Теоретические подходы к исследованию молодежного сленгового языка.




Научно - исследовательская работа.

Исследование сленгового молодёжного языка

Работу выполнил: Журавлёв Михаил

Ученик 10 «Б» класса

 

Научный руководитель: Пюльзю Егор Михайлович –

Специалист, методист, педагог дополнительного образования

МОУ ДО Детско-Юношеский центр

г. Петрозаводск 2018

ЦЕЛЬ: Исследование сленга молодёжной и подростковой среды в г. Петрозаводске

ЗАДАЧИ:

1. Сбор данных о наполнении сленга молодёжной, подростковой среды г. Петрозаводска

2. Анализ полученных данных

 

ГИПОТЕЗА: Существуют различия в наполнении сленгового языка у школьников и студентов

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Молодёжь города Петрозаводска

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Молодёжный сленговый язык

 

Теоретические подходы к исследованию молодежного сленгового языка.

1.1 Основные понятия.

 

Молодёжный сленг – это социолект, используемый людьми в возрасте от 7 лет до 31 года. Существует огромное количество определений сленга, нередко противоречащих друг другу. Основных версий происхождения слова «сленг» несколько. По одной из них английское слово slang происходит от sling («метать», «швырять»). Если придерживаться другой версии, то слово «сленг» имеет своё происхождение от slanguage, причём начальная буква «s» якобы добавлена к language в результате исчезновения слова thieves; то есть, первоначально речь шла о воровском языке thieves’ language.

Большое количество английских исследователей использует слово «сленг» просто как синоним жаргона. В Англии, по утверждению доктора филологических наук А. Липатова, сленг существовал уже в XIV веке, однако само это речевое явление было известно под другими названиями, и чаще всего как «cant». Первая попытка заменить термин «cant» термином «slang» относится к 1788 г. Предпринята она была в первом научном словаре «вульгарного» языка (1788) английского лексикографа Френсиса Гроуза.

Чаще всего в России цитируется определение В. А. Хомякова: «сленг – это относительно устойчивый для определенного периода, широкоупотребительный, стилистически маркированный лексический пласт, компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту»

О. С. Ахманова частично соглашается с точкой зрения B. A. Хомякова, предлагая несколько следующих трактовок понятия: «сленг»

сленг –разговорный вариант профессиональной речи;

Сленг - это элементы разговорного варианта той или иной профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих языках особую эмоциональную окраску.

В России большой вклад в исследование сленга внес Лев Иванович Скворцов, автор исследования «Взаимодействие литературного языка и социальных диалектов (на материале русской лексики послеоктябрьского периода)» 1966 года издания. В своей работе Л.И. Скворцов предлагал различать жаргон «в узком смысле слова». Он утверждал, что в данном случае жаргон не выходит за пределы специальной или возрастной сферы общения. Жаргон в расширительном смысле Скворцов определяет как сленг, который, по его мнению, удобен для описания механизма взаимодействия литературного языка с нелитературными сферами речи и жаргонизированную лексику, примыкающую к жаргонно-просторечному стилю, к «низкому» слою обиходно-разговорной лексики»


 

Л. И. Скворцов выделяет несколько источников, за счёт которых и формируется «молодёжный сленг»

· Профессиональная речь

· Диалектизмы

· Заимствования из других языков

· Заимствования из жаргонов

 

В нашей работе мы считаем, что сленг в данный временной промежуток занимает значительное место в разговорной речи людей разных возрастов, особенной в среде подростков и молодежи. В последнее время, лингвисты уделяют всё больше и больше внимания к разговорному языку. Разговорный язык – это язык, используемый в диалогах и широко распространяющийся в речи. Слово «сленг» является самым поздним среди обозначений молодёжной речи.

Отметим, что свою популярность в широком применении сленг получил в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с широким распространением в разговорной речи отдельных слов, заимствованных из иностранных диалектов, в большей мере, из английского языка. В настоящее время сленг получает широкое распространение благодаря использованию его составляющих в медийной – интернет среде. Короткие слова – удобные для написания, модные слова из развлекательного контента, слова, описывающие новые, привязанные к интернет - среде, социальные явления, как, например, слово «Хайп», описывающее востребованность того или иного интернет – контента. Особенно широкое распространение, в связи с переходом большой части общения «в сеть», сленговый язык имеет в рядах молодёжи и подростков. Именно в подростковом периоде, как утверждали в своих работах известные Российские учёные – психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, общение является ведущим – формирующим личность типом деятельности.

В нашей работе важно обратить внимание на одно их положений культурно – исторической концепции развития человека Л.С. Выготского, который утверждал, что процесс развития психики сопряжен и имеет опору на процесс усвоения знаковой системы человеком. Знаком, который усваивает человек, на котором базируется его развитие, Л.С. Выготский называет, в первую очередь, «слово».

Опираясь на Культурно-Историческую теорию Льва Семёновича Выготского, мы можем прибегнуть к выводу о том, что развитие мышления, а так же других психических функций происходит через овладение ребёнком системы знаков-символов, таких как система счёта, письмо, речь. Человек развивается в обществе, и без общества человек развиваться не может

Выготский утверждал, что знак – это орудие психической деятельности, созданное человеком средство для управления поведением, неважно чужим, или своим. Знак возник и нашёл применение в культуре и, исходя, из этого является культурным средством.

История развития знака – это история развития и самого человечества. Чем больше развивается знак, тем больше развиваются и высшие психические функции

Знаком можно назвать речь, жесты, ноты, живопись. Дети усваивают знак в процессе общения, запоминают их, и начинают пользоваться ими для управления ими в своей психической жизни. Когда человек начинает владеть знаками, он приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира становятся компоненты познания и эмоционально-мотивационные компоненты.

Слово, как устная и письменная речь тоже является знаком. Одним из основных моментов является овладение словестным знаком. Именно слово является тем средством, которое, став внутренним, кардинально изменяет психологическую жизнь человека.

Человек мыслит речью, мыслит словами. Человек не может, к примеру, хотеть пойти в кинотеатр, если он не знает, что такое кинотеатр

Высшие психические функции изначально возможны как форма сотрудничества с обществом, другими людьми, но позже она становятся индивидуальными. Например: речь – средство общения и взаимопонимания между людьми, но вскоре она начинает нести и интеллектуальную функцию.

Благодаря усвоению знаков у детей формируется знаковая функция сознания, формируются такие процессы как речь, воля, мышление, то есть усвоение знаков формирует психику детей.

В подростковых группах формируются определенные модели поведения, вырабатывается свой стиль жизни, складывается соответствующий образ (элементы костюма, прическа) – формируется своя субкультура, неотделимой частью которой является свой набор знаков - слов, свой этакий словарь, в котором большая половина слова из сленгового языка. В подростковый период впервые возникает потребность отойти от официальной речевой культуры. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами преподнести себя уникальным, исключительным и неповторимым – вот что становится привлекательным для подростков. Во время нахождения в этом кругу, компании, при общении друг с другом очень часто отвергается литературный язык, а на его место приходит некое словестное пренебрежение нормативами, разрушающее законы и нормы литературного языка. Общим достоянием подростков становятся оригинальные с их точки зрения словесные выражения. Желание выразить не испытанные раннее чувства, эмоции, переживания побуждает подростков употреблять в речи своеобразные и экспрессивные слова – знаки сленгового языка.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: