Мотивирование: основные подходы к реализации




Эмпирический анализ

Выделение и описание «блоков» / компонентов деятельности:

1. Анализ видов содержания труда

2. Ситуационный анализ – анализ способов и управленческих приемов в разных ситуациях. Единица анализа – управленческая ситуация

 

 

Психологический анализ

Анализ и характеристика действий / функций, их организаций и особенностей выполнения

Нормативный подход

НОСД – обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненного….

Функциональный анализ

Фиксация главного в управленческой деятельности – инвариантной сиситемы управленческих функций. Они составляют суть и специфику и управленческой деятельности, вне зависимости от ее разновидностей.

Характеристика деятельности с точки зрения основных функций, реализуемых руководителем и способов их согласования

+

Анализ псих закономерностей, специфичных для каждой функции (психология принятия управленческих решений, коммуникации, мотивации и др.)

подход Единица анализа
Функциональный анализ Упр функция
Нормативный анализ Должностная обязанность
Ролевой анализ Роль руководителя
Эмпирический анализ Ситуация упр
Деятельностно - психологический Действие
микроанализ Мелкие дела, операции

 

 

Ощибки ТОП менеджеров

1. Считать, что ты и твоя компания не зависят от обстоятельств

2. Полностью отождествлять себя с компанией, теряя способность отличать личные интересы от корпоративных

3. Не сомневаться в том, что знаешь ответы на все вопросы

4. Без колебания освобождаться от всех, кто не проявляет 100% согласия с позицией руководителя

5. Быть неутомимым пропагандистом и имиджмейкером своей компании

6. Недооценивать степень серьезности препятствий

7. Упрямо придерживаться старых подходов, когда-то обеспечивших успех.

 

 

Методы и приемы, делающие компанию восприимчивой к изменениям

Средство против самодовольства

1. Выберите среди своих сотрудников «защитников конкурентов», которые будут изучать и адаптировать к вашим нуждам стратегии и технологии ваших соперников и других компаний, занятых решением аналогичных задач

2. Поручите кому-либо отслеживать ошибки, допускаемые конкурентами, и не допускайте повторения этих ошибок вашей компанией

3. Используйте партнера для того, чтобы обогатиться новыми знаниями и идеями

Средство против незыблемости видения

1. Убедитесь в том, что ваши приоритеты совпадают с приоритетвми потребителя

2. Поручите каждому из топ менеджеров лично отвечать за работу с ключевыми клиентами

Средство против позитивного настроя

1. Награждайте сотрудников, которые обнаруживают изъяны или потенциальные проблемы в используемых компанией методах и схемах

2. Поощрайте «гонцов», которые предупреждают о приближении «неприятеля» (но не паникеров, которые разносят весть о приближении конца света)

Средство против перфекциониста

1. Когда компании удается полностью выполнить поставленную перед ней задачу, выбирайте новую цель, а не ограничивайтесь поднятием планки

2. Добейтесь того, чтобы высший руководящий состав на собственном примере демонстрировал подчиненным, как важно признавать свои ошибки и учиться на них

3. Для оценки своих достижений используйте объективный критерий

Средство от избытка командного духа

1. Требуйте от сотрудников подготовки «особых мнений» и докладов, которые представляют аргументы в пользу второго по предпочтительности варианта действий

2. Создавайте многофункциональные команды и разнообразные рабочие группы, члены которых смотрят на выполняемую ими работу под разным углом

3. Интересуйтесь мнением сторонних наблюдателей

4. Сохраняйте способные к новаторскому мышлению группу

Средство от защитно-пропагандистских рефлексов

1. Не допускайте юристов, специализирующихся на работе с претензиями, и представителей по связям с общественностью к участию в разработке стратегий, планировании и принятии основополагающиъ решений

2. Не позволяйте себе мысль категориями минимизации ущерба. Сфокусируйтесь на реальном устранении ущерба и его причин.

 

Лекция 22.03.2016

Планирование

Решение о том, какими должны быть цели организации, и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Определение приоритетных направлений усилий и принятие решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации

Концептуальное и содержательное определение / упорядочивание важных для субъекта целей

1. Что должно быть сделано

2. Когда

3. Зачем

4. Какими ресурсами

 

Планирование позволяет оптимальным способом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения целей

1. Планирование по содержанию: разделение обязанностей между сотрудниками и подразделениями, определление их осн задач и сопр с целями орг

2. Процессуальное планирование: хронологические распределение задач опр рац последовательности их выполнения

Стратегическое планирование:

1. Определение мисии организации

2. Формулировка главных целей

3. Анализ внешней среды

4. Анализ внутренней среды

5. Изучение стратегических альтернатив

6. Выбор стратегии

7. Реализация стратегии (тактика, политика, процедуры и правила)

8. Контроль и оценка эффективности

3 типа сценариев:

1. Оптимистический – экономические и социальные перспективы будут благоприятны

2. Реалистический -все останется на прежнем уровне

3. Пессимистический – перспективы будут неблагоприятны

Смена парадигмы:

Директивное планирование – вероятностные модели и сценарное планирование

Миссия – почему мы занимаемся этим делом? Чего не хватало бы на рынке, если бы нас не было?

Видение – чего наша компания достигает через 10 лет? Какие услуги она будет предлагать на рынке?

 

Управление по целям

МВО

· Основное внимание уделяется возможности предвидеть будушее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом

· МВО – это ориентированная на результаты философия управления

· Усилия направлены на изменение и повыщение эффективности орг через эффективность сотрудника

· МВО дает возможность оценивать руководителей на основе результатов, а не личных

 

 

KPI индикаторы деятельности компании, предупреждающие о возможных проблемах

1. Мы приближаемся к поставленным целям или нет?

2. Что конкретно мешает нам приближаться к цели

 

Количествнные (измеримые) изменения в компании, которые служать подтверждением того, что цель достигнута, и показывают динамику этих изменений во времени

 

 

Планирование: типичные ошибки

1. Нерациональная декомпозиция целей (выделение подцели не в полном объеме покрывают цель или подцели пересеккаются)

2. В качестве цели определяется процесс, а не результат

3. Фокус внимания смещен в область второстепенных деталей

4. Отсутствие приоритетности

5. Слабая прогностичность замыслов (прогнозируется только прямые следствия)

 

Психологические проблемы при реализации планирования

1. Снижение мотивации планирования в связи с давлением сверху

2. Снижение мотивации планирования в связи с деструкцией планов на фоне текущих событий

3. Преобладание краткосрочных оперативных планов. Долгосрочное планирование отождествляется с установками вышестояящих уровней

4. Формальное существование долгосрочных планов. Оперативные планы ориентированы на текущие обстоятельства и локальные цели.

 

Лекция 12.04.2016

Контроль и коррекция

Контроль – это оборотная сторона планирования.

Методы контроля - это, по существу, методы планирования

 

Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей / вариант обратной связи в сложной системе

Принцип активного контроля: контроль не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок или отклонений, а включать средства и механизмы их исправления (коррекционная функция)

Обратная связь

«хочу сказать, потому что» - реактивная обратная связь

«хочу сказать для того, чтобы» - проактивная обратная связь

1. Определение содержания

2. Выберите установку, способствующую конструктивности

3. Прояснение ситуации

4. Сформулируйте обращение в соответствие с правилами

5. Проверьте, подействовала ли обратная связь

Правила обратной связи

1. Используйте Я – высказывание

2. Критикуйте поступок, а не человека

3. Давайте ОС вскоре после события

4. Используйте содержательный анализ

5. Говорите о конкретном событии, факте

6. Формулируйте конструктив

Обратная связь: проверка эффективности

· Поступит в следующий раз ваш собеседник так, как вы хотели, или повторит свои ошибки

· Какие эмоции испытывает человек, слушая вас?

· Какие эмоции испытываете вы сами, давая обратную связь?

· Какие у него чувства к вам – благодарность или обида?

· Как меняется его самооценка и уверенность к себе?

· Растет ли он как профессионал?

 

Контроль: типы

Опережающий, текущий, заключительный/ результирующий

Опережающий: активная/ эффективная стратегия управления, предвидение и прогнозирование будущего, предупреждение ошибок

Направлен на 3 сферы:

1. Человеческие ресурсы – эффективный подбор кадрового состава

2. Материальные ресурсы – нормативы качества ресурсов

3. Финансовые ресурсы – разработка бюджета

Зависит от индивидуально-психологических особенностей мотивации

Текущий контроль: реализуется в процессе исполнения работы (по принципу обратной связи): установление нормативов, сопоставление факта с нормативами и корректировка отклонений

Заключительный контроль:

Заключительный осуществляется после окончания работ.

1. Решение о качестве выполненных работ

2. Оценочные процедуры и мотивирующая функция: наказание/поощрение

Проблема экономичности и эффективности контроля

 

Контроль: проблема эффективности

Экономичность контроля = отношение затрат на его реализация к эффективности получаемых от него дополнительных результатов (показатель эффективности организации в целом)

Принцип исключения: система контроля должна срабатывать при обнаружении только недопустимых отклонений от стандартов

1. Разработка системы стандартов и критериев

2. Сопоставление реальных результатов работы со стандартами

3. Осуществление коррекционных мероприятий

4. MBO KPI

Ошибки контроля:

1. Неадекватная мотивация контроля

· Изменение статуса конкретного лица или отдела

· Контроль как средство психологического давления

2. Индивидуальные особенности руководителя

· Систематичность, волевые качества, пунктуальность, тревожность

· Неустойчивая профессиональная самооценка (оборонительная позиция или гиперкомпенсация)

· Установка на авторитарный стиль

· Полнота и адекватность контролируемых параметров

 

 

МОТИВАЦИЯ VS МОТИВИРОВАНИЯ

Мотивация – побудительная сила поведения, отражающая предметную направленность в реализацции потребностей человека

Мотивирование – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации

 

Полимотивированность поведения и деятельности

Внутренее вознаграждение – дает сама работа – чувство достижение результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения

Внешнее вознаграждение – дается организацией -повышение заработанной платы, продвижение по службе…

Мотивирование: основные подходы к реализации

Методы оптимизации мотивационного потенциала работы:

1. Экономические методы

2. Целевой метод

3. Метод проектирования работы («обогащение труда»)

4. Методы вовлечения и соучастия

 

Принципы организации материального ввознаграждения

1. Размер премий не должен быть менее 30% заработной платы

2. Эффективность методов возрастает при их сочетании с социально- психологическими методами

3. Следует избегать ошибки «слишком далеких материальных выгод»

 

Целевой метод:

1. Четкие и ясные цели сами по себе приводят к повышению мотивации

2. Большей мотивирующей силой обладают более трудные цели, нежели легко достижимые

 

 

Метод проектирования

Расширение труда меняет отношение сотрудника к своей работе, открывает возмодность улучшеия структуры организации, повышает мотивацию и качество работы

1. Методы обогащения, «расширения» труда

2. Организация трудовых заданий, учитывающая их содержание и особенностей межличностных параметров мотивации сотрудников

 

Эффективной в мотивационном отношении работе присущи следующие основные черты:

1. Ответственность

2. Достижения

3. Контроль над ресурсами

4. Обратная связь

5. Профессиональный рост

6. Условия труда

 

МЕТОД ВОВЛЕЧЕНИЯ

Привлечение сотрудников к организации и управлению процессом труда

Пассивный объект управленческих воздействий становится активным участников управления

Феномен «размораживания потенциала группы» - раскрепощение активности и инициативности, повышение мотивации и ответственности

5 принципов японского менеджмента:

1. Рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда

2. Рабочий стремится сделать свою работу лучше

3. Рабочие образуют «семью»

4. Группа важнее отдельной личности

5. Партнерство и сотрудничество в производственных отношениях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: