Алгоритм определения рейтинга компаний с использованием метода экспертных оценок




Значимость, или вес, каждого критерия для рейтинга фирмы определяется на основе метода экспертных оценок в следующем порядке.

1. Составляется рабочая таблица с результатами опроса экспертов, форма которой приведена в таблице 2.

2. Выполняется опрос экспертов.

Если несколько критериев имеют одинаковую значимость, то им присваиваются одинаковые ранги.

3. Обрабатываются результаты опроса в следующей последовательности:

а) сумма всех рангов для каждой фирмы должна быть равна сумме чисел натурального ряда от 1 до n, которая определяется по формуле:

 

где n – число критериев в анкете;

б) вычисляется сумма всех рангов для каждого критерия по формуле:

в) вычисляется средняя сумма рангов по критериям по формуле:

4. При анализе оценок, полученных от экспертов, часто возникает необходимость выявить согласованность их мнений по нескольким объектам (факторам), оказывающим влияние на конечный результат (качество). Мерой согласованности мнений экспертов служат коэффициенты конкордации – W, т. е. общий коэффициент ранговой корреляции для группы, состоящей из m экспертов.

Коэффициент конкордации вычисляют по формуле Кендалла:

Коэффициент конкордации W оценивает согласованность мнений (согласие) экспертов, он может меняться от 0 до 1, причем его равенство единице означает, что все эксперты дали одинаковые оценки по данному критерию, а равенство нулю означает, что связи между оценками, полученными от различных экспертов, не существует.

В практических расчетах, связанных с оценкой деятельности экспедиторских фирм, при W ≥ 0,36 можно считать, что мнение экспертов совпало не случайно.

5. После определения весовых значений критериев рассчитываются их значения с учетом рекомендаций, изложенных выше. Результаты расчетов для всех фирм по всем видам критериев представлены в табл. 1.1.

6. Для расчета рейтингов компаний необходимо выполнить нормирование критериев, так как все они имеют разную размерность.

Рассчитаем рейтинг ТЭК по формуле:

 

 

Таблица №1.3. Критерии выбора транспортно-экспедиторских компаний.

Критерии Фрахт Транс ДВ ДНЛогистик Возовоз Ланкс   Отклонение от среднего Квадрат отклонения Весовое значение критерии
  Стоимость услуг                 0,133
  Качество услуг                 0,213
  Эффективная деятельность                 0,133
  Финансовая независимость                 0,213
  Популярность                 0,307
                     

 

Отклонение от среднего:

Квадрат отклонения:

Весовое знач. критерии:

 

Таблица №1.4. Показатели и нормированные величины критериев работы транспортно-экспедиторских компаний.

    Фрахт   ТрансДВ   ДНЛогистик   Возовоз   Ланкс
  Тариф за перевозку 19,402 37,617 55,558 49,252 38,769
1 0,51 0,35 0,39 0,50
  Не сохранность перевозок 1,71 6,29 7,12 3,25 8,07
1 0,27 0,24 0,53 0,21
  Расходы 0,10 0,17 0,04 0,33 0,20
0,4 0,23 1 0,12 0,2
  Доходы(Д.,тыс. руб) 94,28 40,82   8,79 4,98
4,03 9,30 1 43,23 76,30
  Количество заключ-х договоров          
1 0,2 0,4 0,3 0,6

 

Стоимость услуг:

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Эффективная деятельность:

 

 

Финансовая независимость:

Коэффициент по Кендалла:

Процедура нормирования заключается в следующем:

а) критериям, для которых оптимальным значением является минимальное, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления значения минимального показателя на соответствующий показатель ООО «Фрахт» –19,402 руб./ед. услуги; следовательно, ей присваивается значение 1; остальные показатели: для компании ООО «ДНЛогистик» – 0,349; ООО «ТрансДВ» – 0,515; ООО «Возовоз» – 0,393; ООО «Ланкс» – 0,500;

Рейтинги ТЭК:

 

 

2,746

Таблица 1.5. Рейтинги ТЭК.

Фирма Рейтинг
«Ланкс»
«Возовоз»»
«ТрансДВ» 2,746
«Фрахт»
«ДНЛогистик»

 

Вывод: самый высокий рейтинг имеет фирма «Ланкс», следовательно именно она может быть рекомендована для выбора транспортно-экспедиционной фирмы для организации отправки контейнеров.

 

Задача №2.

Оценка характера поставок грузов с точки зрения их равномерности и ритмичности.

В задаче необходимо произвести оценку характера поставок груза с точки зрения их равномерности и ритмичности. Результаты необходимы для того, чтобы при продлении договорных отношений рациональным образом оформить условия договора и предложить клиенту более высокий уровень его обслуживания. Это, в свою очередь приведет к тому, что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распределения.

До этого времени, согласно договору поставки (который был заключен на 6 месяцев), предприятие обязалось к десятому числу каждого месяца поставлять клиенту партию деталей в размере 125 единиц.

На основании этих результатов необходимо провести расчеты по заданию, а также сравнить эти результаты с результатами главного конкурента. При этом известно, что коэффициент равномерности поставок конкурента равен 87 %; коэффициент аритмичности 0,55 %; среднее время задержки поставок – 3 дня.

Алгоритм решения

Таблица 2.1.

№ варианта Объем поставки, ед. Время задержки поставки, дни
январь февраль март апрель май июнь
                         
                         

1. (по варианту 5) Динамика объема поставок, для того, чтобы оценить обозначенные в условии коэффициенты, необходимо знать следующее.

Равномерность поставки – это соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.

Ритмичность поставки – это соблюдение временных и количественных параметров поставки, обусловленных договором поставки, с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.

Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле (2.1) и измеряется в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к верхней границе, тем равномернее поставка.

где К вар – коэффициент вариации, который рассчитывается по формуле (2.2).

где – среднеквадратичное отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период (формула 2.3);

П ср – средний размер поставки за весь период, рассчитывается по формуле:

где Пi – поставка за i – отрезок времени

Согласно известным данным произведем расчеты по формулам (2.1) – (2.4), причем сделаем это в обратном порядке. порядке.

Таким образом, в сравнении с главным конкурентом данное предприятие имеет более равномерные поставки в отношении объемов партии.

Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо вычислить коэффициент аритмичности по формуле (2.5). Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, однако поскольку мы рассчитываем не ритмичность, а аритмичность, то нетрудно догадаться, что чем лучше (ритмичнее) поставки, чем ближе данный коэффициент к нулю.

где n – количество периодов поставки;

П д – поставка по условиям договора за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах);

П ф – поставка фактическая за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах).

Согласно произведенным расчетам очевидно, что в отношении ритмичности поставки данное предприятие имеет преимущество перед конкурентом.

Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к формуле:

(2.6)

и произведем соответствующий расчет:

где n – количество анализируемых периодов;

m – количество поставок, по которым зафиксирован факт отклонения;

ТЗ i – длительность задержки по i– й поставке.

Расчеты показали, что средняя длительность задержки поставок анализируемого предприятия меньше времени его основного конкурента. В сравнении с одним конкурентом предприятие имеет преимущество в отношении всех трех показателей.

2. (по варианту 9)

 

 

 

Ответ (вариант 8): К рав =94,41%, К ар =1,24%; ТЗ ср = 2 дня.

Ответ (вариант 9): К рав =95,69%, К ар =0,46%; ТЗ ср = 1 день.

 

Задача №3.

Определение оптимальных схем доставки груза.

Экспедиторской фирме необходимо произвести выбор оптимальной схемы доставки 30 т груза от отправителя до получателя через распределительный склад. Возможны три варианта доставки груза, представленные на рисунке

1 вариант

ТЗрс№1, у.е
Распределительный склад №2
Распределительный склад №1
Грузополучатель
Грузоотправитель

Автотранспорт y, км

 

Жел.дорога, x

 

ТЗжд, у.е.

 

 

Автотранспорт m, км

2 вариант

Автотранспорт b, км

 

 

ТЗавто m, у.е. ТЗавто b, у.е.

 

 

3 вариант

ТЗрс№2, у.е.

 

Автотранспорт m+b, км

 

Рис.3.1. Варианты доставки груза грузополучателям

Продолжительность доставки груза с ж/д:

где tж.д., tскл, ta/m – соответственно продолжительность доставки груза по железной дороге, нахождения на складе и перевозки автотранспортом.

Продолжительность доставки груза:

Таблица 3.1.

№ варианта x,км y,км m, км b, км ТЗжд, у.е. ТЗрс№1, у.е. ТЗавто, у.е. ТЗавто m, у.е. ТЗавто b, у.е. ТЗрс№2, у.е.
                     
                     

Вариант 8.

1-й вариант:

Транспортные затраты: 280+23+19=322 у.е.

Продолжительность доставки груза:

2-й вариант:

Транспортные затраты: 490+30+51=571 у.е.

Продолжительность доставки груза:

3-й вариант: доставка груза по прямому варианту, минуя распределительный склад.

Транспортные затраты: 490+51=541 у.е.

Продолжительность доставки груза:

Вывод: окончательный выбор варианта делает владелец груза (товара), учитывая при этом следующие обстоятельства.

Если груз нужен срочно (например, запасные части для ремонта), то главным критерием для выбора будет продолжительность доставки, т.е. 3-й вариант. Если критерий времени не столь важен, как затратная часть, то предпочтение будет отдано 1-му варианту.

Вариант 9.

1-й вариант:

Транспортные затраты: 260+40+15=315 у.е.

Продолжительность доставки груза:

где tж.д., tскл, ta/m – соответственно продолжительность доставки груза по

железной дороге, нахождения на складе и перевозки автотранспортом.

2-й вариант:

Транспортные затраты: 450+47+38=535 у.е.

Продолжительность доставки груза:

3-й вариант: доставка груза по прямому варианту, минуя распределительный склад.

Транспортные затраты: 450+47=497 у.е.

Продолжительность доставки груза:

Вывод: окончательный выбор варианта делает владелец груза (товара), учитывая при этом следующие обстоятельства.

Если груз нужен срочно (например, запасные части для ремонта), то главным критерием для выбора будет продолжительность доставки, т.е. 3-й вариант. Если критерий времени не столь важен, как затратная часть, то предпочтение будет отдано 1-му варианту.

 

 

Список литературы.

1. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание/ Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.

2. Михеева Н.В. Транспортно-экспедиционное обслуживание на железной дороге // Закон. - №7. – 2008.

3. Плужников К.И., Чунтомова Ю.А. Транспортное экспедирование. М.: ТранЛит, 2006.

4. Деловые линии: (сайт). URL:https://www.dellin.ru/

5. Ассоциация российских экспедиторов: (сайт). URL:https://www.far-aerf.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: