ.
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.[2]
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8. 08. 2001.г № 129-ФЗ
Глава II. Государственные реестры. Статья 5. Содержание государственных реестров
2. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке;
б) пол;
в) дата и место рождения;
г) гражданство;
д) место жительства в Российской Федерации;
е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);
з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);
и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.[3]
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Введен 01.01.2001г. Разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Он предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX. - класс;
ХХ.Х - подкласс;
ХХ.ХХ - группа;
ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ - вид.
В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемые сырье и материалы"[4].
Порядок государственной регистрации, перерегистрации и прекращения деятельности
В соответствии с Законом № 76-ФЗ с 1 января 2004г. государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в налоговых органах по месту жительства физических лиц.
Государственная регистрация носит заявительный характер и осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган следующих документов:
·нотариально заверенного заявления установленной формы,
·копии документа, удостоверяющего личность;
·документа (квитанции) об уплате государственной пошлины, которая составляет 400 руб.; за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 80 руб.).
Заявителем при государственной регистрации индивидуального предпринимателя может быть только само физическое лицо, обратившееся за государственной регистрацией.
Основания для отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя возникают в следующих случаях:
·если представлен неполный пакет документов в регистрирующий орган;
·если документы для государственной регистрации представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;
·если не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст. 3 Закона № 76-ФЗ физическому лицу при его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя присваивается основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).
Постановлением № 439 утверждены следующие формы документов, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП:
·форма № Р21001 - «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя»;
·форма № Р24001 - «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».
·форма № Р26001 - «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности»;
·форма № Р61001 - «Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя»;
· форма № Р60004 - «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей»;
· форма № Р65001 - «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя»;
Постановлением № 439 утверждены Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которыми заявления, уведомления и другие документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, представляются на бумажном носителе и, по возможности, в электронном виде. При этом юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством РФ.
Заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами (чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета) либо машинописным текстом.
Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется в виде почтового отправления с объявленной ценностью и описью вложения, причем на конверте рекомендуется сделать пометку «РЕГИСТРАЦИЯ».
Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении должна быть в обязательном порядке засвидетельствована нотариально.
Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Расписка (приложение, к заявлению), в которой указаны наименования и реквизиты документов, представленных заявителем для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заполняется регистрирующим органом в двух экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, а второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом.[5]
Глава 2. Варианты видов деятельности
2.1 Традиционные варианты предпринимательства
Как упоминалось во введении, в настоящее время в СМИ и книгах можно найти массу вариантов для собственного бизнеса.
Вот примеры некоторых из них:
Открыть магазин по продаже сотовых телефонов:
1. На арендуемое помещение получить:
· необходимые разрешения органов местного самоуправления
· санитарно-эпидемиологическое заключение органов Госсанэпиднадзора
· заключение от Госпожнадзора
2. Если деятельность связана с предоставлением услуг сотовой связи, получить соответствующую лицензию.
3. Необходимо иметь гарантийный талон и инструкцию по применению, если продажа осуществляется без SIM-карты
4. Перед тем, как открыть свой бизнес по продаже сотовых телефонов, имейте в виду, что все радиоэлектронные средства должны иметь сертификат. Технические характеристики разрабатываемых, производимых и ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств должны соответствовать ГОСТ 12252-86, ГОСТ Р 50842-95 и нормам ГКРЧ.
Открыть предприятие по приготовлению кур-гриль и реализации их на месте:
1. Обратиться в районную управу за разрешением на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети
2. Получить следующие документы:
· Заключение окружного центра Госсанэпиднадзора с приложением ассортиментного перечня
· Договор на вывоз твердо-бытовых отходов, уборку прилегающей территории;
· Документ о регистрации контрольно-кассовой техники
· Паспорт на транспортное средство и санитарный паспорт
· Согласования с окружным органом государственного пожарного надзора
Важным аспектом для тех, перед кем стоит вопрос "как открыть свой бизнес" является также ситуационный план с указанием границ земельного участка, оформленного Архитектурно-планировочным управлением административного округа и согласованном в установленном порядке (для летних кафе).
Открыть парикмахерскую:
1. На арендуемое помещение получить:
· необходимые разрешения органов местного самоуправления
· санитарно-эпидемиологическое заключение органов Госсанэпиднадзора
· заключение от Госпожнадзора
2. Пройти гигиеническую аттестацию, предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями Комитета здравоохранения и другими медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии и сертифицированных специалистов, и центрами Госсанэпиднадзора.
В своей деятельности по оказанию парикмахерских услуг вам необходимо руководствоваться СанПиН 2.1.2.1199-03 "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию".
Открыть Бар с бильярдной:
1. Если бар находится на 1 этаже жилого дома, то обратиться в районную администрацию за получением распоряжения главы районной Управы, о передаче помещения в аренду, оперативное управление и хозяйственное ведение юридическим лицам. Проект распоряжения согласовывается с префектом административного округа.
2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение Госсанэпиднадзора с приложением ассортиментного перечня реализуемой продукции, согласованное в установленном порядке с органами и учреждениями Госсанэпиднадзора.
3. Получить разрешения Госпротивопожарной и службы ГУВД
Открыть автостоянку:
1. Необходимо получить:
· разрешение от Управы района, на чьей территории вы будете вести строительство;
· договор аренды на земельный участок земельном комитете;
· согласование плана строительства;
2. Перед тем, как открыть свой бизнес, рекомендуется также ознакомиться с Правилами оказания услуг автостоянок (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795) [6].