16.02.2022
Б класс Обществознание
Тема урока: «Главные вопросы экономики».
Цели и задачи: -познакомить с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.
- формирование познавательного интереса к экономическим вопросам современности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
.
Ход урока
I. Всех приветствую.
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом:
1) цель
2) средство
3) потребность
4) производство
2. Одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества:
1) ограниченность свободных благ
2) ограниченность ресурсов
3) лень
4) альтернативная стоимость
3. Из двух суждений: а) все жизненные блага человек производит сам; б) жизненные блага бывают предметами потребления:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Проблему ограниченности ресурсов можно решить:
1) если люди будут экономить ресурсы
2) если все добровольно ограничат свои потребности
3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров
4) нет верного ответа
5. Свободные блага:
1) морская вода
2) воздух
3) компьютер
4) песок в пустыне
5) одежда
6) проезд в автобусе
III. Введение в новый материал.
На прошлом уроке мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены и что экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой потом, какие блага производить и т. д. Как это происходит? Какие проблемы возникают? Как они решаются? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока: «Главные вопросы экономики».
Проблемные вопросы
— Что и для кого выгодно производить?
— Кого можно назвать рациональным производителем?
— Где границы экономической свободы?
IV. Работа по теме урока
Нужно ли регулировать производство?
Мы выяснили, что потребности человека безграничны, а ресурсы планеты ограничены. Следовательно, перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом приходится делать экономический выбор и отвечать на три главных вопроса экономики.
Что производить?
Вывод. Вопрос о том, что производить, возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Это один из главных вопросов для любого общества, независимо от уровня производства и политической системы.
Как производить?
Вывод. Вопрос о том, как производить, возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Так, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой). В США имеются сравнительно дешевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.
Для кого производится продукт?
Вывод. Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения.
Экономическая система и ее функции.
— Факторы, определяющие способы координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам.
- Изучите и прокомментируйте схему.(устно)
Типы экономических систем.
— Работая со страницей 155 § 18 учебника охарактеризуйте типы экономических систем и заполните сравнительную таблицу.
Первая — традиционная экономика.
Вторая — командная экономика.
Третья — рыночная экономика.
Четвертая г — смешанная экономика.