− свобода предпринимательской деятельности
− инициативная и самостоятельная деятельность
− получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности
− юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности
− законность
− свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности | |
Прямое регулирование | Косвенное регулирование |
Необходимость государственной регистрации предпринимателей, получения лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг | предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению |
Издержки производства – затраты, связанные с производством продукции
Виды издержек производства | ||||
постоянные | переменные | внешние (явные) | внутренние (неявные) | общие (валовые) |
Затраты, независящие от объёма производимой продукции | Затраты, изменяющиеся в зависимости от объёма производства | Затраты ресурсов, приобретаемые на стороне, у поставщиков | Затраты собственных ресурсов | Сумма издержек на производство и реализацию продукции: постоянные издержки + переменные издержки |
Затраты на содержание и охрану здания, содержания управленческого аппарата | Затраты на сырьё, материалы, электроэнергию |
Цель производителя – свести к минимуму издержки путём выбора оптимальной комбинации ресурсов
Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании
Признаки рыночной экономики:
1) Преобладание частной собственности при равноправии форм собственности
2) Максимальная свобода хозяйственной деятельности
3) Активный учёт спроса и предложения
4) Конкуренция
5) Свободное ценообразование
Преобладание частной собственности при равноправии форм собственности
· Рынок порождён частной собственностью и без неё немыслим
· Законодательство РФ не предоставляет частной собственности каких-то особых преимуществ по сравнению с другими
Максимальная свобода хозяйственной деятельности
· Каждый производитель свободен производить всё, что ему кажется выгодным и перспективным (кроме того, что запрещено законом)
· Продавцы свободны в выборе товара и места торговли
Активный учёт спроса и предложения
· Предложение – желание и возможность производителя продать конкретный товар или услугу
· Величина предложения – количество товара, которое продавцы готовы продать по той или иной цене в данном месте и в данное время
· Спрос – желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу
· Величина спроса – количество товаров, которое люди хотят и могут купить по данной цене в данном месте и в данное время
· Производитель стремиться выпускать продукцию, которая пользуется спросом у потребителя
Конкуренция
· Среди производителей идёт бесконечное соревнование за максимальный рост объёма производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции
· Среди потребителей идёт соревнование за наиболее выгодное размещение своих доходов: выбрать товар или услугу лучшего качества и по более низкой цене
· Продавцы и покупатели соревнуются за наибольшее влияние на величину розничных цен: продавцы хотят продать товар подороже, покупатели заинтересованы купить товар подешевле
· Конкуренция побуждает производителей изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества
Свободное ценообразование
· Цены диктует рынок, исходя из соотношения спроса и предложения и необходимости получения прибыли
· Спрос находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар
· Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны изготовить и продать
· Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену
· Равновесная цена – цена, по которой заключается реальная сделка
Черты рыночной экономики
Положительные
· Способна с помощью конкуренции и рыночной цены быстро откликаться на потребности в новых товарах и услугах
· Уравновешивает спрос и предложение
· Оперативно использует новые технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли
· Отличается гибкостью и высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям
Отрицательные
· Не гарантирует право на труд и доход, воспроизводит существующее экономическое неравенство
· Слабо обеспечивает поддержку некоммерческих отраслей (образование, наука, культура, здравоохранение)
· Медленно реагирует на потребность в коренных преобразованиях народного хозяйства, требующих больших капиталовложений и не дающих быстрой выгоды
· Не способна предотвратить кризисы перепроизводства, порождает безработицу, инфляцию
Обмен – процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт
|
|
|
Обмен вытекает из общественного разделения труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции
Общественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности
Специализация – приобретение специальных знаний, навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии; разделение труда на отдельные операции и элементы
Разновидности обмена
· Бартер – обмен одного товара на другой без посредства денег
· Торговля – обмен одного товара на другой посредством денег
Преимущества торговли
· Позволяет более точно измерить стоимость товара
· Позволяет сократить время обмена
· Позволяет сократить издержки при обмене
Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена