В зависимости от источника получения знаний выделяют




Классификация методов обучения по дидактической цели

В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

 

— методы приобретения новых знаний;

— методы формирования умений и навыков;

— методы применения знаний;

— методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

 

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)
Основой традиционной классификации являются источники знаний, характер чувственного восприятия информации (слух, зрение, осязание).

На этом основании выделяют методы:

- словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктаж, работа с книгой, учебная дискуссия, диспут);

- наглядные (наблюдения, демонстрации, иллюстрации);

- практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра)

 

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)

Выделяют следующие методы:

· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) (сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

· репродуктивные (преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);

· проблемного изложения (преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства);

· частично-поисковые (эвристические) (Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания);

· исследовательские (Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему; учащиеся самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

 

39. Методы обучения. Метод и прием. Классификация методов обучения.

Под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений).

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он определяет:

1) цель обучения;

2) способ усвоения;

3) характер взаимодействия субъектов обучения.

 

Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения. В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения.

В зависимости от источника получения знаний выделяют

· словесные,

· наглядные

· практические методы.

·

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, семинар, лекция, работа с книгой). Их основное назначение – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов.

Наглядные методы (демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, рисунков и т. д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач,и т. д.). Основное назначение – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является персональный компьютер, значительно расширяющий возможности наглядных методов в обучении.

Практические методы (упражнения, практические и лабораторные работы). Главное назначение – получение учебной информации на основании практических действий, выполняемых обучаемыми или обучаемым в процессе проведения различных практических работ.

 

В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых по усвоению учебного материала выделяют следующие методы обучения:

· объяснительно-иллюстративный,

· репродуктивный,

· проблемный,

· частично-поисковый (эвристический)

· исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод предназначен для организации усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Этот метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность педагога направлена на передачу учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т. д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

Репродуктивный метод способствует формированию навыков и умений использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.

Проблемный метод применяется для раскрытия в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Деятельность педагога заключается в выявлении и классификации проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, формулировке гипотез и демонстрации способов их проверки. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т. д.).

Частично-поисковый (эвристический) метод используется для постепенной подготовки обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает обучаемым как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки и т. д. Деятельность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахождения путей их разрешения.

Исследовательский метод позволяет решить следующие основные задачи – обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет обучаемым новые проблемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения.

 

37.Процесс обучения. Сущность и содержание процесса обучения.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучение двусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.

Сущность обучения проявляется в его функциях:

•формирование знаний, умений и навыков;

•формирование мировоззрения и сознательности;

•физическое, физиологическое и психическое развитие;

•профессиональное ориентирование;

•подготовка к непрерывному образованию в ходе практической деятельности;

 

Содержание обучения определяется требованиями государственных стандартов образования, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

Ведущая роль в обучении отводится педагогу. Он использует систему основных принципов, методов и форм обучения; контролирует и анализирует процесс обучения и его результат. Педагог также стимулирует активность обучаемых, оказывает им помощь в учении.

Обучение зависит от конкретных условий: политических, экономических, правовых, финансовых, от уровня профессионализма педагогов, от способностей и возможностей обучаемых, от состояния учебной базы.

 

36(два варианта)Принципы обучения.

А) Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения. Принципы содержат практические указания по осуществлению обучения.

 

1. Принцип научности предполагает отбор научного материала для содержания учебных дисциплин в соответствии с современным состоянием развития науки и уровнем развития обучаемых.

2. Принцип наглядности – т.к. эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, то это требует широкого использования самой разнообразной наглядности (плакаты, рисунки, муляжи, специальная аппаратура и т.д.)

3. Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний не хаотично, а в определённой системе.

4. Принцип сознательности и активности – отражает необходимость формирования познавательной мотивации у обучаемых через их активную деятельность – решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях и т.д.

5. Принцип доступности требует учёта особенностей развития обучаемых с точки зрения их возможностей и предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

6. Принцип прочности предполагает, что знания обучаемых должны прочно закрепиться в их памяти, стану частью их сознания.

7. Принципсвязи обучения с практикой предполагает отбор учебных предметов, обеспечивающих связь обучения с жизнью и подготовку к жизни

 

Б) Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

 

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

 

•Принцип развивающего и воспитывающего обучения(направлен на достижение цели всестороннего развития личности.)

Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

 

•Принцип сознательной активности

Осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

 

•Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

 

•Принцип систематичности и последовательности.

Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

 

•Принцип научности.

Проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

 

•Принцип доступности(основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.)

Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

 

•Принцип прочности

Основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

 

•Принцип взаимосвязи теории и практики.

Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

 

•Принцип завершенности процесса обучения(основан на достижении максимального усвоения материала.)

Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

 

35. Дидактика. Предмет, задачи дидактики. Проблемы, исследуемые дидактикой.

Термин дидаĸтиĸа происходит от греч ИЗУЧАЮЩИЙ, ПОУЧАЮЩИЙ.

Дидактика - это научная дисциплина, я заменяемая исследования теоретических и методических основ обучения.

Или же дидактика - это общая теория обучения

 

Цельдидаĸтиĸи — самостоятельное исследование проблемы воспитания и обучения.

Главная фунĸция — научное обоснование праĸтиĸи обучения. Содержит в себе социологию математиĸу и другое.

В современной дидаĸтиĸе выделяют принципы:

1. Научный. Использование терминологии, отслеживание научной информации, усложнение, информирование учениĸов о последних новостях науĸи, формирование элементов стиля итд

2. Доступности. Уровень подготовленности, учёт возраста. Обучение с постепенным нарастанием трудности.

3. Сознательности и аĸтивности. Понимание целей и задач предстоящей работы.

4. Наглядности. Использование наглядных примеров. Изготавливание совместных учебных пособий. Различные виды наглядности.

5. Систематичность. Формировать на основе логичной связи. Распределять на завершённые части.

6. Обобщающие уроĸи для систематизации.

7. Прочности. Изучая новое связывать его с прошлым.

8. Принцип теории и праĸтиĸи. Коротĸий промежутоĸ времени. Проверять самостоятельной/ ĸонтрольной работой.

Дидаĸтичесĸий принцип — основные положения, определяющие содержания формы учебного процесса вы соответствии с целями.

 

Предмет дидакти:

1) является связь преподавания и учения, то есть их единство, а также условия, которые крайне необходимы для протекания процесса учения и преподавания.

2)обучение как средство образования и воспитания человека

3)условия, необходимые для эффективного протекания процесса преподавания-учения

 

Задачи:

1)изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе.

2)определяет задачи обучения.

3) разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос "Как обучать ". Примерам этой задачи может служить внедрения в педагогическую практику различных технологий обучения.

4)определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Таким образом, можно сказать, дидактика отвечает на вопрос "чему обучать".

5)изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследование проблем обучения.

6)формирует общие основные принципы применения и создания средств обучения который играет главную роль в образовательном процессе. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос" с помощью чего обучать".

7)обобщает и анализирует передовой Педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения.

 

Проблемы, исследуемые дидактикой:

• выявление целей образования и обучения (отвечает на вопрос: для чего, с какой целью учить?)

•разработка педагогических основ содержания образования (иными словами, дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить, какой должна быть система ЗУН(ов), подлежащих овладению учащимися в процессе обучения?).

• исследование сущности, закономерностей и принципов обучения, путей повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся, их знание обеспечивает эффективность обучающей деятельности;

• изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся и путей ее активизации в процессе обучения;

• совершенствование методов и форм организации обучения, определение условий их наиболее активного применения;

•одной из задач (задача — часть проблемы) дидактики является разработка общих принципов создания и использования средств обучения (учебников, учебных пособий, наглядности, технических средств, различного учебного оборудования).

 

34. Физическое воспитание. Средства физического воспитания

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Содержание физического воспитания представляет собой часть социально-исторического опыта, который включает в себя знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека и его двигательную культуру.

Содержание физического воспитания включает в себя:

а) личную гигиену;

б) закаливание организма в естественных условиях;

в) физические упражнения.

 

Задачи физического воспитания:

1. Содействовать правильному физическому воспитанию и укреплению здоровья, закаливание.

2. Развивать двигательные качества (быстроту, силу, ловкость, выносливость).

3. Формировать двигательные умения и навыки.

4. Воспитать устойчивый интерес и потребность в занятиях физической культуры.

5. Развивать нравственные качества личности.

6. Приобретать знания в области гигиены, медицины, физкультуры и спорта.

7. Развивать задатки и склонности к основным видам спорта.

 

Средства физического воспитания:

а) естественные силы природы (солнце, воздух, вода);

б) гигиенические факторы (организация режима питания, труда, отдыха; оборудование жилища; гигиена одежды и обуви);

в) утренняя гимнастика;

г) уроки физкультуры;

д) форма внеклассной спортивно-массовой работы (гимнастика, спортивные игры, туризм).

 

33. Эстетическое воспитание. Содержание эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

•знание законов, по которым создаются произведения искусства;

•воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

• развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

 

В содержание эстетического воспитания входит:

· Формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.). Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

· Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений.

· В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры, слушая музыку, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах.

 

32.Трудовое воспитание. Профориентация

 

Трудовое воспитание – есть последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности) и элементарных умений на бытовом уровне.

Цель трудового воспитания – воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи: осознание целей и задач труда; воспитание мотивов трудовой деятельности; формирование трудовых умений и навыков.

Задачи трудового воспитания учащихся:

• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержательную основу (содержание) трудового воспитания составляют следующие виды труда:

· Умственный труд (является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости);

· Физический труд (здесь создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности);

· Общественно полезный труд (организуется в интересах всего коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию, летнюю работу на школьном участке и другие виды труда.)

Профессиональная ориентация школьников– целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии

Основными задачами профориентации являются:

1. актуализация проблемы профессионального самоопре­деления;

2. формирование адекватного отношения к системе про­фессионального образования;

3. более широкое знакомство с профессиями и требовани­ями, которые они предъявляют к человеку;

4. информирование старшеклассников о потребностях ре­гиона в кадрах, о возможностях трудоустройства.

 

31. Воспитание. Цели и задачи воспитания. Закономерности воспитания.

 

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

· В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

· В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

· В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.

· В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Цель: полноценное нравственное и физическое воспитание детей и подростков, формирование у них активной жизненной позиции и их гармоничного развития.

Задачи:

1. Воспитание духовно-нравственных качеств, чувства ответственности, дисциплины, патриотизма и любви к природе;

2. Формирование их физического развития, приобщение к активному образу жизни и экстремальным видам спорта и отдыха;

3. Развитие у них способности работы в коллективе;

4. Приобретение ими навыков выживания и психологической устойчивости в критических ситуациях;

5. Образование у них самостоятельного мышления:

6. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения.

 

Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания:

Закономерность воспитания 1. Воспитание тесно связано с обучением.

Усваиваемые во время обучения знания, умения и навыки идут рука об руку с воспитанием. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Поэтому необходимо выбирать образовательные учреждения, способные удовлетворить запросы в развитии способностей и задатков вашего ребенка. В то же время, воспитание не повторяет учебные задачи. Цель воспитания – сформировать личность и нравственные качества человека, привить культуру общества, в котором предстоит жить данному человеку.

 

Закономерность воспитания 2. Воспитание воздействует на все сферы ребенка.

Происходит развитие интеллектуальной (способность решать жизненные задачи, находить выход из трудных ситуаций), эмоционально-волевой (способность действовать вопреки сопротивлению среды, преодолевать трудности, управлять своими эмоциональными состояниями), физической (здоровье) сфер человека.

Если развитие в каком-либо из этих аспектов не происходит, необходимо пересмотреть воспитательную стратегию.

 

Закономерность воспитания 3. Воспитание должно быть оптимистически направлено. Лучшее взрастить, негативное уменьшить, перестроить и ослабить.

В воспитании должен делаться акцент изучении каждого учащегося, чтобы воспитатель мог учитывать сильные и слабые стороны воспитанников и мог выстраивать взаимодействие с ними таким образом, чтобы поддерживать и развивать то, что необходимо на данном этапе развития. Правило «воспитывать всех под одну гребенку» противоречит этой закономерности.

 

Закономерность воспитания 4. Воспитание будет эффективным, если оно активно опирается на общение со взрослым и совместную деятельность.

По сути воспитание и состоит из вербальных и невербальных (деятельностных) форм воздействия на формирующуюся личность ребенка. Общение и совместная деятельность – залог успешного воспитания. Важно следить, чтобы эти виды активности сопровождались позитивными эмоциями.

 

Закономерность воспитания 5. Воспитание всегда сопровождается сопротивлением воспитательному воздействию.

Будьте готовы к трудностям и сопротивлению. Никакое развитие не дается легко. Это труд, к которому ребенок изначально не приучен. Личный пример и принцип любви (активная заинтересованность в жизни и развитии ребенка) позволят вам преодолеть сопротивление ребенка.

Сопротивление может быть очень сильным, тогда необходимо пересмотреть, соответствует ли наше воспитательное воздействие способностям и потребностям самого ребенка. Рассмотрение потребностей ребенка делает процесс воспитание более легким и радостным, а в конечном счете более продуктивным.

 

Закономерность воспитания 6. Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности

На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

 

29. Педагогика как наука. Предмет, задачи педагогики

Педагогика - наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его развитие и возраста.(это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения)

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие на протяжении всей его жизни.

Объектом педагогики выступает человек,развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:

· выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

· изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

· внедрение результатов исследований в практику преподавания;

· планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

 

28. Психологические особенности старшего школьного возраста (16-18 лет).

Юношеский возраст это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.

Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.

 

Особенности возраста:

· завершение физического развития организма, полового созревания

· замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности

· быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей

· развитие самосознания

· развитие индивидуальности

· выбор профессии

· начало формирования взаимных отношений между полами.

 

Основные задачи развития:

 

· обретение личностной тождественности и целостности (идентичности)

· обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола

· профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии

· развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности..

27. Психологические особенности подростка (11-15 лет).

Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.

Основные характеристики возраста:

· формирование нового представления о себе, укрепление самооценки

· стремление к общению со сверстниками

· развитие рефлексии

· бурное и плодотворное развитие познавательных процессов

· формирование абстрактного и теоретического мышления

· становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти

· развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач

· бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

Основные задачи развития в 5 классе:

· овладение базовыми школьными знаниями и умениями

· формирование умения учиться в средней школе

· развитие учебной мотивации, формирование интересов

· развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других

· формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе

· формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.

 

Основные задачи развития в 6-7 классах:

 

· формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания

· формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов

· формирование интереса к другому человеку как к личности

· развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа

· развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии

· развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки

· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания

· развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям

· формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

 

Основные задачи развития в 8 классе:

 

· формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать их на основе вывода, развитие рефлексии

· развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния

· развитие воображения

· развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности

· формирование форм и способов дружеского, избирательного общения

· формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека

· развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

 

26. Психологические особенности младшего школьного возраста (6-10 лет).

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: