Как форма развития знаний




ГЛАВА IX.

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫРАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ


Проблема

как форма развития знаний

 

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются проблема, гипотеза, теория.

Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача) – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

Различают три типа проблем[1].

1. По используемым методам –

Программируемые проблемы. К данному типу проблем обычно относят стандартные проблемы, возникающие на основе определенного знания и являющиеся закономерным результатом процесса познания. Для их решения применяете определенная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности.

Непрограммируемые проблемы. К этому типу проблем относятся нестандартные проблемы, т.е. проблемы, для решения которых нет алгоритма.

Неразрешимые проблемы – это проблемы, путей решения которых нет.

2. По характеру решения –

Рутинные проблемы. Проблемы данного типа решаются по отработанным моделям и не требуют творческого подхода, так как все процедуры решения таких проблем известны.

Селективные проблемы. Проблемы этого типа решаются в определенных рамках альтернативного подбора моделей и алгоритмов их решения.

Адаптационные проблемы. Проблемы данного типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными моделями и алгоритмами их решения.

Инновационные проблемы. Проблемы этого типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с разработкой новых моделей и алгоритмов их решения.

3. По степени формализации –

Хорошо структурированные проблемы. Это проблемы, в которых зависимости между элементами целостного комплекса задач, составляющих проблему, могут получать численные значения или символы. При решении проблем такого типа используются количественные методы.

Слабо структурированные проблемы. Это проблемы, как правило, сложные, отличающиеся в первую очередь качественными зависимостями между структурными межэлементными связями проблемы. Однако они содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от специфики конкретной проблемы и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.

Неструктурированные (или качественно выраженные) проблемы. В проблемах этого типа количественные зависимости между структурными межэлементными связями проблемы совершенно неизвестны. Решение этих проблем предполагает использование эвристических методов, основанных на теоретических рассуждениях, логике, интуиции, опыте и т.д.

Проблему следует отличать от «псевдопроблем» – вопросов, обладающих лишь кажущейся значимостью.

Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых проблема была поставлена. Например, доказательство неразрешимости построения вечного двигателя было тесно связано с формулированием закона сохранения энергии.

 

Решаем задачи

Задание 1.

 

Решаем задачи

Задание 2.

 

Гипотеза

 

Слово «гипотеза» в самом широком смысле означает любое предположение, версии, решения того или иного вопроса.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – форма развития знаний, представляющая собой предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.

Предположительный характер гипотезы означает, что она не только не доказана, но и не основана в такой мере, чтобы считаться практически достоверной. В то же время научная гипотеза должна быть в той или иной степени обоснована, то есть она должна быть согласована с имеющимися знаниями и фактами и опираться на достоверные факты.

Гипотеза создается для того, чтобы дать объяснение еще не объясненным явлениям, фактам, событиям. В последующем гипотеза может быть или опровергнута, или подтверждена. Получив подтверждение, она превращается в истинное знание – теорию или модель – и прекращает свое существование. Доказанное на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Например, экспериментальное подтверждение явления радиоактивного распада.

В 1774 году Дж. Пристли, установив, что кислород поддерживает горение, оспорил «флогистоновую» гипотезу. «Кислородная гипотеза» горения нашла дальнейшее подтверждение в работах А. Лавуазье.

Далеко не всякую догадку, предположение можно назвать гипотезой. Специфическое отличие данного вида предположения от других (догадки, допущения, предсказания) заключается в следующем:

(1) Гипотеза – это форма развития знаний, выступающая связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному, от отдельных научных фактов к их обобщению и познанию законов развития исследуемых явлений.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или ряда взаимосвязанных суждений. Оно всегда является проблематичным суждением, в котором выражено вероятностное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Научная гипотеза – это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсознательно принятое предположение.

 

Виды гипотез

 

Гипотезы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от функций в познавательном процессе гипотезы различают описательные и объяснительные.

Описательная гипотеза представляет собой предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос «Что представляет собой данный объект?» или «Какими свойствами обладает данный объект?»

Так, например, возникшая в области физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения.

Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных связях в исследуемом объекте.

Таковыми являются гипотеза о существовании ледниковых периодов на Земле, предположение о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи, гипотеза о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления.

В зависимости от объекта исследования различают общие и частные гипотезы.

Общей гипотезой называется обоснованное предположение, объясняющее причину явления или группы явлений в целом.

Известно, например, что птицы, преодолевая большие расстояния, хорошо ориентируются в полете. Что служит им ориентиром? Выдвигались разные гипотезы: птицы ориентируются по магнитному полю, по Солнцу, по звездам. Но все эти гипотезы не находили подтверждения. Наконец, была выдвинута новая гипотеза – птицы ориентируются по гравитационному полю Земли, реагируя на силу тяжести на маршруте. Для подтверждения гипотезы провели эксперимент с почтовыми голубями. Одному из них вживили в мозг прибор для измерения электрической активности мозга и выпустили в незнакомой местности с таким расчетом, чтобы на пути он встретился с гравитационной аномалией. Попав в эту зону, голубь заметался, не зная куда лететь, и только вылетев из этой зоны, он взял верный курс. Так же вели себя голуби без аппаратуры. Гипотеза была подтверждена.

Примерами общих гипотез могут служить развитая в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества, современные гипотезы О.Ю. Шмидта и академика В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел.

Общие гипотезы играют важную роль в развитии науки. Многие из них превратились в научные теории. Таковы, например, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, квантовая теория и многие др.

Частная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Частные гипотезы выдвигаются в естествознании, в исторических науках, в других областях знания. Так, археолог выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Своеобразными частными гипотезами можно считать и предположения, выдвигаемые в судебно-следственной практике, так как здесь речь идет о единичных событиях, отдельных фактах, поступках конкретных людей, причинно связанных с преступным деянием.

Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое, как правило, на начальных этапах исследования. Она служит в качестве условного допущения, позволяющего сгруппировать результаты наблюдения и дать им первоначальное объяснение. Выдвинув рабочую гипотезу и убедившись, что она не может объяснить интересующее нас явление или объясняет его неверно, данную рабочую гипотезу отбрасывают и заменяют другой. Рабочая гипотеза может стать в ходе дальнейшего исследования научной гипотезой.

В судебной практике, да и в некоторых других областях человеческой деятельности, требуется восстанавливать конкретные действия и поступки людей, причины и мотивы, приводя­щие к негативным результатам их деятельности. И эта область познания характеризуется еще и тем, что результат обусловливают не одна, а несколько причин и поводов деятельности человека.

К примеру, расследование преступлений в ходе предварительного следствия, а также и судебное разбирательство носят весьма сложный характер. Здесь интуиция следователя, судьи, адвоката, их большой профессиональный опыт помогает выдвигать предположения, которые можно будет проверить и оценить с помощью вещественных доказательств, показаний очевидцев, данных судебных экспертиз, следственных экспериментов.

Рабочие гипотезы, как особый вид предположений, выдвигаемые в правовой сфере, принято считать версиями. Например, версия в судопроизводстве – одна из возможных рабочих гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

Версия (на средневековой латыни versio – видоизменение, поворот) – одно из объяснений какого-либо факта, обстоятельства; в следственной и судебной деятельности предположение о событии преступления, лицах, его совершивших, и отдельных обстоятельствах дела.

Необходимо отметить, что слово «версия» в юридической практике употребляют и в смысле «мнение», «точка зрения» участников юридического процесса (версия защиты, версия истца и ответчика). В этом смысле, конечно, «версия» уже не является аналогом научной гипотезы.

При расследовании преступлений и в судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них также различают общие и частные версии.

Общая версия – это предположение, объясняющее преступление в целом как единую систему конкретных фактов. Она отвечает не на один, а на ряд взаимосвязанных вопросов, охватывая всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? Каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или объективная закономерность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается отдельное конкретное преступление. Охватывая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

Частная версия – это предположение, объясняющее некоторые, наиболее важные обстоятельства рассматриваемого преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного анализа, по поводу каждого из них создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств.

Примерами частных версий могут быть предположения о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника, о соучастниках деяния; о способе проникновения преступника к месту совершения деяния, о мотивах совершения преступления и многие др.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, используются для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить нужные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.

Версии гипотетичны, однако, это не в полном смысле слова гипотезы. Они ситуативны и ориентированы в первую очередь на объяснение происшедшего, а не на установление закономерных связей между выявленными фактами природных явлений или событий в развитии человеческого сообщества, общественной жизни. В них в меньшей степени содержится общее, так как они ориентированы на частный случай, хотя все требования к формулированию гипотез можно распространить и к формулированию версий.

 

Решаем задачи

Задание 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: