Все решили «Крылья советов»




Что испытано на Винтае, в космосе не подведет

Сотрудники испытательного комплекса ОАО «Кузнецов» всегда работают на совесть

АННА ФЕДОРОВА

Поделиться:

FlipЕжедневная рассылка новостей KP.RU

Испытание двигателей - запоминающееся зрелище.

Изменить размер текста:AA

Через Волгу от Винтая вдоль реки расположился поселок Зольное. Маленькой девочкой мне часто, почти каждый вечер, доводилось наблюдать, как небо над другим берегом окрашивалось в ярко-красный цвет. К закату это явление никакого отношения не имело, поскольку сопровождалось низким гулом, от которого стекла в окнах некоторое время дребезжали. У приезжих гостей расширялись глаза, а мы, дети, с важным видом и папиными интонациями их успокаивали: «Да это у нас авиационные двигатели на той стороне испытывают - ничего страшного!» Самих при этом распирала гордость - вот у нас какие важные дела творятся под боком! А если бы знали, что проверку проходят двигатели для космических ракет, наверное, вообще бы лопнули. Кто бы мог подумать, что однажды с удостоверением журналиста «Комсомолки» удастся побывать на этом закрытом, некогда засекреченном полигоне.

Испытательный комплекс в поселке Винтай - самое отдаленное обособленное подразделение ОАО «Кузнецов». На его стендах серийные ракетные двигатели предприятия проходят последнюю ступень - огневые испытания. Технические масштабы и мощь комплекса потрясают, но главной движущей силой по-прежнему остаются люди, работающие на задачи производства круглосуточно, с максимальной ответственностью и отдачей. Среди них есть еще даже свидетели испытаний самого первого ракетного двигателя предприятия, которые проходили в Химках. Помнят они и о вводе в эксплуатацию испытательных стендов на Винтае, и об испытаниях «лунных» двигателей. Их - единицы, и их воспоминания бесценны.

Проходная на полигон: только для испытателей!

Все решили «Крылья советов»

Студент Киевского ордена Ленина политехнического института Василий Бублик не мог даже представить, что свою жизнь свяжет с волжским Куйбышевым. И уж тем более, что займется испытаниями ракетных двигателей - о полете в космос человечество еще и не мечтало.

Все началось в 1958 году, когда Василий Яковлевич приехал в Центральную научно-исследовательскую лабораторию пьезотехники Москвы, чтобы завершить работу над дипломным проектом. После чего, как и большинство студентов, попал «под распределение».

- Сначала мне предложили поехать на один из заводов в Йошкар-Оле. Я отказался - решил для себя, что в городе нет команды класса «А» по футболу, и я не смогу видеть киевское «Динамо», за которое болею. Другим вариантом был Куйбышев. Вспомнил, что в этом городе есть команда «Крылья Советов», ее знал хорошо. Вот так и попал сюда, - смеется Василий Бублик.

И начались командировки в ОКБ-456 Государственного комитета оборонной техники города Химки (ныне ОАО «НПО Энергомаш»). Именно там, на стенде разработчика, проводились первые огневые испытания двигателей, изготовленных серийным заводом №24 им. М.В. Фрунзе (ныне ОАО «Кузнецов»). Молодым специалистам предстояла большая и ответственная работа - научиться испытывать новую технику.

- Первое испытание, которое прошло 29 декабря, оставило неизгладимое впечатление, - вспоминает Василий Яковлевич. - Несколько человек из нашей группы испугались, в итоге отказались от этой работы. Я был из тех, кто остался и продолжил трудиться.

К концу 1961 года строительство собственного испытательного комплекса - «Химзавод» - в Винтае было окончено. Ударными темпами пошло отлаживание систем, и уже 31 августа на нем состоялись первые испытания. По словам Бублика, двигатель отработал 9,5 секунды, а потом произошло его аварийное выключение. Разбираться в причине не стали, решили все аварийные схемы реагирования отключить, чтобы они не останавливали испытания. На следующий день огневая проверка прошла успешно.

Началась интенсивная работа. В сутки проводилось по два запуска. Работали сначала две-три смены, а уже через год - пять. Через пять лет на испытание огнем привезли первые двигатели из «лунной» программы.

- Осенью 1966 года встал вопрос о проведении на стенде №1 испытаний НК-33, а запуски двигателей РД-107 и РД-108 перенести на второй, - рас- сказал Василий Яковлевич. - Кузнецовские НК-33 испытали ночью 13 апреля 1967 года. Хотели ко Дню космонавтики, но не успели.

По его словам, их конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов, чье имя сегодня носит предприятие, присутствовал только на одном испытании, на втором. Приезжали заместители легендарного конструктора, которые очень тщательно контролировали ход работ. Василий Бублик вспоминает разочарование, которое испытал коллектив, узнав о полете американцев на Луну - почувствовали, что скоро испытания лунных двигателей прекратятся.

- Все были расстроены. Очень хотелось побывать на Луне первыми, - вздыхает он. - Но история НК-33 не окончена. Его испытания на «Химзаводе» всегда проходили практически без изъянов. Двигатель действительно очень надежный. За ним - будущее.

За плечами Василия Яковлевича Бублика 55 лет безупречной работы. Он нисколько не жалеет о том, что судьба привела его на Винтай. Ветеран начинал трудовую деятельность простым инженером-электриком, на протяжении 11 лет возглавлял один из цехов Сегодня на Винтае он продолжает работу в должности ведущего специалиста управления главного технолога. О молодежи, которая сегодня трудится на производстве, отзывается положительно, но констатирует: любознательности ребят середины ХХ века было больше.

- Тогда мы больше жили идеей, - считает ветеран. - Когда отработал положенные по распределению три года, даже не старался уехать. Комсомольское слово было дороже всего.

Современный коллектив ОП «Винтай» чтит традиции своих предшественников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: