Лекция. Ислам в Российской Федерации: история и современность




1. Исторические и религиозные предпосылки возникновения ислама. Мухаммад – личность и деяния. Священные книги ислама.

2. Мусульманское право (шариат, адат). Основные направления в исламе - суннизм, шиизм, суфизм. Джихад: понятие и толкования.

3. Основы исламского вероучения. Культовая практика, обряды и праздники в исламе.

4. Исламский фактор в современном мире. Распространение ислама в России.

 

1. Ислам (мусульманство, магометанство) – одна из самых молодых религий, возникшая в начале VII века в западной части Аравийского полуострова, в Мекке, где господствовало язычество. Вторая по численности после христианства, мировая монотеистическая религия. Кланы и племена Аравии соседствовали с евреями (иудеями) и христианами, и были хорошо знакомы с монотеизмом (религиозное представление и учение о едином Боге; единобожие). Монотеисты были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии пророка Ибрахима (Авраама). Ислам признает в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий. Ислам, т.е. покорность Единому Богу, была присуща всем праведникам, принявшим учение Исы (отождествляется с Иисусом Христом), Мусы (Моисей), Нуха (Ноя), Давуда (Давида) и других известных библейских пророков. С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева).

Пророк ислама Мохаммед, Мухаммед, Магомед (Мухаммад ибн Абдуллах – имя при рождении) родился 22 апреля 571 г. в Мекке, Хиджаз (территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии; здесь также находится второй священный город мусульман - Медина). Имя «Мухаммед» означает «восхваляемый», «достойный хвалы». Полное имя Мухаммеда включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии, начиная от Адама. Коран также называет его Ахмадом, то есть «более достойный похвалы». Происходил из клана Бану Хашим, племени курайшитов (правящий клан или племя древней Мекки). У него умерли отец (Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб) и мать (Амина бинт-Вахб), и в подростковом возрасте Мухаммед сопровождал своего дядю в торговых поездках в Сирию, получая опыт торговли. Впоследствии был пастухом, занимался караванной торговлей.

В возрасте 40 лет (610 г.) объявил себя посланником и пророком единого и всемогущего Бога-Творца (Аллаха) и начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, назвав ее исламом. Приняв монотеизм, отверг христианское понимание троичности Божества, в отличие от иудеев, признал Иисуса Христа, но только как пророка, после которого Бог (Аллах) призвал его, Мухаммеда, к пророческой миссии для восстановления истинной веры и правильных отношений с Богом: ислам означает «покорность». Мухаммед считал, что учения иудаизма и христианства были искажены людьми и потеряли свою актуальность после ниспослания Корана. По вере мусульман, Муххамед через архангела Джебраила (Гавриила) в течение 22 лет по частям получил от Бога окончательное откровение, которое и составило Коран. Коран является словом Аллаха, последним Священным Писанием, которое не подвергнется изменениям. Коран ниспосылался частями. Некоторые откровения отменяли предыдущие. Принято считать, что в откровениях, пришедших Мухаммеду до переселения мусульман в Медину, содержится меньше правовых установлений.В своем учении помимо веры в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали. Однако идеи Мухаммеда не были поддержаны мекканской знатью, которая отнеслась к нему враждебно. В 622 г. Мухаммед вместе с немногочисленными приверженцами совершил хиджру («исход», «переселение») в г. Ястриб (Медину – «Город пророка»). С этого времени начинается мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед сплотил вокруг себя арабское население города и создал первую мусульманскую общину – умму. В течение восьми лет между мединскими мусульманами и мекканскими многобожниками шла ожесточенная борьба (газават), с явно выраженными религиозными чертами. Учение Мухаммеда, осуждавшего ростовщичество (незаконное накопление денег или определенных товаров) и неравенство среди людей, способствовало росту популярности и быстрому распространению ислама. После завоевания мусульманами Мекки в 630 г. ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама.

Имя «Мухаммед» употребляется в Коране только пять раз. Для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам (прародитель человеческого рода); Муса (Моисей) – 136 раз. Количество жен Мухаммеда у разных историков разнятся (15, 21 или 23 жены). Все дети были от первой жены – Хадиджы бинт Хувайлид (4 девочки и 3 мальчика). Девочки дожили до пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Ясриб (Медину). Арабский Пророк Мухаммед умер 8 июня 632 г. (в возрасте 61 года) в Медине. Над могилой Мухаммеда построена мечеть с зеленым куполом. У пророка Мухаммеда остались ученики. Король Иордании Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими является прямым потомком Мухаммеда в 43-м поколении.

 

Автограф (печать) Пророка Мухаммеда

 

 

После смерти Мухаммеда образовалось теократическое исламское государство Арабский халифат, возникшее в результате мусульманских завоеваний VII-IX вв. и управлявшееся праведными халифами («наместник»). В этом государстве ислам стал мощным консолидирующим фактором для стран Северной Африки, Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 1299 г. тюркские племена под предводительством Османа I начали завоевания, завершившиеся созданием империи (с 1453 г.), простиравшейся от Алжира до Азербайджана и от границ Австрии до Йемена. Турецкие правители до 1924 г. считались султанами («царь царей») и халифами. После распада Османской империи, мусульманские страны были разделены между европейскими державами.

Коран – священная книга мусульман. Слово «Коран» - от араб. «чтение в слух», «назидание». Согласно исламскому вероучению, он был передан путем откровения пророку Мухаммеду. При жизни Мухаммеда содержание Корана передавалось по памяти. После его смерти, по приказу Праведного халифа Усмана был составлен и разослан в разные концы Халифата письменный текст Корана, объявленный каноническим. Текст корана делится на 114 глав (сур), имеющих различное количество стихов – от 3 (103 сура, мекканская) до 286 (вторая, мединская сура). Особенно почитается первая сура, которая часто произносится верующими как молитва. Священным считается текст Корана только на арабском языке.

Сунна пророка Мухаммеда – от араб. «путь», «образец», «пример». Также, как и Коран, содержит предания (хадисы) о деятельности Мухаммеда, толкования его высказываний.

С точки зрения мусульман, эти книги представляют собой разные виды Откровения – исходящее от Бога («богоизреченное» - Коран) и принадлежащее самому Пророку («боговдохновенное» - сунна).

В сунизме ( наиболее многочисленное направление в исламе) сложилось своего рода каноническое вероучение, состоящее из следующих принципов: вера в единого Бога, ангелов, Писания, пророков, Судный день.

В Коране все сосредоточено вокруг Бога, как совершенного и абсолютного бытия, источника всей жизни и любого блага. В отличии от христианского учения, исламская концепция не придает особого значения «первородному греху», утверждая, что Бог простил Адама и Еву их грех, что снимает необходимость в искупительном самопожертвовании Иисуса Христа.

 

2. На основе этико-правовых предписаний священных книг сложился шариат (от араб. «правильный путь», «закон», «обязательные предписания»). – комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, сведенных в единую систему и регулирующих жизнь верующих во всех сферах: религиозная деятельность, нравственные поступки, экономические, политические, социальные, бытовые, семейно-брачные и т.д. В мусульманских странах нормы шариата имеют статус религиозного законодательства. То, как будут исполняться нормы религиозной жизни и совершаться те или иные поступки, приведет праведного мусульманина в рай или грешника – в ад. Большинство мусульманских богословов полагают, что Аллах предопределил судьбу каждому человеку. Мусульмане обязаны исполнить «пять столпов ислама»: свидетельствовать кредо веры: «нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его», молиться пять раз в день, поститься, совершить паломничество (хадж) в Мекку, платить налог – закят (2,5% годового дохода), который идет на нужды общины и в пользу нуждающихся.

Некоторые богословы к «пяти столпам ислама» добавляют еще одну обязанность – джихад (араб. «усилие», «борьба за веру»), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по распространению ислама. В IX в. в исламской догматике утвердилось понимание пяти форм джихада: духовный джихад (внутреннее самосовершенствование на пути к Богу), джихад меча (вооруженная борьба с неверующими – кяфир, или гяур), джихад сердца (борьба со своими страстями), джихад языка, джихад руки (дисциплинарные меры по отношению к преступникам). В настоящее время вооруженный вид джихада используется террористическими и экстремистскими группировками мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности.

Составной частью шариата является адат («обычай», «привычка») - мусульманское право (правила поведения, а также комплекс общественных норм). Пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные в шариате. Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в разнообразных сферах имущественных, семейных и других отношений.

Первоначально все действия мусульман разделялись на запретное (харам) и одобренное (халяль, халал). Впоследствии шариат разделил действия на пять категорий (фард – действия обязательные; мустахабб – необязательные действия; мубах – дозволенные действия; макрух – нежелательные действия; харам – строго запрещенные действия). Таким образом, согласно этике ислама, отношения в обществе должны строиться на основе братства и уважения личности, нарушение которых – харам. Мусульманам запрещается возвышать какую бы то ни было идею, в том числе призыв к региональному или этническому фанатизму. Мусульманин спасается не как индивид, а как член уммы (религиозной общины).

Детально разработанные обрядовые и правовые запреты не дозволяют мусульманам употреблять в пищу свинину и мясо павших животных, алкогольные напитки, наркотики. Запрещены азартные игры, расточительство (чрезмерная трата того, что можно направить на благие дела) и ростовщичество. Коран также ограничивает кровную месть, запрещает самоубийство и убийство людей не по праву.

Ислам является единым вероучением, выделение в исламе направлений вызвано различием его толкований. Первый религиозно-политический раскол в исламе возник во второй половине VII века. Расхождение о характере и преемственности власти в халифате привели к разделению мусульман на суннитов и шиитов (араб. «приверженцы», «партия»).

Сунниты признавали законность власти первых четырех Праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана и Али), а шииты считали единственным законным главой мусульманской общины четвертого Праведного халифа и первого шиитского имама Али (ум. 661 г.). Следствием этого раскола была гражданская война в Арабском халифате (сер. VII в.).

Сунниты – самое крупное направление в исламе (около 85-90 % мусульман). Для суннизма характерна установка на узаконивание утвердившихся обрядов, верований и институтов. В VIII-IX вв. в суннизме возникли юридические школы (мазхабы). Все они считаются легитимными и равнозначными. Самым распространенным из мазхабов (1/3 мусульман мира) ханафизм, официально принятый в начале XVI в. в Османской империи и ныне преобладающий среди мусульман бывшего СССР. Ханбализм представляет собой одновременно и богословскую школу, а его приверженцы, особенно ваххабиты (ваххабизм – от прозвища, данного последователям Муххамада ибн Абдуль, XVIII в.), отличается неприятием инакомыслия, нетерпимостью к новшествам, крайней строгостью в соблюдении религиозных обрядов и норм.

Шииты – вторая по величине ветвь ислама. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что имам избирается только из числа прямых потомков пророка. Шииты делятся на две большие группы: умеренные (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.). Шииты верят, что перед Страшным судом явится Махди (последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия) и установит на земле равенство и справедливость. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают собственные сборники хадисов. Также шииты имеют собственные «священные писания» (ахбар), включающие хадисы об имаме Али. Шиизм распространен в Иране, Ливане, Йемене, Бахрейне и других странах среди 10-20% мусульман.

Суфизм (от суф – «шерсть», из которой изготовлялась одежда дервиша-монаха) – распространенное с VIII в. движение в исламе, целью которого является достижение связи человека с Богом через очищение сердца. С суфизмом связано понятие тариката (путь богопознания, а также этап духовного совершенствования). Согласно суфийскому учению, каждый человек способен добиться общения с Богом путем самоотречения, аскетизма и молитв под руководством духовного наставника.

 

3. Исповедание веры (шахада) – это признание единства Богаи пророческой миссии Мухаммеда. Произнесение сакральной формулы шахады – «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Чтобы стать мусульманином, достаточно с верой в сердце вслух произнести эту формулу. Шахаду следует произносить при рождении ребенка и перед кончиной, во время обязательной пятикратной ежедневной молитвы и вне ее.

Молитва (намаз) – ритуальная молитва, которая совершается в конкретное время, по установленному ритуалу. Обязательная молитва совершается пять раз в день: утром, днем, в предвечернее время, вечером и ночью. Перед совершением намаза мусульманин должен совершить ритуальное омовение водой или чистой землей. Молитвы совершаются в закрытой одежде, обращаясь лицом к Мекке. Каждую пятницу в полдень мусульмане посещают главные мечети (Джума-мечеть или соборная мечеть) для совершения совместной молитвы (джума-намаз). Пятничное богослужение сопровождается проповедью.

В первые века существования ислама мечеть выполняла функции центра культурной и общественно-политической жизни мусульманской общины, совмещая функции молельного дома, религиозной школы, гостиницы и т.д. Постепенно мечеть лишилась светских (политических и юридических) функций.

Пост (ураза) – во время поста в 9-й месяц мусульманского календаря Рамадан или Рамазан постящимся мусульманам с рассвета до заката солнца следует воздержаться от любой пищи, питья, курения и иных чувственных наслаждений. Постящимся желательно поесть за несколько минут до рассвета и сразу же после захода солнца. От поста освобождаются несовершеннолетние, больные, престарелые, беременные и кормящие женщины, путники. Кроме общеобязательного поста в месяц рамадан, в исламе имеются индивидуальные посты – по обету (назр), во искупление грехов (каффара) или из благочестия.

Милостыня (закят) – обязательная милостыня, которая выплачивается ежегодно в пользу бедняков, неимущих, должников, путников и других нуждающихся. Размеры обложения разработаны в шариате и составляют 1/40 часть годового дохода, для тех, кто имеет необходимую сумму. Закят взимается с любого имущества и плодов земледелия. Ежегодно до наступления праздника Ураза-байрам каждый мусульманин обязан выплатить эту милостыню. Помимо обязательной милостыни, ислам поощряет и добровольное пожертвование.

Паломничество (хадж) – в Мекку, совершается хотя бы один раз в жизни, если позволяют физические и материальные возможности. Паломничество совершается между 7-м и 10-м днями 12-го месяца. Оно состоит из посещения Заповедной мечети (в Мекке), холмов и других священных мест, а также в выполнении различных очистительных обрядов. В числе рекомендуемых, но не обязательных действий входит посещение могилы пророка Мухаммеда в Медине. Совершивший хадж получает почетное звание хаджи и пользуется в мусульманском обществе особым уважением. Наряду с коллективным хаджем рекомендуется индивидуальное паломничество – умра, которое можно совершить в любое время года.

 

Исламские религиозные праздники отмечаются мусульманами ежегодно по лунному исламскому календарю, летоисчисление по которому ведется с 16 июля 622 г. (от Хиджры – переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 г.; год Хиджры стал первым годом исламского лунного календаря). Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10-11 дней меньше солнечного календаря. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Мусульмане традиционно празднуют два главных праздника:

Праздник разговения (Ураза-байрам), «праздник прекращения поста» - отмечается в честь окончания поста в священный месяц Рамадан (Рамазан). Установлен пророком Мухаммедом.

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам) – исламский праздник окончания хаджа (паломничество в Мекку и ее окрестности), отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам и связан с жертвоприношением исламского пророка, общего предка арабов и евреев Ибрахима (библейский пророк Авраам).

Новый год празднуется в первый месяц исламского лунного календаря. В большинстве мусульманских стран он не отмечается как традиционный праздник. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переселению (хиджре) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. – начала мусульманского лунного календаря.

Помимо этого, мусульмане празднуют день рождения пророка Мухаммеда (празднуется 12 числа третьего месяца лунного календаря; поскольку точная дата рождения пророка неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества; в исламе дни рождения отмечаются скромно или вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, отмечаются более торжественно); Ночь вознесения пророка Мухаммеда, Ночь предопределения (почитаемая ночь месяца поста Рамадан, связанная с ниспосланием пророку Мухаммеду Корана в виде откровения) и т.д.

Исламская семейная этика не допускает безбрачия, возводя брак в религиозную обязанность. Коран разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он будет одинаково справедлив к ним. Многоженство встречается редко, а в ряде исламских стран ограничено законом. Исламский брак – это договор, а не религиозное таинство. Заключение брака обычно совершается в присутствии духовных лиц.

Обряды, связанные с рождением и смертью, различаются в зависимости от региона и эпохи, однако имеют общие черты. В течение нескольких дней после рождения новорожденному дают имя, остригают волосы, раздают милостыню и приносят жертву. Над мальчиком, до достижения им совершеннолетия (12 лет), совершается обряд обрезания. У девочек совершеннолетие – 9 лет. Похороны происходят в день кончины. Тело обмывают и заворачивают в саван (одежда или покрывало). Над ним читают погребальную молитву. Тело опускают в могилу без гроба и укладывают лицом к Мекке.

 

4. Числоприверженцев ислама – более 1,8 млн. чел., проживающих в более чем 125 странах мира. В 28 странах ислам является государственной (официальной религией) – Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Регион традиционного распространения ислама охватывает Ближний и Средний Восток, Северную Африку (Алжир, Египет, Ливия, Судан), Центральную Азию (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Монголия, районы азиатской России южнее таежной зоны, Афганистан), Северный Кавказ (Краснодарский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чеченская республика, Дагестан, Ставропольский край, частично Ростовская область и частично Калмыкия) и часть Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия, частично Абхазия и Южная Осетия), Центральную Россию (Поволжье и Приуралье).

Одной из характерных черт современного ислама является модернизм (просвещенный ислам). Распространился в XIX веке, как идеология буржуазии, нацеленная на ликвидацию феодализма, чтобы приблизить жизнь исламских народов к уровню западной культуры. Основателем исламского модернизма считантся египетский общественный и религиозный деятель, главный муфтий Египта Мухаммад Абдо. В различных сферах ислама происходит «очищение» от различных архаичных элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. Модернисты выступают за переосмысление Корана и Сунны. Модернизм на государственном уровне в 1920-х гг. был воплощен в Турции, преобладает в Алжире, Марокко, Пакистане, Сирии, Тунисе и т.д.

Исламские традиционалисты (ортодоксы) наоборот отстаивают неприкосновенность обрядов и догм ислама.

В современном исламе наблюдается тенденция фундаментализма (возрождения), провозглашавшего в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама. Идейные истоки этого учения находятся в ваххабизме, который признает авторитет исключительно Корана и Сунны. Они объявили серьезным нарушением паломничество к святым местам, в том числе к могиле Пророка, а также запретили просить помощи у кого-либо, кроме Бога.

Политический ислам (исламизм) возник в конце XIX века, как сопротивление западному культурному и политическому влиянию. Политико-идеологическая доктрина была разработана в начале 1920-1930-х гг. Современные исламские ученые (улемы) Саудовской Аравии, Катара, Кувейта утверждают, что подлинный ислам не может быть иным, как политическим. Например, египетская исламистская организация «Братья–мусульмане» выступает за строжайшее соблюдение законов шариата. Быстрому продвижению идей радикального ислама за пределы традиционных исламских стран способствуют миграции и Интернет. Светское государство понимается радикалами как орудие ограничения свободы мусульман, путь к вестернизации и отход от законов шариата. Политический ислам колеблется между реформами и революцией, пропагандой и террором. Мусульмане должны объединиться в общины, захватить власть и установить режим, основанный на шариате. Истинный мусульманин не постигнет истины если будет подчиняться не мусульманину. Непосредственной обязанностью мусульманина, которой он должен посвятить восемь месяцев в году, является джихад (или газават) – распространение веры, война с неверными, готовность отдать жизнь для распространения ислама. Внешний джихад должен дополняться внутренним джихадом (борьбой со страстями).

Межправительственные исламские организации

Организация исламского сотрудничества (ОИС) – создана в 1969 г. (до 2011 г. – Организация исламской конференции – ОИК) – наиболее авторитетная межправительственная организация после ООН, объединяет 57 стран с населением 1,5 млрд. чел.

Всемирная исламская лига (ВИЛ) – основана в 1962 г. со штаб-квартирой в Мекке. Основные цели: пропаганда ислама, борьба с враждебными идейными течениями, укрепление политических позиций мусульманского духовенства, объединение молодежи «под знаменем ислама».

Процессу объединения исламских государств препятствует ряд факторов: разногласия между основными религиозными направлениями (суннизм и шиизм), неравномерность развития стран и народов, политическая нестабильность (Афганистан, Ближний Восток), войны (Афганистан, Ирак, Сирия), включенность в разные военные и экономические блоки, зависимость мусульманских стран от Запада, вмешательство Европы и США.

Движение неправительственных организаций – за объединение всех мусульман в рамках «истинно исламского» государства началось с образования в 1928 г. организации «Братья-мусульмане». После Второй мировой войны эта организация участвовала в национально-освободительной борьбе сочетая легальные методы с террористическими. В 1970-х гг. организация повела борьбу за «исламскую государственность» в Афганистане, Египте, Иордании, Сирии. Например, в Сирии стояла задача – свержение режима президента Асада.

При участии «Братьев-мусульман» в Иране была создана организация «Бойцы ислама».

В ходе арабо-израильского конфликта возникли: «Исламское движение сопротивления» («Хамас», отделение «Братьев-мусульман») (Палестина), «Хезболлах» («партия Аллаха») (Ливан) и «Палестинский исламский джихад», которые поставили цель: создание исламских государств и уничтожение государства Израиль. Израиль периодически наносит удары по основным административным, военным объектам «Хамас» в секторе Газа.

После вывода советского контингента из Афганистана (1979-1989), там разгорелась борьба между лидерами «моджахедов», затем – между «умеренными» и «радикалами» - движением «Талибан» («ученики медресе»), цель которого - создание «Великого Афганистана». «Талибан» был ослаблен в результате военной операции США в 2001 г. (движение активизировалось в 2008 г.).

В 2011-2012 гг. ряд стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока охватили массовые выступления протеста, известные как «арабская весна». Ее результатом стало свержение правящих режимов в Тунисе, Ливии, Египте, противостояние между властью и оппозицией в Сирии.

В послевоенный период ислам получил заметное развитие в немусульманских странах (США, страны Евросоюза, Англия, Германия, Франция. Активизируется деятельность радикальных исламских организаций.

Столкновение мусульманской и европейской культур также разжигает определенные противоречия. Так, в 2005 г. датская газета напечатала карикатуру на пророка Мухаммеда, произошел международный скандал и конфликт. В 2011 г. в Норвегии Андерс Брейвик совершил теракт против «исламской колонизации» Европы. В 2012 г. в США отснято оскорбляющее пророка Мухаммеда видео «Невинность мусульман» и т.д.

В странах СНГ подъем «исламского возрождения» проявился в результате всплеска этно-религиозного самосознания. Среднеазиатские и кавказские государства в 1992, 1995 и в последующие годы оказались под угрозой вооруженного противоборства с исламистами. Например, в Чеченской республике режим Д. Дудаева, а в большей степени, З. Яндарбиева, взял курс на ускоренную исламизацию. В первой (1995 – август 1996 гг.) и второй (август 1999 г.) чеченских кампаниях радикальные исламисты, которым помогали «Аль Каида» и «Братья-мусульмане», были «выдавлены» из Чечни в другие республики Северного Кавказа, где продолжили борьбу за создание государства по законам шариата.

Относительно Северного Причерноморья, то тут ислам распространялся среди тюркских народов еще в домонгольский период. Закрепился в Крыму уже после прихода монголо-татар. В 1475 г. Крымское ханство подчинили турки; правители Крыма стали вассалами Стамбула. В результате русско-турецких войн, Крым в 1783 г. отошел к России, а в 1954 г., по решению Н. Хрущева, был передан Украине. Еще в мае 1944 г. была проведена депортация крымских татар (в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан), где много татар погибло. Крымские татары были реабилитированы в 1968 г., а возвращаться в Крым начали только после 1989 г.

В 1917 г. население Крыма составляли: русские – 41,2%, крымские татары – 28,7%, украинцы – 8,6%, а по переписи 2001 г. – русские – 58,3%, украинцы – 24,3%, крымские татары – 12%.

Когда Украина взяла курс на независимость, крымские татары поддержали руководство страны. Руководство крымско-татарским движением осуществляет созданная в 1988 г. Организация крымско-татарского национального движения, которая поставила своей целью признание крымско-татарского народа как правосубъекта, преобразование крымской автономии в крымско-татарскую. В 1991 г. образован представительский орган Курултая (национального съезда, парламента) крымских татар – Меджлис («место собрания»). Председателем с момента образования до ноября 2013 г. был Мустафа Джемилев (с ноября 2013 г. – Рефат Чубаров). В 1990-2000-х гг. Меджлис периодически провоцировал конфессиональные вопросы в отношении татар с населением Крыма и государством. В 1992 г. украинское руководство не препятствовало созданию крымских отрядов самообороны под предлогом защиты от погромов.

В результате внутриполитического кризиса в Украине 2013-2014 гг., 16 марта 2014 г. в Крыму провели референдум, а на следующий день провозгласили суверенную Республику Крым. 18 марта 2014 г. был подписан договор между Россией и Крымом о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. Верховная Рада Украины не признала результатов референдума и воссоединение Крыма с РФ, продолжает считать Крым частью Украины. Крымские татары участие в референдуме проигнорировали. Меджлис сначала не признавал результатов, потом перешел к сотрудничеству с крымским руководством. Крымские татары исповедуют ислам суннитского направления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: