План-конспект воспитательного мероприятия по направлению: нравственное воспитание.
Тема: «Значение этикета в нашей жизни»
Цель: формирование этических норм поведения в нашей жизни.
Задачи:
Образовательные: - формирование употребления вежливых слов
- формирование порядка в общественных местах
- формирование доброжелательного отношения к старшим
Коррекционно-развивающие: -развитие стремления у учащихся быть добрыми и терпимыми в обществе людей;
-развитие устной речи и коммуникативных навыков учащихся.
Воспитательные: -воспитание уважительного и доброго отношения друг к другу и к окружающим людям;
- воспитание чувства самопожертвования, взаимопомощи и взаимовыручки.
Планируемые результаты:
· Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность;
· Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, и права каждого иметь свою.
· Познавательные: решать проблемы творческого и поискового характера;
· Личностные: формирование понимания основных моральных норм, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Методы: беседа, совет, обсуждение стихотворения «Здравствуйте», викторина «Этикетные задачи»
Материально-техническое оснащение:
приложение с иллюстрациями «растерянного Пети», «Изображение с бабушкиными репликами», ПК, мультимедийный проектор, экран
Структура мероприятия: 1. Знакомство с «героем» классного часа (2 минуты) (приложение1)
2. основная часть (40 минут)
2.1. ситуации с мотивирующими картинками (10 минут) (приложение 2,3)
2.2. чтение стихотворения «здравствуйте» и обсуждение (5 минут)
2.3. викторина «этикетные задачи» (10 минут)
2.4. загадки (5 минут)
2.5. соединение половинок пословиц (10 минут)
3. подведение итогов (5 минут)
Ход классного часа.
-Здравствуйте, ребята я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?
Дети: Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …
Вывешивается лист с изображением "бабушки Пети В (бабушка восклицает: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”)
-Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?
Дети высказываются.
Прикрепляется на доске лист с репликами “гостя”:
· А кому нужны эти хорошие манеры?
· Не все ли равно, как есть?
· И вообще, кто все это выдумал?
- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…
Предлагается учащимся ответить на вопросы:
1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?
Дети дают ответы.
- Что для этого надо знать?
Выслушиваются предположения детей.
- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет.
ЭТИКЕТ
- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...
ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.
- Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным -давно... Для этого совершим путешествие во времени...
На экран проектора выводится изображение древнего грека. “Древняя Греция. Красивое поведение”
- Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».
Детям предлагается объяснить понимание девиза.
Проводим второе "перемещение". Выводим на экран изображение рыцаря.
- В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.
Даем возможность высказать своё понимание поведения людей данной эпохи.
Проводим третье "перемещение", выводим изображением джентльмена.
-В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.
Предлагаю дать объяснение любому из перечисленных качеств.
- Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.
- Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. (читаю стихотворение)
Какое прекрасное слово: «Здравствуйте».
Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
Будьте добры иль будете любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Этикетные задачки
«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»
Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?
Кто первым должен поздороваться?
Какие слова- приветствия вы знаете?
Всем ли можно говорить слово «привет»?
Этикетная задачка 1
Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» - изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?
Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.
Этикетная задачка 2
В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» - закричал Нехочуха воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?
Ответ: Нехочуха должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.
Загадки
1) Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (“спасибо”)
2) Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (“Добрый день”)
3) Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: “Извините, … (“пожалуйста”)
4) И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (“До свидания”)
Соедините половинки пословиц
1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай
2. Береги платье снову, а честь смолоду..
3. У Сидора обычай, у Карпа свой.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, что недолго гостит.
6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
8. Не дорог подарок – дорога любовь.
9. О пустяках спорить – дело упустить
10. По одежде не суди, по делам гляди.
11. Слово – серебро, молчание – золото.
12. Хоть не богат, а гостям рад.
13. От слова спасенье, и от слова погибель.
14. На незваного гостя не припасена и ложка.
15. От одного слова, да навек ссора.
Вывод: Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу.
Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.
Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.