Разделение Церкви на Западную и Восточную




ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Е полугодие

ТЕЛЬПИС НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ


Разделение Церкви на Западную и Восточную

Уже 1000 лет Церковь существует в разделённом культурно-конфессиональном пространстве. Представления о Церкви рождаются и вырастают в одной из традиций и смотрят на это событий не с позиции объективности, а в силу принадлежности к той или иной конфессии (Православие – хорошо, а всё остальное …).

Проблемы легшие в основу разделения. Эти причины обозначил в VIX веке профессор Скабаланович (3 группы):

  1. Этнографическая группа – различие в мировоззрении римлянина и грека
  2. Политическая причина. Разделённые империи и различные политические условия существования Церквей на Западе и Востоке.
  3. Религиозно-богословская группа. Различия в обрядах, традициях, направлении богословской мысли. Эта группа всего лишь на 3-ем месте, а мы обращаем на неё основное внимание. Значимость «филиокве»(filioque) имело второстепенное значение при разделении, и только после разделения приобрело вес. В историческом плане догматические вопросы главной роли не играли, но для догматической науки это важно.

 

Этнографическая группа.

Христианство распространялось по империи и по народностям с различными языческими культами и мировоззрением. Их мировоззрение и взгляды на христианство отличались. Каждый народ приносил в Церковь свои таланты, в её развитие. Каждый из народов имел своё религиозное и культурное развитие до христианства, и таланты среди народов, как и у людей распределены неравномерно. Народы, приняв христианство, развивали те или иные направления христианства близкие им. Греки -мыслители и развивали богословскую науку. Вера должна быть истинной, тогда общество и государство будут стабильны. Но и большинство ересей возникало на Востоке. Римляне – юристы и поэты, поэтому на Западе развивается каноника. Начало церковного права на Западе происходит благодаря римлянам, их таланту. На Востоке не хватает права, а на Западе - философичности. Римляне и этруски исходят из того, что основа человеческого общества – семья, а главное отец (pater). Отец отвечал за семью и он способен построить Рим как государство. Отсюда – patricii. В древнем Риме пролетарии – бездельники, которые не женились. У них не было постоянной работы, и они не заводили семью, а это значит, что он не может строить общество и живет как паразит. С развитием христианства римская мысль развивала церковную канонику.

Такое различие в направлениях привело к разности во взглядах на развитие в Церкви.

Египтяне, сирийцы и так далее – любовь к мистике. Монашество зародилось именно здесь. Развитие богослужения как мистически целого есть выражение веры, стиля жизни(монашеский) в культе(молитвенно-созерцающее). Отсюда мы наследуем богатое литургическое наследие. Псалтирь и молитвенное творчество отцов пустынников – начало всей европейской поэзии. Отрицательный элемент – чрезмерное увлечение мистикой.

Эти влияния не касались самой сути веры во Христа, а проявлялись в подходе к Церкви. Церковь не изменяет общество, не стирает национальные особенности, но преображает (metamorfosis). (Те же самые языческие элементы в Церкви сохранили форму, но приобрели суть христианскую, например, колядки, масленица и так далее.) Русские любят форму и любят поразмышлять.

В 5 веке Западная Римская империя была разбита варварами и прекратила своё существование. Эти народы (в основном германского происхождения) принесли свои верования, свои взгляды. Главной задачей Римской Церкви было просвещение и воцерковление этих народов. Процесс длился несколько веков и создалось средневековое западное общество. Народы: вандалы, франки, англы, саксы, вестготы, алеманы, гельветы, позже венгры и славяне. На Востоке греческий мир сохранялся и задачи Церквей были разными. Постепенно это привело к взаимному отчуждению.

Политическо – государственная группа.

В 395 году император Феодосий I Великий окончательно разделил Римскую империю на Восточную и Западную. Судьба их была различной. На Востоке сохранялась империя и христианство на Востоке существовало тем самым в рамках империи, и Церковь тесно взаимодействует с государством, поэтому это сцепление Церкви и государства было сильным, и были выработаны «симфонии» - созвучия. На практике же всё было далеко от симфонии. От государства требовался единый религиозный характер, борьба с еретиками, так как они вносили разлад. Богословский вопрос был в центре внимания государства. Иногда это сцепление называют цезаре-папизмом. На самом деле преимущество светской власти над церковной касалось сиюминутных вопросов. Например, созыв Вселенских Соборов - прерогатива императора, но решение – прерогатива Церкви. Церковь и православный народ имели право решать нужен ли им император, который верует неправильно. Отсюда и византийская резня императоров, то есть возможность убрать императора ради сохранения веры. За Восточной Церковью закреплялось название «православие» (ortodoksia), так как империи ради сохранения государства необходимо было сохранение костяка веры.

Запад уже в начале 5 века, к его середине, пал под ударами варваров. Это породило иные политические цели. Варвары делили между собой территорию Западной империи. Они принесли с собой варварские языческие законы. Отсюда задача Церкви иная – просвещение и христианизация народов, и значение Церкви, как юридического института значительно выше, так как и ответственность Церкви за просвещение выше. Одновременно Церковь на Западе является главным источником культуры и цивилизации. Церковь является проводником римской христианской культуры. Именно Церковь на Западе и в других местах является главным строителем культуры и цивилизации. (Самое главное для варваров было умение вести войну). Подобный процесс будет происходить и на Руси. Отсюда большую роль играют епископы, а особенно римский епископ в христианизации. Это основная причина роста значения римского папы (папизма).

С V века начинается формироваться вокруг Рима, Церкви (или лучше папы) отличный от Востока западно-европейский христианский мир. Церковь и папа играют в нём ключевую роль. Этот мир получил название «pax Romana». Этот мир стал также называться «civitas Dei » – град Божий (отсюда слово «цивилизация»), по названию книги блаженного Августина. В сознании греков и римлян все языческие государства не цивилизации, так как там нет града Божия. Действие Церкви по просвещению этих народов называлось republica christiana – христианская литургия. Литургия для средневекового европейского сознания – это общественная жизнь. Литургия и общественная жизнь в наших понятиях для них было одно. Для них этой границы не было. Всё это создавалось вокруг Рима. (Существуют штампы, которые загашены историей и они в большей степени неверны и на низком уровне помогают разобраться в некоторых вопросах. Штампы: на Востоке – государственная власть под Церковью, а на Западе наоборот.)

Рим играет важную роль. После христианизации идёт становление культуры народов. Часто в литературе мы встречаем тот факт, что до крещения жили дико, а после – всё изменялось. Например, когда в конце V-го века Хлодвиг в своей ставке Реймсе принял крещение, то через год перенёс свою ставку в Lutecia (латинское место), здесь и вырос Париж. Таким образом Хлодвиг тянется к латинской культуре, христианству, а Реймс напоминает о язычестве. Мон Мартр – гора мучеников. По преданию здесь пострадал Дионисий Ареопагит, отсюда название Сен-Дени.

Образ жизни варваров изменялся постепенно, поэтому Рим играет роль не просто духовного центра, но и политически окормляющего.

Варварские народы, завоевав, принесли на территорию Западной Европы сословное деление (классовое). На Востоке такого разделения варваров не было. У древних германцев (в первую очередь) существовало до принятия христианства разделение обязанностей:

1. трудиться

2. защищать общество

3. молиться за общество (представление перед богами).

С принятием христианства они не исчезли, но оформились в трёх сословиях (классах). (Маркс и Энгельс не были историками и даже философами, а экономистами. Они перенесли всё, что характерно для Германии того времени на весь белый свет. В основе деления общества на классы лежит не экономика, а разделение обязанностей). Крестьяне кормят, рыцари воевали, священство молилось за грехи общества, представляли общество перед Богом, просвещали, вели к спасению. Это ещё одна причина могущества влияния Рима на Западе. Церковь играла неимоверно важную роль. Она направляла общество и отвечала за него. И в процессе разрушения средневекового общества все палки падали на Церковь. В таких людях, как например, Джордано Бруно, Церковь видела гонителей на волю Божию, попытку подняться выше Бога.

Церковь первоначально приняла деление общества как данность, а позже и сама поддерживала этот строй.

Феодальный строй. Он родился из смешения варварских законов с римскими. Предводители варварских племён захватили земли (англы, саксы – Британию, франки – Галлию, вестготы – Испанию, славяне – Карпатские горы и к берегам Дуная, на юг, восток и так далее). Это было их главное богатство. (Варвары были народом отсталым по сравнению с римлянами и греками. Варвары их презирали.) Для вождя было важно разделить землю между военачальниками. Поэтому возникали феодальные взаимоотношения. Вождь предоставлял землю, а военачальник отвечал ему верностью. Это -- феодальные отношения, или вассальные. Предоставлял землю сеньор, получал – вассал. Неверный вассал обществом уничтожался.

И с принятием варварами христианства Церковь контролирует вассальные отношения. Церкви предоставляется земля, и она же благословляет этих сеньоров и вассалов на управление землёю, то есть контролирует правильность соблюдения феодальных отношений.

Эта разность в жизни общества и Церкви на Востоке и на Западе дала толчок к разделению.

 

Религиозно-богословская группа.

“Filioque” – «и от Сына». В середине 6-го века в Испании господствовали вестготы – ариане. В борьбе с ними Испанская Церковь хотела подчеркнуть значение 2-го Лица Троицы. В 569 году на Соборе в Толедо к символу Никео-Царьградскому было добавлено «и от Сына». В конце VI-го века благодаря деятельности Исидора Севильского под знаменем этого Символа была объединена вся Испания при её национальной разношёрстности.

В VII-ом – VIII-ом веках этот Символ употребляется во Франции и в Англии. В конце VIII-го – начале IX-го веков он употребляется на территории германских племён. Когда приняла филиокве Римская Церковь – неясно, датировка различная: ранняя – начало IX-го века, поздняя – начало XIII-го века, 4-ый Латеранский Собор. Так же в 867 – папа Николай Первый, в начале X-го века (904) – папа Сергий, в начале 1014-1015 – папа Венедикт VIII.

Причины канонического характера, различия в канонике на Востоке и Западе, например, различие в праздновании праздника Пасхи существовало с I-го века, но до разделения Церквей особой роли не играли.

1. Различие в праздновании Пасхи.

2. Целибат – безбрачие духовенства на Западе.

3. Возможное трёхбрачие на Востоке. На Западе – одно.

4. Дни поста. На Востоке в среду и в пятницу, на Западе – ещё + в субботу.

5. Ношение и бритьё бород (это касалось духовенства и монашества). Восточные люди в древности не носили бороды, на Западе же носили. На Западе стали брить бороды, потому что варвары носили их. А на Востоке стали носить бороды в подражание Господу (в основном духовенство и монашество). На Западе же бороды в основном носили простые люди, чтобы показать своё сильное начало, например, воины. Стриглись «под горшок» - символ тернового венца.

6. Использование квасного хлеба на Востоке, пресного на Западе. Длительное время причащались друг у друга. Разделение с хлебом пошло от Евангелиста Иоанна Богослова. Артос – квасной хлеб, Пасха – ветхозаветная Пасха – пресный хлеб. Некоторые Церкви маркионитского толка используют пресный хлеб. На Западе в Кельтской Церкви (Ирландия) вплоть до VII-VIII-го веков использовали квасной хлеб. Позже в средние века на Западе появляется учение, что в самом Теле пребывает и Кровь Христа и ввели причащение мирян без Крови, а духовенство и Телом и Кровью.

7. На Востоке в причастие добавляют теплоту, на Западе такого обычая не знали. Иные отличия добавились позже, после разделения: крестное знамение различно, добавляют догмат о непогрешимости папы, сверхдолжные заслуги, догмат о непорочном зачатии Девы Марии и так далее.

 

 

Вопрос о Патриархах Игнатии и Фотии. 9-ый век.

 

Первый серьёзный конфликт, который предопределил разделение Церквей, произошёл в середине IX-го века. К IX-му веку расхождение между Востоком и Западом уже созрело. В Константинополе правил Михаил Третий, но всеми делами двора управлял кесарь Варда, родственник. В 846 году патриархом Константинополя стал Игнатий, строгий, аскетичный. Он стал обличать Варду, который был очень развращён и порочен. Варда не мог терпеть, и в 857 году он смещает Игнатия и ссылает его в монастырь. Но Игнатий не отказался от патриаршества. Варда ставит Фотия, который был хорошим богословом, дипломатом, министром иностранных дел Византии. Он начал влиять на византийскую политику. Идеалом Фотия было влияние Церкви на всё государство. По всей видимости, за деятельностью Кирилла и Мефодия, которая началась в это время, стоит Фотий. Скорее всего он отправлял братьев на проповедь, просвещение славян.

Будучи принципиальным, после 857 года он повёл себя с Римом так: он стал писать письма, в том числе и в Рим, где главой был папа Николай Первый (он критиковал Константинополь, что тот не подчиняется Риму). В 859 году Фотий был утверждён на Соборе патриархом и говорил Николаю Первому, что это дело чисто византийское. В 860 –ом году папа отправил двух легатов в Константинополь, которые согласились с Фотием. Когда они вернулись в Рим, папа их сразу отлучил от Церкви. За признания Фотия папа потребовал Фессалоники себе, то есть Риму, в силу сложившихся феодальных отношений. На Востоке очень удивились и сочли это за наглость, но повели себя дипломатично. Фотий начинает переписку с Римом. Но это не получилось, так как в 863 году на Соборе в Риме папа отлучает Фотия, требуя признать Игнатия. Это сначала восприняли спокойно, но в 864 году крестятся болгары, князь Борис (в крещении Михаил) принял крещение с народом. Обряд приняли Восточный, греческий. Рим уделял большое внимание миссионерству, и многие страны Рим считал свой вотчиной для проповеди. Так и в Болгарии в 865 году появляются проповедники с Рима. Получилось, что западные проповедники начинают вводить в Болгарии западные обряды и Символ Веры с филиокве. Патриарх Фотий в 867 году осуждает Рим за филиокве. Основание: введение какого-либо добавления к Символу Веры без Вселенского Собора, т.е. без разрешения всей Церкви. В 1954 году филиокве не будет играть такой роли, как в 867 году. Фотий поднял вопрос о «филиокве

Собор 867 года осуждал папу за добавления. Далее богословский вопрос уйдёт в тень.

В 867 году Михаил III, который поддерживал патриарха Фотия, был смещён. Императором становится Василий Македонянин, который считает неправильным, что Церковь вмешивается в политические вопросы и смещает Фотия (867). Враги Фотия считали его человеком власти. Но он был необычайно прост в общении, человек высочайшего дипломатического дара и государственной мысли (как Ришелье, фон Бисмарк) -- личность выдающаяся. Он был тихим и спокойным, но в деловой атмосфере осуществлял миссию проповеди славянам. Он был человеком Церкви и избегал крикливости, кичливости и общего признания. Проповедь христианства – это ещё и представление Византии в мире, т.е. дипломатическая работа. Все эти страны становились союзниками Византии. Вокруг византийских создавался круг стран, тяготевших к Византии, на которые она влияла своей культурой и цивилизацией. Некоторые историки приписывают эти заслуги патриарху Фотию. Как сильная личность Фотий имел врагов и на Востоке и на Западе. Императору Василию не нужен был сильный человек. Император был увлечён властью и ему не нужна была хорошая дипломатия.

Возобновились отношения с Римом. Рим поддерживает Игнатия. Человек сугубо монашеских взглядов. Проповедничество христианства варварам значит унижать Самого Христа -- позиция многих византийцев. В христианизации варваров проявилась продвинутость Фотия. Он показал, что Византия может иначе строить отношения с варварами. Смещение Фотия сместило акценты от «филиокве».

В 869 году был собор, (который католики считают 8-ым Вселенским Собором), на котором осудили Фотия, о «филиокве» ничего не говорится. Рим (папа Адриан II) выступил по болгарскому вопросу и потребовал Болгарию под юрисдикцию Рима. Игнатий всё понял. Болгарию греки отстояли, но суждения Собора остались.

Фотия отправляют в ссылку, но партия фотиан выиграла. Византия поняла, что строить политику без таких людей как Фотий невозможно. Византии было трудно справляться со сложностями. Император назначил Фотия воспитывать своих детей. А Игнатий понял, что дело не в борьбе за престол, примирился и завещал Фотию кафедру. В 877 году Игнатий умер, и патриархом стал Фотий. В 878 году Собор снял с Фотия анафему. На нём были папские легаты. Они согласились с патриаршеством Фотия. Споров по «филиокве» не было, но папа не согласился ни с легатами, ни с Собором. И отношения Рима и Византии стали спорадическими(периодическими). В 886 году императором стал Лев VI Мудрый, сын Василия. Он был молод и боялся могущего Фотия. Фотий был смещён окончательно и скончался в одном монастыре в 887 году. В начале X века Рим и Константинополь согласовывают между собой вопрос о количестве браков. В 912 году и на Западе и на Востоке фиксируют количество браков. На Востоке – 3, а на Западе – 1. В 995 году отношение между Римом и Константинополем возобновляются. Это переговоры о взаимопомощи в отношениях с норманнами. В 1024 году переговоры по поводу норманнов (юг Италии). Папа не снимал анафемы с Фотия, согласился с титулом «Вселенский» у Константинопольского патриарха, не поднимал вопроса о филиокве, но поднимал вопрос о военных уступках (о военной помощи против норманнов, которые угрожали Риму). Но в целом Восток и Запад жили уже давно своей жизнью. Разность обрядов и так далее.

В 1054 году богословских споров не было. Эту ссору, если бы не начавшиеся крестовые походы, не заметили. 1054 год – лишь официальная дата разделения. Однако ещё до этого года мы видим эти разделения. Хотя после 1054 года отношения не сразу порвались. Существовали тёплые отношения. На Афоне до XIII века был монастырь латинского обряда. На Западе были храмы восточного обряда. В эпоху оккупации Византии османами Запад – место эмиграции греков. XIV -- XVI века – обилие греческой мысли в Италии. Именно греки подготовили итальянское возрождение (Диготто, да Винчи). Возрождение – позднее влияние византийской мысли. Византии больше нет, но мысль осталась. Возрождение – возрождение античности, оно выросло не в европейских народах, они варвары и античностью не интересовались.

С начала крестовых походов существовало не просто разделение, а ненависть. До крестовых походов вражда была литературной. С крестовых походов она переросла в национальную (кровную). И официальной датой можно считать 4-ый крестовый поход, а не 1054 год, а можно – отношения Фотия с Римом.

1054 год. Папа Лев 9-ый (1049-1054) и патриарх Михаил Керуларий (1043-1054). И тот, и другой были сильными личностями. Папа Лев происходит из более или менее знатной семьи, но с детства пребывал в монастырях. К XI веку на Западе развивается клюнийское движение (монастырь Клюни в Бургундии). Церковь была вовлечена в феодальные отношения и вынуждена была заниматься этими вопросами (землями и так далее). Церковь стала зависимой от королей и т.д. В результате этого появляется термин «инвеститура» - поставление епископа на должность (не хиротония), т.е. назначение епископом определённого города. Она была в руках королей. От этого падает моральный авторитет Церкви, т.к. управляют светские и назначают «своих», т.е. кто им удобен. А они не всегда хорошие. И к X веку упадок морали в Церкви (легенда про папессу Джованну). (В Италии это выражение применяли к властной женщине, у которой мужик под каблуком. На самом деле Джованна была супругой одного, матерью другого, бабушкой третьего папы. Или например, граф Мец во Франции хотел себе хорошего образцового епископа. 10 лет кафедра пустовала и в конце концов он назначил исполнять администраторскую работу свою жену.)

Эта аморальность заставила бить тревогу монахов. Они стремились исправить это. Вокруг монастыря Клюни образовалась Клюнийская конгрегация. Их цель: вернуть моральное положение Церкви. Епископов и настоятелей монастырей, и, в конце концов, пап воспитывать в монастыре и на епископскую должность ставить людей из своей конгрегации. Лев был первым папой выросшим в Клюни. Епископа мало воспитать, но нужно чтобы епископ понимал положение общества, т.е. был ответственен за общество, а следовательно большую власть. Светская власть от людей, а церковная – от Бога. Таким образом, король от папы, а не папа от короля.

Лев IX стал первым папой этого усиления роли Церкви. Он был человеком чётких, ясных и жёстких позиций, как истинный клюниец.

Михаил Керуларий – человек сильный, жёсткий. Он был аристократом. Он с молодости выделялся задумчивостью и серьёзностью. В 1040 году прочили его в императоры, но он стал главой заговорщиков, был сослан в монастырь, стал монахом. В 1043 году император Константин IX пригласил его в Константинополь как советника, и Михаил стал патриархом.

Окончательное разделение Церкви произошло по политическим причинам. В начале XI века в Средиземноморье появляются норманны. Цель – грабежи. Они изгнали из Сицилии арабов-мусульман и захватили юг Италии. Позже перекинуться на Балканский полуостров и будут угрожать самому Константинополю. На юге Италии норманны принимают христианство в латинской форме. Основное население юга – греческое, и здесь происходит то, что было в Болгарии: норманны вытесняют восточный обряд, заменяют латинским с благословения пап. Греки обратились в Константинополь за защитой. В 1014-16 годах Константинополь начинает переговоры с Римом. Но после этих переговоров примерно в 1040 году Рим назначает епископа на Сицилию, начинается спор об опресноках и закрываются греческие храмы. Патриарх Михаил начинает новую ветвь переговоров с Римом, которые ни к чему не привели. Он поручает Льву Охридскому составить послание против латинян. Много внимания уделялось опреснокам и субботнему посту. Лев воспринимал это как нападки и написал, что никто не может судить кафедру, которая выше других (юридизм).

Михаил не хотел конфликта, т.к. папа единственный, кто мог защитить греков на юге Италии и контролировал норманнов. По просьбе императора Михаил продолжает переговоры. Он пишет в примирительном духе, но напоминает папе, что были и в Риме еретики (женщина-папа). Папа перечисляет еретиков Константинопольской кафедры и говорит, что и в Константинополе была женщина-патриарх (легенда) и дети-патриархи (были патриархи-мальчики на Востоке. Одному –12 лет, другому – 14 лет. Это произошло из-за того, что ставили «своих», угодных). Папа упоминает дар Константина (donatio Konstantini), и напоминает, что только Рим может распоряжаться землёй, и таким образом Константинополь не имеет права критиковать Рим. Михаил предложил папе прислать легатов для детальных переговоров. Эти переговоры задели Михаила за живое, и он поручил Никите Стифату, монаху написать слово против латинян, где упоминает filioque (на 5-ом месте после целибата и перед перстнями). Упор делался на обряд.

 

Папа не торопит с переговорами и не защищает греческие храмы на юге Италии. В 1052- 1053 году патриарх Михаил закрыл латинский храм в Константинополе. В 1053 году приезжают легаты во главе с кардиналом Гумбертом, который написал диалог в ответ Никите Стифату. Легаты привезли ультиматум. Патриарх не захотел встречаться, и хотя император упрашивал патриарха, тот отказывался. Так продолжалось несколько месяцев. Император добился только диспута между Стифатом и Гумбертом. Результат – примирение, соглашение в том, что Церковь может по своему обрядово оформлять свою веру. Это было богословское приятие. Традиции в местных Церквах выстраивались исходя из местных традиций. Церковь богочеловеческий организм. Об обрядах спорили как лучше. Но так как нет серьезных богооткровенных оснований в области обряда, то обряды различны.(Перстень на Западе, исходя из феодальных отношений, символ принадлежности епископа данному городу, то есть как бы брачуется. На Востоке был посох). Это были даже не споры, а полемика, без ненависти. Поэтому они помирились. Труды Льва Охридского и Никиты Стифата - не нападки на запад, а скорее защита православной традиций. Между Гумбертом и Стифатом произошло согласие по обрядам. (У квасного хлеба более мощная традиция, чем у опресноков, смотри Ин.) Переговоры дальше не пошли. Было уже много вопросов, разделяющих Церкви.

В мае 1054 года Лев IX-ый умер. Так как легатов отправил Лев, то некоторые считают, что их дальнейшие действия не законны. Гумберт действовал далее в своём русле. 15-того июня 1054 года в воскресенье перед литургией Гумберт с легатами в храме святой Софии положил на престол буллу об отлучении патриарха Михаила подписанной папой на случай, если Константинополь не пойдёт на переговоры. Этот документ и есть разделение. По всей видимости легаты хотели возбудить народ, будто патриарх виновен в отсутствии переговоров. В булле обвиняют патриархи Константинополя в ересях (около 10-ти ересей), и Рим не может более общаться с такой Церковью. Эта булла сгорела в пожаре, но осталась копия. На следующий день народ выступил в защиту патриарха. Легаты поспешно убегают, боясь народа. Император послал за ними гонцов, и через неделю их обратно привели в Константинополь. Но переговоры опять не состоялись и 19 июля легаты покинули Константинополь. Народ поддержал патриарха. В августе 1054 Михаил созвал Собор на котором была произнесена анафема на Рим (около 20 –ти ересей), и просил поддержки восточных кафедр. Filioque уже фигурирует чуть ли не на первом месте (документы видимо списаны с Собора патриарха Фотия). Михаил на писал послание на Восток в Антиохию и Александрию. Восток поддержал. Антиохийский патриарх Пётр поддержал Михаила, указал на Filioque как на главную причину разрыва. Он писал что западное христиане по духу наши братья, и по воле Бога мы должный склоняться к Богу и братолюбию. Но они заблуждаются из-за своей необразованности (деревенщины), и добавляют что-либо к Символу веры из-за непонимания к чему это приведёт. И если бы они исправили сей богословский недочёт, то я бы не искал бы спора об опресноках и посте в субботу.

Через 50 лет после этих событий начились Крестовые походы, и отношения между Востоком и Западом по этому вопросу окончательно прекратились.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: