Лингвистические взгляды В. фон Гумбольдта




(1767 – 1835)

Расширение языкового мировоззрения ученых в первой четверти ХІХ подготовило возникновение теоретического языкознания, зачинателем котрого стал В. Гумбольдт.

В. Гумбольдт – крупнейший лингвист-теоретик в мировой науке. Он был разносторонним человеком. Прусский государственный деятель и дипломат, занимал министерские посты (министр народного просвещения в Пруссии, автор реформы школьного образования), занимал должность полномочного посланника в Ватикане, Вене, Лондоне, Париже, Праге.. Ученый основал Берлинский университет, друг Шиллера, Гегеля и Гете. Родился в дворянской семье, изучал право, слушал лекции в Геттингенском ун-те по истории и философии, четыре года провел в Париже, изучая французскую литературу.

Концепция Г. опирается на идеи Й. Гердера, который одним из первых поднял вопрос о связи языка и мышления. Кроме того, на теорию Г. оказали влияние два фактора: 1) общий подъем общественной жизни второй половины ХУШ века, который способствовал изменению традиционных взглядов на язык и обусловил интерес к теоретическим вопросам языкознания; 2) распространение в Германии идей немецкой классической философии (Ф. гегеля, Ф. Шеллинга, И. Канта).

Но несмотря на воздействие философской мысли, учение Г. остается самобытным и оригинальным.

Как лингвист Г. входит в науку поздно. Его первая лингвистическая работа «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» выходит в 1920 г.. В ней Г. проводит мысль о том, что лингвистика должна быть автономной, иметь свой предмет, цели и задачи. Она должна правильно изучать язык, а именно – его форму.

Ведущий труд ученого «О языке кави на острове Ява» (1836 – 1839), в первом томе которого изложена его теория. У Гегеля и Шеллинга Г. заимствует понятие абсолютного духа, или абсолютной идеи. Категория духа – центральная у Г. Оно тождественно понятиям «духовная основа», «духовные особенности нации», «мысленная, умственная деятельность».

В анализе взаимоотношений между духом и языком в полной мере выявляется диалектика Г. Ведущим при этом является дух. Только духовная сила народа является жизненной и самостоятельной основой, а язык – это форма ее воплощения. Конкретный язык и все языки мира стремятся к наибольшему воплощению абсолютного духа, а потому языки необходимо сравнивать, независимо от того, являются ли они родственными или не имеют общего происхождения.

Дух и язык не существуют отдельно друг от друга, они образуют нераздельную внутреннюю деятельность человека. Чем больше влияние духа на язык, тем более закономерным и богатым является его развитие. Взаимодействие духа и языка является не образующим, а преобразующим: дух постоянно стремится освободиться от оков языка, и в такой борьбе обогащается содержание языка.

На определенном этапе между духом и языком наступает свого рода тождество, равновесие. Но по мере того, как в языке накапливается запас слов, составляется система грамматических правил, язык как порождение духа преображается в самостоятельную силу и сам начинает влиять на дух народа. Язык формирует его, поскольку духовное развитие возможно только благодаря языку. Язык становится основой всех видов человеческой деятельности, воспитателем всего наивысшего и утонченного в человеке.

У Канта Г. берет идею антиномий. Антиномия (< греч. anti ‘против’и nomos ‘закон’) – это противоречие между суждениями, взаимоисключающими друг друга, каждое из которых является правильным. Учение Канта об антиномиях выявило тот важный факт, что мышлению человек свойственны противоречия. Г. также считает, что, отвечая на вопрос «что такое язык», мы обязательно приходим к антиномиям.

Ведущей является антиномия внутреннего единства и противоречивости духа (мышления) и языка. Опираясь на нее, Г. формулирует ряд других:

· язык – это процесс (Energeia) и продукт (Ergon);

· язык –динамичный и статичный:

· язык – это говорение и восприятие;

· язык – коллективное и индивидуальное:

· язык – понимание и непонимание:

· язык – объективное и субъективное.

 

Ведущей также является антиномия формы и материи. Понятие формы

у Г. выходит за рамки грамматической формы. Ученый рассматривает ее в диалектическом единстве с материей. Это единство раскрывается: 1) через феномен обратимости их ролей; 2) через оформленность материи. То, что в одном отношении считается материей, в другом – обнаруживается как форма: по отношению к мышлению язык – это форма. Но, с другой стороны, язык сам становится источником идей, содержания, то есть заново становится материей для мышления.

В соответствии с видом материи, которая преобразуется, Г. выделяет внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя форма – это система звуков, лексическая и грамматическая структура, то есть фонетические, морфологические элементы и определенные значения.

Внутренняя форма характеризует язык как 1) способ мышления и способ формирования мира понятий. Это свойственный определенному языку способ организации умственной материи, способ усвоения ее элементов. Он не только связывает звучание и значение, но и выражает определенный взгляд на предмет.

 

Ср. лат. concordia ‘единство сердец’

рус. согласие ‘единство голосов’

нем. Eintracht ‘единство одежды’

2) внутренняя форма – это также совокупность выработанных языком общих структур или идей, которые имеют отношение к структуре языка;

3 ) внутренняя форма – определенный способ выражения народного духа. Определенный язык ограничивает определенный народ кругом, выйти за пределы котрого можно, только выучив другой язык. Но если человек выучит другой язык, он начнет иначе смотреть на мир. Любой язык, таким образом, – это субъективно-национальная картина мира.

Идеи В. Гумбольдта имели большое значение. Уже в самом начале ХІХ в.Г. ставит задачу преобразования языкознания в систематическую науку.

Языкознание, считает Г., как особенная отдельная наука, имеет свои цели и задачи, оно должна сделать язык вообще и отдельный конкретный язык

предметом самостоятельного изучения. Изучение любого языка должно быть двойственным: конкретный язык следует изучать через совокупность всех известных языков, а язык вообще – через этот отдельный. Все языки, считает Г., – это выявление языковой способности человек, и именно эта способность является средоточием изучения языка.

Таким образом, Г. справедливо считают основателем общего языкознания, поскольку он настаивал на необходимости общего изучения языка. Его кроме того, считают первым ученым-типологом.

Хотя в ХІХ в. идеи Г. поддержаны не были, они распростаняются в ХХ в.

(неогумбольдтианство, когнитивная лингвистика и пр.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: