Kak Медведь пень потерял




Шел по лесу Медведь. Долго шел, приморился, смотрит — пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, дубовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пне посидеть. «Ох, хорошо, — думает, — Машенька наконец-то домой убежала, некому теперь мной командовать. А то заладила: "Не садись на пенек, не ешь пирожок". Так из-за нее ни одного пирожка и не попробовал, а небось вкусные были, с малиной да брусникой». Отдохнул мишка на пне, поворчал всласть, поохал, пирожки вспоми­ная, да и отправился домой. А пень так и остался стоять — крепкий, даже медведю тяжелому не под силу его развалить. Медведю-то не под силу, а вот жукам-древоточцам, жукам-короедам, муравьям разным под силу такое дело оказалось. Махонькие все, некоторых-то и глазом не видать, а как всем миром набросятся, понаползут отовсюду, начнут пень крошить, жевать, ходы в нем рыть, квартиры строить, тут и конец пню приходит. Вроде был он, пень-то, вчера еще стоял, а сегод­ня—в труху превратился. Был пень — и нет его.

Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорли­вых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько!


 

 

СКАЗКИ

Лежи, знай себе, под корой, да грызи, что попадется, жиру набирай, расти. Сказано — сделано. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры стро­ить. Тут и личинки жуков-усачей, златок, жуков-сверлил по­явились, да мало ли еще народцу всякого набежало! Живут-жуют, горя не знают. Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие-премаленькие споры-кружочки. И выросли из тех спор маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу засобирались. Хоть и долго пол­зли, а все же на пень взобрались, лакомятся водорослями — не зря в такую даль тащились!

А на самой верхушке пня мох зеленый появился — яркий, пушистый. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и на­ползла мелочь лесная под моховую крышу, жучки-червячки всякие. На пеньке живут, пенек жуют, мхом укрываются. Не узнать пень — в настоящий дом превратился, а дырочек-то, дырочек сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выгля­нет. А с одной стороны пень и вовсе не узнать. Ну и красоти-ща какая! Дружная семейка грибов-опят выросла, тоже лаком­ство для случайного гостя. Для гостей, может, и лакомство, а для пня опять погибель: грибы-то тоже пень разрушают.

Так и живут они: личинки древесину жуют, толстеют. Ко­торые побольше — тех, которые поменьше, едят; улитки по пню ползают, весь он мхом да грибами покрылся. Осенью еще и листья с берез на него нападали, как будто кто на пень шапку надел. Совсем не похожим стал пень на красавца, который Мишке креслом служил. Тут еще муравьи про пень прознали. Муравейник-то их неподалеку построен был, да тесновато всем муравьям вместе жить стало, надо новый дом строить. Стали они подходящее место искать, а тут пень как раз и подвернул­ся. Послали муравьи своих разведчиков: ползите, мол, разуз­найте, хорош ли пень да кто в нем живет. Добрались муравьи-разведчики до пня и спрашивают: «Кто-кто в этом пенечке-те­ремочке живет?» Как тут набежали жильцы пеньковые: «Кто покой наш нарушить посмел? Мы тут живем, дом стережем, чего вам надобно?» Отступили муравьи, но не испугались. «Нам, — говорят, — ваш пенек тоже понравился, жить здесь хотим». Завозмущались жуки-короеды, улитки-тихоходы, а муравьев и след простыл. Ну, жильцы пеньковые и успокоились. Боль­ше, говорят, не придут муравьишки несчастные. Как бы не так! Пришли муравьишки, пень заняли, кого в плен взяли, кого прогнали, личинок жирненьких съели. Засуетились, забегали, день-деньской свой новый дом оборудуют: где квартирку для


 
 

СКАЗКИ

своих личинок построят, где — коридорчик, а самое лучшее место, в глубине пня, для самой главной царицы муравьиной оставили. Бегали-бегали, суетились-суетились, глядь, исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусоч­ки эти жуки-червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживался. Забрел он как-то в знакомые ме­ста, сонливость его одолела, тут-то он о пенечке и вспомнил. Пришел на поляну, где пень стоял, а там, кроме муравейни­ка, ничего и не видать. «Как же так? — думает Медведь, — точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Если уж я-то, хозяин лесной, его не раздавил, то больше никто не мог. — Почесал лапой в затылке: — Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?

обсуждение текста

1-й вариант. Кто жил в пеньке? Зачем им нужен был пень?
Почему пень исчез?

2-й вариант. Объясните Медведю, куда пропал пень.

3-й вариант. Выберите кого-нибудь из обитателей пня и
от его имени расскажите, зачем он поселился там и что
делал (например, один из ребят будет представителем
жуков-короедов, другой — муравьев). В такую игру можно
ввести и театральный элемент.

В конце обсуждения необходимо еще раз подчеркнуть, что пень не просто исчез, а превратился в почву, и что для этого трудились очень многие животные, растения, гри­бы.

задания

/ Найдите пень в парке, сквере, лесу. Пусть ребята вни­мательно его рассмотрят при помощи лупы. Кого из ге­роев сказки они обнаружат? Как дети думают, что делает каждый из «пеньковых жителей»? Что случится с этим пнем в будущем? Почему?

Примечание. Сказка помогает закрепить знания детей об об­разовании почвы, о круговороте вещества и о роли различных организмов в этих процессах.


'

СКАЗКИ

История одного пруда51

Весеннее утро не предвещало ничего особенного. Слабые лучи солнца едва пробивались сквозь облачное покрывало. Легкий ветерок дул, но не освежал: из заводских труб выпол­зали кольца едкого дыма, от чего небо приобретало серова­тый оттенок унылости. Деревья покачивали молодой, но уже запыленной листвой. Казалось, они пытались дать понять всему миру, что устали поддерживать чистоту воздуха. Люди же, по обыкновению, просыпались, завтракали и шли на ра­боту, в школу, по своим делам. Вот и Маша в тот день выш­ла из дому пораньше. В последнее время, перед школьными экзаменами, учиться совсем не хотелось. «Если бы сейчас произошло что-нибудь невероятное!» — мечтала она. Но все было обычным, как всегда. Девочка грустно вздохнула и на­правилась к маленькому пруду, который находился в трех минутах ходьбы от школы. Время от времени она проверяла, не появились ли там новые жители — лягушки или водомер­ки. Пруд уже давно выглядел как грязная лужа: по воде, словно кораблики, плавали конфетные фантики и пакеты из-под сока. Вряд ли даже самая отчаянная лягушка решится посетить та­кой водоем. Маша снова вздохнула и попыталась увидеть свое отражение в воде, что было непросто из-за больших расплы­вавшихся мазутных пятен. Вдруг по глади воды пошли круги, и на один из ярких фантиков взобралось маленькое странное существо. Таких Маша прежде никогда не встречала. «Вот оно, невероятное!» — промелькнуло в голове у девочки, и она склонилась над водой. А существо тем временем негромко

заговорило:

— Привет! Я за тобой давно наблюдаю. Почему ты сегодня

такая грустная?

Девочка не верила своим глазам.

— Кто ты? — наконец спросила она.

— У меня не совсем обычное имя — Испруд, — ответило
существо, — потому что я — история этого пруда.

— История? — удивилась Маша. — Разве у прудов бывают ис­
тории?

— Еще какие! Короткие и длинные, веселые и печальные.

Хочешь, расскажу?

* Текст написан в соавторстве с Н. Барабанщиковой, магистрантом Международного университета (г. Москва).


I


 

 

СКАЗКИ

— Конечно, — обрадовалась девочка. — Только разве это
пруд, это же просто грязная лужа!

— Да... — теперь вздохнул уже Испруд. — На озеро он сей­
час действительно не похож. А ведь всего несколько лет назад
все было по-другому, — необычный собеседник на минуту о
чем-то задумался. — Пруд этот существует здесь так давно, что
никто уже и не помнит, когда он появился. Тогда его история
была еще веселой, а вода прозрачной. Но вот однажды сюда
приехали люди, чтобы создать новый район города. Они вы­
рубили деревья, расчистили места для постройки дорог и мно­
гоэтажных домов. Конечно, не забыли и о школе, выбрали для
нее хорошую светлую поляну рядом с водоемом. Ребята из новой
школы на перемене часто выбегали на его берег и наблюдали
за жизнью водных обитателей. Пруд был очень красивым и уют­
ным. На его поверхности плавали листья-«сердечки» и бело­
снежные цветки кувшинок, у берега над водой возвышались
изящные листья стрелолиста, желтые цветки водяного ириса,
коричневые початки рогоза, или камыша, как его все называ­
ли. Местами водная гладь сплошь была покрыта кожистыми
овальными листьями рдестов, среди которых резвились водомер­
ки. В свободной от растений части пруда важно плавала пара
уток, время от времени ныряя в поисках пищи. Повсюду мель­
кали стрекозы, совершая виртуозные полеты.

А под водой существовал другой, маленький, но тоже на­стоящий, живой мир. Его не так-то просто было разглядеть с берега. Разнообразные водоросли и подводные растения с рас­сеченными листьями выглядели как ажурный подводный лес, в котором, как и положено, обитали жители. Среди них были медлительные улитки, резвые лягушки и тритоны, в мягком иле извивались личинки комаров и стрекоз, весело вытанцовыва­ли пиявки. Мелкие рыбки носились подобно торпедам; греб­ли лапками, как катамараны, жуки-плавунцы; усердные пау­ки-серебрянки ловили пузырьки воздуха, поднимаясь к поверх­ности воды, и строили из них домики. Незаметные человечес­кому глазу дафнии и циклопы пропускали через себя, как че­рез маленькие фильтры, воду, и она становилась чище. Всех обитателей было просто невозможно пересчитать. Нельзя утвер­ждать, что все они жили в дружбе и согласии. Были и драки, и погони, и ссоры. Одни охотились, чтобы пообедать, дру­гие боролись между собой за пищу и кров. В- общем, жизнь была непростой, но все как-то сосуществовали в этом малень­ком пруду и зависели друг от друга. Некоторых обитателей было много: тут и там шныряли головастики, устраивая соревнова-


С К A3 К И

ния по скорости плавания. Наиболее редкие жители пользо­вались особым уважением соседей. Все имели свои обязанно­сти: -одни занимались уборкой пруда, поддерживая чистоту и порядок, другие следили за состоянием и ростом растений, третьи улаживали отношения с соперниками, защищали своих детишек. Одним словом, пруд существовал, расцветая жизнью весной и летом и замирая зимой.

Все было замечательно, но вот как-то в школе решили, что пруд должен приносить пользу. Ученики стали вылавливать сачками из воды то элодею для микроскопических препаратов по ботанике, то не успевшего увернуться жука-плавунца для школьного аквариума. Классов в школе было много, и каж­дый ученик хотел отличиться и выловить самое интересное растение или животное. За несколько лет ребята вытащили из воды множество красивых растений, которые могли бы еще не один год зеленеть, расти и служить домом для подводных оби­тателей, но были обречены высыхать в жестких оковах герба­рия. Наверное, эти растения хотели бы во весь голос прокри­чать о своем сильном желании жить, но не умели этого делать. Со временем ученики собрали и раковины доверчивых и беспо­мощных перед человеком моллюсков. Даже у маленького юрко­го паука-серебрянки разломали нежный воздушный домик, а его самого насадили на острую иголочку и засушили для коллекции. Особо старательные ученики получали хорошие оценки...

Через несколько лет утки улетели, все кувшинки были со­рваны мальчиками и подарены девочкам. Прежние обитатели водоема грустили о доме и родственниках, доживая свой век в «живом уголке» школы. Для пруда наступили тяжелые времена.

— Наверное, это был печальный период его истории,.-•— до­
бавила Маша. — А что случилось потом?

— Исчезновение многих водных обитателей привело к тому,
что оставшимся не стало хватать пищи. Немногочисленные
«санитары» водоема с трудом справлялись со своими нелегки­
ми обязанностями, в пруду стало трудно дышать, распростра­
нились болезни. Оказалось, что самые, казалось бы, обыкно­
венные и неприметные обитатели пруда приносили пользу сво­
им соседям. Не было бесполезных или лишних жителей. Те­
перь же пруд выглядел совсем уныло. Он нуждался в помощи
и не мог больше радовать разнообразием цветущих растений и
плеском рыбы. А ведь ты, Маша, знаешь, что люди любят
только красивое и привлекательное. Поэтому пруд все мень­
ше и меньше интересовал школьников и жителей окрестных
домов. И что удивительно: никому и в голову не пришло по-


 

СКАЗКИ

жалеть и защитить его. Проходя мимо, люди бросали в него бутылки из-под воды, одним словом, разный мусор. Ненуж­ные бумажки и окурки монотонно качались на воде, на дне уг­рожающе залегли старые батарейки. Пруд помутнел, потемнел от печали. Ребята решили, что здесь уже никто не живет, и стали мыть в его воде велосипеды. Своих собак заботливые хозяева к пруду не подпускали — боялись, что те чем-нибудь заболеют. При этом люди не переставали искренне удивлять­ся, как и почему их прекрасный пруд превратился в такую гряз­ную лужу...

— Маша! Ты ведь тоже удивлена? — неожиданно прервал
свой рассказ Испруд. Девочка задумчиво смотрела на воду.

— Как жаль, что я никогда не видела здесь лилий и рыбок.
И еще мне очень жалко паука-серебрянку. Наверное, его до­
мик выглядел волшебно...

Испруд в ответ только вздохнул:

— Эта история может скоро печально закончиться, а зна­
чит, исчезну и я. Мой пруд теперь никому не нужен.

— Послушай! — оживилась Маша. — Неужели нельзя ни­
чего сделать? Может, можно вернуть все назад? Надо обязательно
помочь пруду, ведь здесь было так здорово!

Испруд не знал, что посоветовать Маше. Он был всего лишь историей пруда. А творили эту историю люди, взрослые и Не очень.

— Маша! Я и вправду не знаю, как помочь пруду, — опе­
чалился Испруд.

— Зато я знаю! — радостно воскликнула девочка. — Я не­
медленно пойду в школу и расскажу своим одноклассникам твою
историю. Они должны узнать, каким наш пруд был раньше,
и что-нибудь придумать.

И Маша побежала в школу, а Испруд, сделав глубокий вдох, нырнул в глубь пруда ожидать своего продолжения.

/

/

обсуждение текста

• Как вы думаете, чем закончится эта история? Могут ли
Машины друзья помочь пруду? А что бы вы сделали на их
месте? Предложите свои варианты «оживления» пруда.

• Можно ли было сделать так, чтобы пруд и жители рай­
она жили в дружбе и согласии?

задания

^ Нарисуйте иллюстрации к тексту: а) каким пруд был в веселый период его истории, б) каким — в печальный;


 

 

СКАЗКИ

в) каким должен стать, если Маша и ее друзья смогут ему помочь.

• Нарисуйте всех жителей пруда: растения, животных. Рас­
скажите, что каждый из них делал в пруду, как они были
связаны друг с другом. Что произошло с ними, когда люди
построили рядом с прудом дома и школу?

/ Сделайте вместе со своими воспитанниками элемен­ты костюмов различных обитаталей пруда. Пусть каж­дый ребенок расскажет историю пруда с точки зрения па­ука-серебрянки, водомерки и т. п. А как звучит исто­рия пруда с позиции жителей этого района? Школьни­ков?

• Пусть ребята принесут фотографии прудов, озер, на ко­
торых когда-то побывали, и расскажут об их истории. Сде­
лайте фотовыставку «Озера, которые мы видели».

экскурсия

Посетите ближайший водоем и составьте его историю в форме рассказов и рисунков. Выясните, кто живет в нем. Что ждет этот пруд (озеро) в будущем?

Примечание. На примере этого текста можно обсудить с детьми взаимосвязи растений, животных водоемов, роль каждого из них в жизни экосистемы пруда, влияние человека:.причем имеется в виду не только обычное загрязнение, но и сбор живых объек­тов для коллекций, гербариев, что также нарушает жизнь во­доемов, приводит к печальным последствиям.


 

 

СКАЗКИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: